Пояснительная записка.
Программа курса "Решение расчётных задач повышенной сложности по химии. Подготовка к ЕГЭ" предназначена для учащихся 10 и 11 классов. Данный курс предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников. Курс рассчитан на 68 часов, из них 20 часов - на изучение теоретических вопросов и 48 часов - на решение расчётных задач. Курс носит предметно-ориентированный характер. Курс рассчитан на 68 часов в 10 классе (2 часа в неделю) или 34 часа + 34 часа (10 и11 класс, 1 час в неделю). Занятия курса желательно проводить после прохождения курса "Решение расчётных задач повышенной сложности по химии" предназначенного для учащихся 9 классов, т.к. учащиеся уже познакомились со многими алгоритмами решения задач повышенного уровня сложности по курсу неорганической химии и имеют навыки решения нестандартных задач по химии, не входящими в обязательный минимум образования.
Данный курс предназначен для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно - научного профиля. Практика показывает, что ребята, прослушавшие такие курсы, добиваются высоких результатов на районных олимпиадах по химии и на вступительных экзаменах в химико-технологические и сельскохозяйственные вузы.
В курсе рассматриваются следующие вопросы:
углубленное изучение теоретических вопросов
органической химии,
Настоящий курс предназначен для подготовки выпускников школ к успешной сдаче Единого Государственного экзамена по химии, а также к абитуриентскому тестированию по химии.
Все задачи практических занятий курса, предлагаемые учителем для изучения алгоритмов и самостоятельного решения учащихся собраны из сборников заданий для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по химии 2003 -2008 года. По окончанию курса учащимся будет предложено сдать интерактивный экзамен по химии на компьютере с автоматическим внесением полученных результатов тестирования в "Дневник" и выполнить с учителем анализ работы и допущенных ошибок, что позволит устранить пробелы в знаниях и лучше психологически подготовиться к требованиям ЕГЭ по химии. Учащимся также будет предложена контрольная работа "Решение задач" по материалам ЕГЭ, уровня В,С или выполнение итогового теста. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. Решение сложных задач интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом, решение задач способствует самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации
В данном курсе предполагается использовать следующие методы работы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач, коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач, решение расчетных и качественных задач, составление учащимися своих задач, работа учащихся над творческими проектами.
Автором программы планируется выпуск методического пособия для проведения данного элективного курса в школах, лицеях, гимназиях.
Основные цели курса:
- Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по разделам органической химии.
- Сформировать/актуализировать навыки решения расчётных задач различных типов.
- Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.
- Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания.
Задачи курса:
- Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии.
- Познакомить учащихся с алгоритмами решения задач, не входящими в обязательный минимум образования.
- Научить решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям вузов естественно - научного профиля, используя различные алгоритмы решения.
- Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении предметов естественно - научного профиля при решении расчетных задач по химии.
- Создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по химии, для поступления в ВУЗ.
Требования к уровню усвоения курса.
Учащиеся должны знать:
- Алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования.
- Оформление задач на Едином Государственном экзамене по химии.
- Оформление задач на письменных вступительных экзаменах в ВУЗы города.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- Решать расчётные задачи с применение знаний по химии, физике, математике.
- Решать нестандартные задачи, используя различные алгоритмы решения.
- Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания.
- Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками.
