Программа: 1 - 4 УМК «Гармония», 2 - ой класс по учебнику: Н.В.Матвеева, Е.Н.Челан и другие.
Цели:
-
Расширить представления учащихся о форме представления информации в виде текста.
-
Развить понятие «текстовая информация» на основе анализа примеров.
-
Учить различать виды представления информации и правильно называть их.
Задачи:
-
развитие информационной культуры учащегося;
-
развитие коммуникативных умений – правильного составления устных и письменных сообщений.
Ход урока
Открыта презентация. (Приложение)
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается … (урок).
2. Мотивация учебной деятельности с итоговым повторением.
Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей, мы должны настроиться и показать все свои знания которые приобрели. И конечно самим получить новые знания.
План урока перед вами на доске.
-
Проверка домашнего задания.
-
Повторение с элементами обобщения.
-
Объяснение нового материала.
-
Закрепление нового материала.
-
Компьютерный практикум. Практическая работа.
-
Выполнение заданий в РТ.
-
Подведение итогов.
-
Комментарии к домашнему заданию.
И первое – это проверка домашнего задания. Проходим каждый за свой компьютер и выполняем тест (4 минуты). (Если группа большая раздается тест на бумажном носителе.) (Приложение 4)
Учитель: Молодцы, мы видим результаты…
- А теперь давайте вспомним с помощью чего человек воспринимает информацию?
Учащиеся: Органов чувств.
Учитель: Каких?
Учащиеся: Глаза, нос, язык, уши, кожа.
Учитель: Давайте вспомним, с какими видами представления информации вы сталкиваетесь в своей жизни.
- Я показываю картинку, а вы называете вид информации по восприятию человека.
Светофор - …
Рупор - …
- А вот в виде чего мы можем оформить полученную информацию и как она будет называться мы узнаем сегодня и остановимся на одной.
Прослушивание. Виды информации. (Звуковой файл)
Учитель: Итак, тема нашего урока: «Текстовая информация».
Какую цель поставим перед собой?
Познакомиться с текстовой информацией, узнать, зачем она нужна и научиться с ней работать.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, а какой у нас приближается праздник?
Учащиеся: Новый год.
Учитель: Вы все хотите поздравить своих близких?
- А как вы это можете сделать, если они живут в другом городе?
Учащиеся: Письмо, открытка.
Учитель: А если пишите письмо или поздравление на открытке, то что составляете?
Учащиеся:
-
Текст.
-
Предложения, которые связаны между собой по смыслу и образуют текст.
Учитель: А кто может воспользоваться вашим текстом? И получить из него информацию?
Учащиеся: Тот кто умеет читать.
Учитель: Конечно, сам по себе текст – это ещё не информация, но человек может получить информацию из текста, если он умеет читать.
- Ребята, а как же древние люди оставляли сообщения?
Учащиеся: Делали рисунки.
Вывод: Значит текст – это описание чего-нибудь не только с помощью букв, но и с помощью картинок?
Учащиеся: Да.
Учитель: Конечно, первые тексты были в виде рисунков. В некоторых странах, наряду с рисуночным письмом, использовались иероглифы, которые обозначали слоги, слова и даже несколько слов.
- Рисуночные тексты может интерпретировать только человек.
- Как вы понимаете, что означает интерпретировать?
- А где можете узнать?
Учащиеся: У учителя, в толковый словаре, электронном словаре, интернет и т.п.
Учитель: Интерпретировать – значит понимать смысл рисунков и описывать их словами разговорного языка.
- А сейчас поиграем в игру: «Рисуночное письмо».
- У нас сегодня ещё одна гостья. Это девочка из далекого прошлого. Зовут её – Таффи. Она написала письмо своей маме. А вам нужно попробовать разгадать смысл этого письма.
- Для этого разделимся на группы. Посоветуйтесь, запишите, о чём хотела сказать девочка своей маме. И, кто готов поднимите руки. (Ответы учащихся.)
- Если вы хотите точно узнать о чем написала Таффи, то прочтите сказку Джозефа Киплинга «Как было написано первое письмо».
- Ребята, когда вы описывали рисуночное письмо, все группы использовали одинаковые слова?
Учащиеся: Нет.
Вывод: Значит, описания выполненные разными людьми будут различаться.
Учитель: Но каждая группа описания рисуночного письма представила в виде чего…?
Учащиеся: Текста.
Учитель: И когда нам зачитывали текст, то мы слушали текстовую информацию. Значит текстовая информация – это информация представленная в виде текста.
- Но ведь текст – это тоже закодированное письмо, только с помощью алфавитного письма (букв).
Физкультурная минутка.
4. Закрепление.
Учитель: Ребята, а где вы в жизни встречались с текстовой информацией? (Ответы учащихся.)
- Наши знакомые Миша и Маша отправились в магазин. На прилавке магазина Маша увидела коробку конфет на которой было написано «Мишка на севере». Маша решила показать Мише, что она знает - какие виды информации бывают, и гордо сказала: «Смотри, Миша, на коробке написано: «Мишка на севере» - это вкусная информация. Миша улыбнулся и сказал, что это не вкусная информация, а текстовая информация.
- Кто прав Миша или Маша? (Ответы учащихся.)
Учитель: Конечно, название конфет это текст. Значит - это одна из форм представления информации.
- А вот конфеты вкусные. Если мы положим конфету в рот, то с помощью нашего органа чувств мы получим информацию. Назовите орган и какую информацию вы получите?
Учащиеся: Язык, вкусовую информацию.
Учитель: Ребята, а на чём современные люди могут отразить свои события, факты, явления?
Учащиеся: Запись на бумаге, дискете, лазерных дисках.
Учитель: Мы с вами выяснили, что смысл рисунков может понять каждый человек, а как вы думаете, наши потомки поймут то, что мы им оставили на дискетах и лазерных дисках? Почему? Что для этого нужно?
Учащиеся: Нужен компьютер.
Учитель: Конечно, ещё в двадцатом веке был создан компьютер, который используется человеком для хранения текстов и работы с ними.
- А как же человек может общаться с компьютером, если люди общаются между собой на каком языке?
Учащиеся: Естественном.
Учитель: А с компьютером?
Учащиеся: Искусственном, формальном.
Учитель: Ребята, а как можно изменить текст?
Учащиеся: На бумаге – ручкой, если текст сохранен на компьютере – с помощью команд, которые вводим на клавиатуре.
5. Компьютерный практикум. Практическая работа.
Учитель: Каждой группе нужно восстановить текст.
1 группа. Текст – это описание предметов и явлений с помощью букв, иероглифов, картинок. Текстовая информация – это информация, представленная в виде текста. (Приложение 1)
2 группа. Современные люди обычно создают тексты на бумаге. (Приложение 2)
3 группа. Человек может хранить тексты и работать с ними с помощью компьютера. (Приложение 3)
Учитель: Ваши восстановленные тексты мы проверим чуть позже.
6. Выполнение заданий в Р.Т.
7. Подведение итогов.
Подводя итоги, мы проверим ваши восстановленные тексты. (Просмотр восстановленных текстов по локальной сети.)
8. Комментарии к домашнему заданию.
- А задание, ребята, будет совместно с русским языком. Завтра, ваш учитель будет вам объяснять как составить текст – поздравление, а вы его должны будете сохранить в электронном виде.
9. Оценки.
10. Домашнее задание.
Параграф 14, составить текст–поздравление.
- Я буду рада, если вы узнаете, что написала Таффи своей маме.