В рамках проекта «Интегрированные занятия» Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества г. Балтийска прошло интегрированное, открытое занятие двух объединений - краеведческого объединения «Градоведение», руководитель Крикушенко Е.Г. и образцовой студии эстрадного пения «Созвездие» руководитель Доманицкая Н.В.
Цель занятия:
- Показать возможность сочетания использования знаний учащихся по истории и краеведению со знаниями музыкальных произведений патриотического направления в стихах и песнях о России и малой Родине.
- Патриотическое воспитание учащихся объединений.
- Реализация учащимися объединений умений и навыков выступления перед большой аудиторией.
Оборудование:
- иллюстрации (герб России, герб Калининградской области, сборники стихов и песен о России и Калининградской области);
- нотные приложения, фортепиано;
- компьютерная презентация исследовательской работы;
- фонограммы (-), CD – проигрыватель;
- мультимедийный проектор;
- микрофоны, синтезатор.
В проведении занятия были задействованы все возрастные категории учащихся.
В соответствии с темой студией эстрадного пения «Созвездие» был подобран репертуар:
-
«Россия»
-
«Моя Россия»
-
«Кенигсбергу»
-
«Гимн Балтийска»
Учащиеся объединения «Градоведение» представили исследовательские работы по теме: «Городская геральдика» и «Гербы городов Калининградской области».
При проведении занятия использовалось сочетание теоретической части с практической, проведение музыкальных викторин, викторин по истории края, практическое применение сведений о дыхании и голосовом аппарате (дыхательные упражнения и тренировочные упражнения для распевания голоса, отрабатывался прием мягкой и твердой атаки звука) в работе над песенным репертуаром. Выбор песен, предлагаемый на данном уроке носит благородное направление активной музыкально – поэтической деятельности, их образы оказывают на молодых исполнителей и слушателей облагораживающее и воспитывающее воздействие, прививают любовь к Родине, краю и вырабатывают определенную гражданскую позицию. Современность и актуальность патриотической тематики поддерживалась поэтическим текстом, ритмикой и яркой палитрой музыкального языка.
Использование на уроке технических средств обучения (компьютерные технологии), презентация: «Гербы городов Калининградской области», тексты песен усиливали и поддерживали музыкальную и общественную активность.
План – конспект:
- Песня «Россия».
- Рассказ об истории появления гербов.
- Упражнения на дыхание, артикуляцию.
- Песня «Моя Россия», физкультминутка.
- Викторина.
- Представление работы «Городская геральдика Восточной Пруссии» с компьютерной презентацией.
- Песня «Кенигсбергу».
- Рассказ о гербе Балтийска.
- Гимн Балтийска.
Звучит песня «Россия».
Слова и музыка Е. Михайлов (исполняет старшая группа студии «Созвездие»).
«...Здесь моя земля,
Здесь моя судьба,
Здесь моя родина, вера моя.
Здесь мое счастье и песня моя»...
В средние века в странах западной Европы появилась традиция проводить рыцарские турниры. Рыцари были в доспехах, а лица закрыты шлемами и узнать все необходимое о нем, можно было только по гербу. Все, кто присутствовал на турнире, умели читать гербы. Существовали и люди, которые специально занимались составлением и описанием герба.
Герольд – человек, занимавшийся составлением и описанием гербов.
Сегодня каждое государство имеет три символа: герб, флаг, гимн. Но так было не всегда, например гимны появились только в 19 веке.
Герб – отличительный знак государства, города или рода (семьи), передаваемый по наследству.
Геральдика – наука о гербах, их описание и составление.
Форма щита:
- Треугольная (нормандская).
- Квадратная с округлением внизу (испанская).
- Четырехугольная с заострением внизу (французская).
- Фигурный, вырезной (итальянский).
- Овальный (женский).
Цвета:
- Алый (красный) – огонь, тепло (храбрость).
- Пурпурный (ярко – ярко красный).
- Голубой.
- Зеленый – надежда, изобилие.
- Черный – земля (скромность, образцовость).
- Оранжевый.
- Коричневый (очень редко).
- Белый – обозначение металла – серебра.
- Желтый – золото.
На гербах рыцарей, герцогов, королей помещали – девиз.
Девиз – краткое высказывание, отражающее особенности родовой истории, особые заслуги.
Примеры девизов:
- «Исполнить или умереть»
- «Лишенный наследства»
- «Жизнь королю, честь – никому»
В русской науке о гербах существовали свои правила – герб должен отражать историю города (его географическое положение, экономику, традиции).
Предлагаемая песня требует предварительного выполнения тренировочных упражнений для работы с голосом (в пении и в речи).
Учащимся предлагается выполнить упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию, упражнение для распевания голоса.
Упражнение №1:
- Плавный глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот.
- Резкий вдох через нос и плавный выдох через рот (и наоборот).
Упражнение №2:
- Произнесение скороговорки с постепенным ускорением темпа: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа».
Упражнение №3:
- Пассаж губами (брр — р — р) от I ступени до V ступени (вверх, вниз в пределах I октавы).
Современная аранжировка и ритмика, используемые в данной песни позволяют провести физкультминутку в процессе исполнения песни, включающую двигательные упражнения на концентрацию внимания и релаксацию для смены видов деятельности в процессе урока.
Песня «Моя Россия».
Слова и музыка С. Паради (текст песни отображен на проекторе и разучивается всеми участниками занятия).
«...Моя Россия, моя страна!
Ты так красива во все годы – времена,
Моя Россия, мои друзья
Дай бог нам силы,
Мы вместе одна семья...»
Викторина на знание истории Калининградской области, государственной символики, песен о России, о малой Родине.
Российский герб в виде двуглавого орла впервые появился во время Московского князя – Ивана III.
Двуглавый орел – знак полной государственной независимости.
Две части империи – восток, запад, две короны.
В центре – герб города Москвы, изображение Святого Георгия, поражающего копьем змея.
В лапах орел держит скипетр и державу, а у орла три короны – символ Святой Троицы. Такой герб просуществовал до 1917 года, вновь двуглавый орел вернулся на герб России в 1991 году.
Мы живем на исторической земле, которая в процессе истории меняла свою политическую принадлежность, называлась по - разному, но без истории прошлого нет настоящего.
Кенигсберг тоже имел свой герб, он состоял из гербов трех городов: Альтштадта, Лебенихта, Кнайпхофа. В 2007 году были приняты герб и флаг Калининградской области. Каждый город нашей области имеет свой герб и у каждого своя история.
Рассказ о гербах городов Восточной Пруссии и Калининградской области с использованием компьютерной презентации. (Учащиеся объединения «Градоведение».)
Песня «Кенигсбергу».
Исполняется солистами ансамбля (слова и музыка А. Климова).
«... Заберет земля
тысячи идей
Миллионы судеб,
Миллион людей.
Только ты смотришь свысока...
На память красным кирпичом
дорога далека...»
Мы живем в самом западном городе России – г. Балтийске.
В 2006 г. на окружной конкурс был представлен Гимн города Балтийска, музыку к которому написала руководитель студии «Созвездие» Н.В. Доманицкая, слова: директор Дома детского творчества г. Балтийска Т.В. Марьясова.
В заключительной части занятия в исполнении старшей группы звучит гимн Балтийска. (Звуковой файл)
«Моя земля, моя Россия -
Балтийск — на западе страны..
Делами люди здесь красивы,
Любовью к Родине сильны!...»