Формой отчётности по изучению данного курса может быть:
- составление расчётных задач по различным темам органической химии;
- зачёт по решению задач повышенной сложности;
- контрольная работа по решению задач по материалам Единого Государственного экзамена по химии 2008 года (задания уровня В, С);
- экзамен по органической химии по материалам Единого Государственного экзамена по химии по диску "Интерактивный тренинг - подготовка к ЕГЭ. Уровень А,В,С";
- защита проектных работ.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Повторение теоретических вопросов курса органической химии 9 класса: "Классификация органических веществ по составу и строению". | 1 | Лекция, вводный контроль. |
2. | Повторение теоретических вопросов курса органической химии 9 класса: "Классификация органических веществ по функциональным группам". | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
3 | Номенклатура органических соединений. Номенклатура углеводородов. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
4 | Номенклатура органических соединений. Номенклатура кислородосодержащих органических веществ. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
5 | Виды химических связей в органических соединениях. Ковалентная химическая связь и её разновидности. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
6 | Способы разрыва химических связей. Разрыв химической связи как процесс, обратный её образованию. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
7 | Изомерия и её виды. Структурная изомерия. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
8 | Изомерия и её виды. Пространственная изомерия. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
9 | Классификация химических реакций в органической химии. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
10 | Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. | 1 | Теоретические основы, опорный конспект. |
11 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ-углеводородов, упражнения. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
12 | Расчёты по химическим формулам. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
13 | Расчёты на определение молекулярных формул органических веществ на основании массовых долей атомов химических элементов. | 1 | Теоретические основы, опорный конспект. |
14 | Решение задач на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда на основе реакций с их участием. | 1 | Практическое занятие, решение задач |
15 | Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания. | 1 | Теоретические основы, опорный конспект. |
16 | Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
17 | Решение задач на определение молекулярных формул органических веществ по объёму продуктов сгорания. | 1 | Теоретические основы, опорный конспект. |
18 | Решение задач на определение молекулярных формул органических веществ по объёму продуктов сгорания. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
19 | Решение задач по уравнениям одновременно протекающих химических реакций. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
20 | Расчёты с использованием разности масс реагентов и продуктов реакции или разности объёмов реагентов и продуктов реакции. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
21 | Задачи с использованием газовых законов: закона Авогадро и закона Гей-Люссака. | 1 | Теоретические основы, опорный конспект. |
22 | Решение задач с использованием газовых законов. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
23 | Состав и приготовление растворов. | 1 | Теоретические основы, опорный конспект. |
24 | Молярная концентрация. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
25 | Решение расчётных задач повышенной сложности по текстам районной олимпиады. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
26 | Предельные углеводороды - алканы. | 1 | Практическое занятие, решение задач. |
27 | Циклоалканы. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
28 | Непредельные углеводороды. Алкены. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
29 | Непредельные углеводороды. Алкины. Алкадиены. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
30 | Ароматические углеводороды - арены. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
31 | Функциональные производные ароматических углеводородов. Влияние функциональных групп и заместителей на бензольное кольцо. Влияние бензольного кольца на функциональную группу. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
32 | Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую взаимосвязь между различными классами углеводородов. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
33 | Выполнение тестовых заданий. | 1 | Теоретические основы, опорный конспект. |
34 | Решение расчётных задач повышенной сложности по текстам зональной олимпиады. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
35 | Решение расчётных задач повышенной сложности по текстам зональной олимпиады. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
36 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ, упражнения. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
37 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ, упражнения. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
38 | Предельные одноатомные спирты. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
39 | Многоатомные спирты - этиленгликоль и глицерин. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
40 | Фенолы. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
41 | Ароматические спирты. | Практическое занятие, Решение задач. |
|
42 | Упражнения по составлению уравнений реакций с участием кислородсодержащих органических веществ; реакций, иллюстрирующих генетическую взаимосвязь между различными классами веществ. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
43 | Решение расчётных задач повышенной сложности на нахождение молекулярной формулы кислородсодержащих органических веществ. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
44 | Карбонильные соединения - альдегиды. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
45 | Карбонильные соединения - кетоны. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
46 | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
47-48 | Задачи на генетическую связь карбоновых кислот с органическими веществами других гомологических рядов. | 2 | Практическое занятие, Решение задач. |
49 | Решение расчётных задач повышенной сложности на нахождение молекулярной формулы кислородсодержащих органических веществ. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
50 | Качественные задачи на распознавание органических веществ. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
51 | Сложные эфиры. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
52 | Жиры. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
53 | Углеводы. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
54 | Амины. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
55 | Аминокислоты. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
56 | Белки. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
57 | Понятие о шестичленных азотсодержащих гетероциклах, их классификация по размеру цикла, числу и природе гетероатомов, числу и способу сочленения циклов. | 1 | Теоретические основы, опорный конспект. |
58 | Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
59 | Логические задачи без вычисления. Задачи на знание химических свойств веществ и химическую эрудицию. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
60 | Термохимические уравнения. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
61 | Экспериментальные задачи. Определение одного или нескольких органических веществ в цепочке превращений. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
62 | Решение выборочных заданий по органической химии по материалам Единого Государственного экзамена по химии. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
63 | Решение выборочных заданий по органической химии по материалам Единого Государственного экзамена по химии. | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
64 | Решение заданий по органической химии по материалам Единого Государственного экзамена по химии по диску "Интерактивный тренинг - подготовка к ЕГЭ. Уровень А". | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
65 | Решение заданий по органической химии по материалам Единого Государственного экзамена по химии по диску "Интерактивный тренинг - подготовка к ЕГЭ. Уровень В". | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
66 | Решение заданий по органической химии по материалам Единого Государственного экзамена по химии по диску "Интерактивный тренинг - подготовка к ЕГЭ. Уровень С". | 1 | Практическое занятие, Решение задач. |
67 | Контрольная работа по решению задач по материалам Единого Государственного экзамена по химии 2006 года (задания уровня В, С). | 1 | Решение задач. |
68 | Зачёт | 1 |
Защита проектных работ. Компьютерная презентация. |
Всего часов. | 68 |
Содержание программы.
