Проблема адаптации детей к школе уже давно стала значимой не только для ученых, педагогов и родителей, она стала социально значимой для страны в целом. Многие связывают слабую эффективность начальной школы с низкой готовностью дошкольников к обучению, с низким уровнем их здоровья и умственного развития. Проблема так остра, что на повестке дня стоит, на первый взгляд, парадоксальная, а по сложившейся ситуации необходимая задача создания системы образования дошкольников.
Всем понятно, что нужна продуманная программа действий, обеспечивающая подготовку детей к школе, организацию и содержание перехода их в первый класс.
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности.
В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности к обучению является уровень умственного развития. Однако готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школьному обучению представляет собой, прежде всего, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, велики, поэтому наиболее реальными и эффективными могут быть только индивидуальные программы подготовки.
Таким образом, перед нами остро обозначилась проблема организации работы с детьми по подготовке их к обучению в школе через разработку индивидуальных адаптационных программ.
Целью организации занятий стало - разработать и практически проверить эффективность индивидуальных адаптационных программ, направленных на подготовку детей к школе.
В соответствие с поставленной целью предстояло решить задачи:
-
Выявить значение возрастных особенностей функционального и психического развития детей, поступающих в школу.
-
Изучить факторы риска в развитии детей 6-7 лет (индивидуальные особенности развития).
-
Разработать и апробировать индивидуальные адаптационные программы, как средства подготовки к школе и оптимизации психолого-педагогической адаптации будущих первоклассников.
-
Определить эффективность разработанной системы психолого-педагогической подготовки будущих первоклассников.
I. Организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе.
Ежегодно в Конзаводской средней общеобразовательной школе имени В.К. Блюхера организуются занятия в «Школе развития» для детей, не посещающих ДОУ и имеющих низкую готовность к обучению и проблемы в индивидуальном развитии. «Школа развития» представляет собой дошкольную ступень образовательного процесса с приоритетным осуществлением интеллектуального развития обучающихся, которое смогло бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе.
Проведенное в начале учебного года психодиагностическое исследование показало у всех детей недостаточное развитие основных компонентов организации деятельности: понимание инструкции и умение действовать по инструкции, планировать свою работу, вносить коррекцию по ходу деятельности, работать внимательно.
Результаты первичной диагностики
Название методик |
Графический диктант |
Фигуро - фоновое различие |
Тест «Дорисуй фигуру» |
Методика «Образец и правило» |
Шифровка Векслера |
Уровни | |||||
Высокий |
15% |
25% |
10% |
10% |
35% |
Средний |
20% |
25% |
15% |
20% |
15% |
Низкий |
65% |
50% |
75% |
70% |
50% |
Как показывает практика, несформированность механизмов организации деятельности ведет к возникновению комплекса специфических и неспецифических трудностей в обучении, является самостоятельной причиной школьных проблем или сопровождает несформированность других школьно-значимых функций. Например, нередки случаи, когда у ребенка выявляются дефекты зрительно-моторных координации, зрительно-пространственного восприятия, а реальной их основой являются нарушения организации деятельности.
Индивидуальная работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-значимых функций.
Для этого нами была разработана и апробирована система развития школьно-значимых функций и подготовки детей к обучению в школе. Система включает набор заданий разной направленности и сложности, что позволяет работать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Основу организации такой работы определяют следующие принципы:
-
Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.
-
Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
-
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
-
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании» дефицитарных (отстающих) функций.
-
Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
-
Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
-
Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
II. Разработка индивидуальных адаптационных программ.
Для создания и разработки индивидуальных программ педагог должен хорошо знать ребенка, его функциональные возможности и возрастные особенности, его адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития, и многое другое. Кроме того, педагогу необходимо уметь выделить факторы риска в развитии отдельного ребенка и на их основе разработать оптимальную систему подготовки.
Такая система должна быть многоплановой, а занятия с ребенком – ступеньками к школе, а не обучением его письму, чтению, математике. От того, как будут выстроены эти ступеньки, во многом зависят успешность последующей адаптации, эффективность обучения.
В разработке индивидуальных программ развития и индивидуальной работе с каждым ребенком по подготовке к школе помогли тетради для занятий с детьми «Ступеньки к школе», которые подготовлены специалистами Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой.
Комплект состоит из 12 рабочих тетрадей, каждая их которых имеет свое назначение и позволяет работать с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Формой организации индивидуальной работы стали занятия 1 раз в неделю (по субботам) в школе. Занятия проходят в малых группах, что позволяет вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком.
Занятия проводятся в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения.
В течение дня бывает не больше трех - четырех занятий, каждое продолжительностью до 30 минут, с перерывами по 10 минут.
