Урок информатики "Текстовая информация"

Разделы: Начальная школа


Программа: 1 - 4 УМК «Гармония», 2 - ой класс по учебнику: Н.В.Матвеева, Е.Н.Челан и другие.

Цели:

  1. Расширить представления учащихся о форме представления информации в виде текста.

  2. Развить понятие «текстовая информация» на основе анализа примеров.

  3. Учить различать виды представления информации и правильно называть их.

Задачи:

  • развитие информационной культуры учащегося;

  • развитие коммуникативных умений – правильного составления устных и письменных сообщений.

Ход урока

Открыта презентация. (Приложение)

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается … (урок).

2. Мотивация учебной деятельности с итоговым повторением.

Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей, мы должны настроиться и показать все свои знания которые приобрели. И конечно самим получить новые знания.

План урока перед вами на доске.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Повторение с элементами обобщения.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление нового материала.

  5. Компьютерный практикум. Практическая работа.

  6. Выполнение заданий в РТ.

  7. Подведение итогов.

  8. Комментарии к домашнему заданию.

И первое – это проверка домашнего задания. Проходим каждый за свой компьютер и выполняем тест (4 минуты). (Если группа большая раздается тест на бумажном носителе.) (Приложение 4)

Учитель: Молодцы, мы видим результаты…

- А теперь давайте вспомним с помощью чего человек воспринимает информацию?

Учащиеся:  Органов чувств.

Учитель: Каких?

Учащиеся: Глаза, нос, язык, уши, кожа.

Учитель: Давайте вспомним, с какими видами представления информации вы сталкиваетесь в своей жизни.

- Я показываю картинку, а вы называете вид информации по восприятию человека.

Светофор - …

Рупор - …

- А вот в виде чего мы можем оформить полученную информацию и как она будет называться мы узнаем сегодня и остановимся на одной.

Прослушивание. Виды информации. (Звуковой файл)

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Текстовая информация».

Какую цель поставим перед собой?

Познакомиться с текстовой информацией, узнать, зачем она нужна и научиться с ней работать.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, а какой у нас приближается праздник?

Учащиеся: Новый год.

Учитель: Вы все хотите поздравить своих близких?

- А как вы это можете сделать, если они живут в другом городе?

Учащиеся: Письмо, открытка.

Учитель: А если пишите письмо или поздравление на открытке, то что составляете?

Учащиеся:

  1. Текст.

  2. Предложения, которые связаны между собой по смыслу и образуют текст.

Учитель: А кто может воспользоваться вашим текстом? И получить из него информацию?

Учащиеся: Тот кто умеет читать.

Учитель: Конечно, сам по себе текст – это ещё не информация, но человек может получить информацию из текста, если он умеет читать.

- Ребята, а как же древние люди оставляли сообщения?

Учащиеся: Делали рисунки.

Вывод: Значит текст – это описание чего-нибудь не только с помощью букв, но и с помощью картинок?

Учащиеся: Да.

Учитель: Конечно, первые тексты были в виде рисунков. В некоторых странах, наряду с рисуночным письмом, использовались иероглифы, которые обозначали слоги, слова и даже несколько слов.

- Рисуночные тексты может интерпретировать только человек.

- Как вы понимаете, что означает интерпретировать?

- А где можете узнать?

Учащиеся: У учителя, в толковый словаре, электронном словаре, интернет и т.п.

Учитель: Интерпретировать – значит понимать смысл рисунков и описывать их словами разговорного языка.

- А сейчас поиграем в игру: «Рисуночное письмо».

- У нас сегодня ещё одна гостья. Это девочка из далекого прошлого. Зовут её – Таффи. Она написала письмо своей маме. А вам нужно попробовать разгадать смысл этого письма.

- Для этого разделимся на группы. Посоветуйтесь, запишите, о чём хотела сказать девочка своей маме. И, кто готов поднимите руки. (Ответы учащихся.)

- Если вы хотите точно узнать о чем написала Таффи, то прочтите сказку Джозефа Киплинга «Как было написано первое письмо».

- Ребята, когда вы описывали рисуночное письмо, все группы использовали одинаковые слова?

Учащиеся: Нет.

Вывод: Значит, описания выполненные разными людьми будут различаться.

Учитель: Но каждая группа описания рисуночного письма представила в виде чего…?

Учащиеся: Текста.

Учитель: И когда нам зачитывали текст, то мы слушали текстовую информацию. Значит текстовая информация – это информация представленная в виде текста.

- Но ведь текст – это тоже закодированное письмо, только с помощью алфавитного письма (букв).

Физкультурная минутка.

4. Закрепление.

Учитель: Ребята, а где вы в жизни встречались с текстовой информацией? (Ответы учащихся.)

- Наши знакомые Миша и Маша отправились в магазин. На прилавке магазина Маша увидела коробку конфет на которой было написано «Мишка на севере». Маша решила показать Мише, что она знает - какие виды информации бывают, и гордо сказала: «Смотри, Миша, на коробке написано: «Мишка на севере» - это вкусная информация. Миша улыбнулся и сказал, что это не вкусная информация, а текстовая информация.

- Кто прав Миша или Маша? (Ответы учащихся.)

Учитель: Конечно, название конфет это текст. Значит - это одна из форм представления информации.

- А вот конфеты вкусные. Если мы положим конфету в рот, то с помощью нашего органа чувств мы получим информацию. Назовите орган и какую информацию вы получите?

Учащиеся: Язык, вкусовую информацию.

Учитель: Ребята, а на чём современные люди могут отразить свои события, факты, явления?

Учащиеся: Запись на бумаге, дискете, лазерных дисках.

Учитель: Мы с вами выяснили, что смысл рисунков может понять каждый человек, а как вы думаете, наши потомки поймут то, что мы им оставили на дискетах и лазерных дисках? Почему? Что для этого нужно?

Учащиеся: Нужен компьютер.

Учитель: Конечно, ещё в двадцатом веке был создан компьютер, который используется человеком для хранения текстов и работы с ними.

- А как же человек может общаться с компьютером, если люди общаются между собой на каком языке?

Учащиеся: Естественном.

Учитель: А с компьютером?

Учащиеся: Искусственном, формальном.

Учитель: Ребята, а как можно изменить текст?

Учащиеся: На бумаге – ручкой, если текст сохранен на компьютере – с помощью команд, которые вводим на клавиатуре.

5. Компьютерный практикум. Практическая работа.

Учитель: Каждой группе нужно восстановить текст.

1 группа. Текст – это описание предметов и явлений с помощью букв, иероглифов, картинок. Текстовая информация – это информация, представленная в виде текста. (Приложение 1)

2 группа. Современные люди обычно создают тексты на бумаге. (Приложение 2)

3 группа. Человек может хранить тексты и работать с ними с помощью компьютера. (Приложение 3)

Учитель: Ваши восстановленные тексты мы проверим чуть позже.

6. Выполнение заданий в Р.Т.

7. Подведение итогов.

Подводя итоги, мы проверим ваши восстановленные тексты. (Просмотр восстановленных текстов по локальной сети.)

8. Комментарии к домашнему заданию.

- А задание, ребята, будет совместно с русским языком. Завтра, ваш учитель будет вам объяснять как составить текст – поздравление, а вы его должны будете сохранить в электронном виде.

9. Оценки.

10. Домашнее задание.

Параграф 14, составить текст–поздравление.

- Я буду рада, если вы узнаете, что написала Таффи своей маме.