1. Классификация органических веществ по составу и строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены).
2. Повторение теоретических вопросов курса органической химии 9 класса: "Классификация органических веществ по функциональным группам (альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры)".
3. Номенклатура органических соединений. Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Номенклатура углеводородов. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК.
4. Номенклатура органических соединений. Номенклатура кислородосодержащих органических веществ.
5. Виды химических связей в органических соединениях. Ковалентная химическая связь и её разновидности. Классификация ковалентных связей по электроотрицательности элементов, способу перекрывания орбиталей, кратности, механизму образования.
6. Способы разрыва химических связей. Разрыв химической связи как процесс, обратный её образованию. Сравнение обменного и донорно - акцепторного механизмов ковалентной связи.
7. Изомерия и её виды. Структурная изомерия и её виды: изомерия углеродного скелета, изомерия положения кратной связи и функциональной группы, межклассовая изомерия.
8. Изомерия и её виды. Пространственная изомерия и её виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.
9. Классификация химических реакций в органической химии.
10. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Определение степеней окисления органических веществ. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ, решение упражнений.
11.Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ-углеводородов, упражнения.
12. Расчёты по химическим формулам.
Основные понятия и законы химии. Количество
вещества. Молярная масса.
Формульная единица вещества. Постоянная
Авогадро. Молярный объем газа. Относительная
плотность газа. Массовая доля вещества. Мольная
доля вещества.
Абсолютная плотность газа. Относительная
плотность газа Средняя молекулярная масса смеси
газов. Массовая доля газов в газовой смеси.
13. Расчёты на определение молекулярных формул органических веществ на основании массовых долей атомов химических элементов.
14. Решение задач на определение молекулярных формул органических веществ по массе или объёму продуктов сгорания на примере углеводородов.
15-16. Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания.
17-18. Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания. Решение задач на определение молекулярных формул органических веществ по объёму продуктов сгорания.
19. Решение задач по уравнениям одновременно
протекающих химических реакций.
Определение состава смеси, все компоненты
которой взаимодействуют с указанными
компонентами. Определение состава смеси,
компоненты которой выборочно взаимодействуют с
указанным реагентом. Определение средней
молекулярной массы смеси. Определение
относительной плотности газовой смеси.
20. Расчёты с использованием разности масс реагентов и продуктов реакции или разности объёмов реагентов и продуктов реакции.
21. Задачи с использованием газовых законов: закона Авогадро и закона Гей-Люссака.
22. Закон объемных отношений газообразных веществ. Вычисление объемных отношений газов.
23. Состав и приготовление растворов.
24. Молярная концентрация.
25. Анализ заданий районной олимпиады по химии. Решение расчётных задач повышенной сложности по текстам районной олимпиады.
26. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Предельные углеводороды - алканы".
27. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Циклоалканы".
28. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Непредельные углеводороды. Алкены".
29. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Непредельные углеводороды. Алкадиены. Алкины".
30. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Ароматические углеводороды".
31. Функциональные производные ароматических углеводородов. Влияние функциональных групп и заместителей на бензольное кольцо. Влияние бензольного кольца на функциональную группу.
32. Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую взаимосвязь между различными классами углеводородов.
33. Выполнение тестовых заданий.
34-35. Анализ заданий зональной олимпиады по химии. Решение расчётных задач повышенной сложности по текстам зональной олимпиады.
36. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ, упражнения.
37. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ, упражнения.
38. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Предельные одноатомные спирты".
39. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Многоатомные спирты - этиленгликоль и глицерин".
40. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Фенолы".
41. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Ароматические спирты".
42.Упражнения по составлению уравнений реакций с участием кислородсодержащих органических веществ; реакций, иллюстрирующих генетическую взаимосвязь между различными классами веществ.
43. Решение расчётных задач повышенной сложности на нахождение молекулярной формулы кислородсодержащих органических веществ.
44. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Карбонильные соединения - альдегиды".
45. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Карбонильные соединения - кетоны".
46. Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Предельные одноосновные карбоновые кислоты".
47. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ, упражнения.