Занятия представляют собой систему не механической тренировки, а систему осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Такую систему мы назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки к школе.
Для разработки индивидуальной адаптивной программы необходимо было выделить факторы риска в развитии ребенка. В трудных случаях обращались за консультацией и помощью к врачу педиатру, психоневрологу, логопеду, психологу.
Можно выделить четыре этапа в составлении индивидуальной адаптивной программы.
I этап – диагностика функционального развития и выделение факторов риска.
По результатам обследования выделяются:
Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью из-за хронических или частых и длительных заболеваний либо с нарушениями психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс неврозоподобных расстройств – нарушение сна, тики, страхи и т. п.).
Неспецифические факторы риска, как правило, лежат в основе нарушения организации деятельности.
Специфические факторы риска, связанные с несформированностью познавательных (школьно-значимых) функций, таких как речевое развитие, моторное развитие, зрительное и зрительно - пространственное восприятие.
Компенсация специфических факторов риска возможна при систематических целенаправленных занятиях (этой цели и служит индивидуальная адаптивная программа подготовки к школе).
II этап – четкое определение целей и задач индивидуальной программы.
III этап – составление индивидуального плана работы.
IV этап – разработка планов каждого занятия, выбор адекватных форм и методов работы (с учетом особенностей ребенка).
Мы выделили организацию занятий индивидуально и в группах, можем использовать кольцевой принцип работы. Педагог вправе сокращать периоды работы, изменять последовательность.
В структуре каждого занятия включены творческие, поисковые задания. Основная цель учебного занятия не только достижение определенного результата, но и овладение способом (алгоритмом) действия. В ходе занятий постепенно формируется умение произвольно регулировать свою деятельность.
III. Результаты исследования первоклассников.
При поступлении детей в школу психологом и логопедом школы проводится диагностика будущих первоклассников. Для детей, занимающихся в «Школе развития» это повторная диагностика и проводится она как групповая. Как показывают результаты психологического исследования, все дети имеют оптимальный и достаточный уровень подготовки к школьному обучению. Дети, посещающие ДОУ, не все имеют достаточный уровень подготовки к обучению в школе.
Результаты повторной диагностики
Методики |
Шифровка Векслера (работоспособность) |
ЗДК (зрительная - двигательная координация) |
«Бусы» (внимание) |
«Ёлочка» (память) |
Тест Н. Оттиса и Р. Леннона (мышление) |
Уровни |
|||||
Высокий |
80% |
75% |
85% |
60% |
65% |
Средний |
20% |
20% |
15% |
40% |
25% |
Низкий |
- |
5% |
- |
- |
10% |
Начало обучения первоклассников в школе происходит при психологическом сопровождении – первичная адаптация ребенка в школе. Длится этот период ориентировочно первое полугодие.
Результаты школьной адаптации
Обследовано 52 учащихся.
Категории |
Контингент учащихся |
Итог | |
Дети, посещающие ДОУ |
Дети, не посещающие ДОУ |
||
тяжелая адаптация |
4 (10,2%) |
4(7,7%) | |
в пределах нормы (условная) |
8 (20,5%) |
2 (15,3%) |
10 (19,2) |
хорошая адаптация |
14 (35,9%) |
3 (23,1%) |
17 (32,7%) |
благополучная |
13 (33,4%) |
8 (61,6%) |
21 (40,4%) |
К первой категории относятся дети с явными признаками дезадаптации. Они нуждаются в особом внимании со стороны учителей и родителей.
Категория детей «в пределах нормы» имеет не совсем определенный характер. Эти дети по своему уровню могут находиться как на более низком, так и на более высоком уровне. Это будет зависть от совокупности и сложности, возникающих в ходе адаптации проблем у каждого конкретного ребенка. В основном, это проблемы, касающиеся тревожности, плохой успеваемости, низкой мотивации с преобладанием игрового мотива, низкого уровня эмоционально-волевой сферы, несформированности позиции школьника.
Категория «хорошая адаптация» включает в себя детей, которые имеют высокую мотивацию, нормальное психофизиологическое состояние, хорошие предпосылки для благополучного завершения адаптации. Однако эти дети используют некоторые частные проблемы, касающиеся в основном, общения со сверстниками, эмоциональной незащищенности и недостаточной сформированности позиции школьника.
У детей, попадающих под категорию «благополучная адаптация», ее можно считать завершившейся.
Для детей с проблемами в адаптации проводились коррекционно-развивающие занятия психологической службой школы во втором полугодии.
Таким образом, организация работы с детьми по подготовке их к обучению в школе через разработку индивидуальных адаптационных программ эффективна и имеет практическую значимость: материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам-психологам.