48. Решение задач на генетическую связь карбоновых кислот с органическими веществами других гомологических рядов.
49. Решение расчётных задач повышенной сложности на нахождение молекулярной формулы кислородсодержащих органических веществ.
50. Качественные задачи на распознавание органических веществ.
51. Строение сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации - гидролиза; факторы, влияющие на него.Решение генетических цепочек превращений и комбинированных задач повышенного уровня сложности по теме: "Сложные эфиры".
52. Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых
кислот. Состав и строение. Классификация жиров,
омыление жиров, получение мыла. Жиры в природе.
Понятие о СМС. Объяснение моющих свойств мыла и
СМС (в сравнении.)
Решение генетических цепочек превращений и
комбинированных задач повышенного уровня
сложности по теме: "Жиры".
53. Мопо-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Строение и свойства. Значение углеводов в жизни человека и общества.
Решение задач повышенного уровня сложности по теме: "Углеводы".
54. Амины. Строение. Классификация. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Горение. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака и ароматических аминов. Получение аминов. Решение задач повышенного уровня сложности по теме: "Амины".
55. Состав и строение молекул аминокислот.
Взаимодействие аминокислот с основаниями,
образование сложных эфиров. Взаимодействие
аминокислот с сильными основаниями, образование
сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с
сильными кислотами.
Образование внутримолекулярных солей. Реакция
поликонденсации аминокислот.
Решение задач повышенного уровня сложности по
теме: "Аминокислоты".
56. Белки. Структура. Свойства. Биологические
функции белков. Значение белков. Глобальная
проблема белкового голодания и пути ее решения.
Задачи повышенного уровня сложности по теме:
"Белки".
57. Понятие о шестичленных азотсодержащих гетероциклах, их классификация по размеру цикла, числу и природе гетероатомов, числу и способу сочленения циклов. Пуриновые и пиримидиновые основания.
58. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Нуклеотиды, их строение, примеры. ДНК и РНК.
59. Логические задачи без вычисления. Задачи на знание химических свойств веществ и химическую эрудицию.
60.Расчёты по термохимическим уравнениям.
61.Экспериментальные задачи. Определение одного или нескольких органических веществ в цепочке превращений. Определение одного или нескольких веществ на основании качественных реакций органических веществ.
62-63. Решение выборочных заданий по органической химии по материалам Единого Государственного экзамена по химии.
64-66. Решение заданий по органической химии по материалам Единого Государственного экзамена по химии по диску "Интерактивный тренинг - подготовка к ЕГЭ".
Интерактивный экзамен, включающий тестирование, соответствующее всем требованиям ЕГЭ, подробную инструкцию по выполнению экзамена, автоматическое внесение данных в "Дневник ученика", разбор заданий, работу над ошибками.
67.Контрольная работа по решению задач по материалам Единого Государственного экзамена по химии 2006 года (задания уровня В, С) или выполнение итогового теста.
68. Защита проектных работ.
Литература для учащихся.
- Габриелян О.С. Химия.10 класс. М.; Дрофа, 2002г.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г., Органическая химия в задачах и упражнениях.10 класс. М.; Дрофа, 2003г.
- Габриелян О.С, Пономарёв С.Ю., Карцова А.А., Органическая химия.10 класс. Задачи и упражнения. М.; Просвещение, 2006г.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. М.; Высшая школа,1990г.,1997г.
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. М.; Новая волна, 2002г.
- Радецкий А.Г, Дидактический материал по неорганической химии. 10 класс. М.; Просвещение, 2002г.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997г.
- Лидин Р.А., Маргулис В.Б., Потапова Н.Н. Химические задачи с решениями для школьников и абитуриентов. М.; Просвещение, 2004г.
- 9.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. М.: Школа-Пресс, 1999г.
- Холин Ю.В., Слета Л.А. Репетитор по химии для школьников и абитуриентов. Харьков "Фолио", 1998г.
Литература для учителя.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.; Новая волна, 2002г
- Сорокин В.В., Загорский В.В., Свитанько И.В. Задачи химических олимпиад. М.; Издательство Московского Университета, 1989г.
- Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 1992г.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания,1998г.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в ВУЗы. М.; Дрофа, 1999г.
- Денисова В.Г. Выполнение заданий и решение задач повышенной сложности с комментариями и ответами для подготовки к Единому Государственному экзамену по химии. Волгоград; Учитель, 2003г.
- Штремплер, Г. И., Хохлова, А. И. Методика решения расчетных задач по химии. 8-11кл. М.; Просвещение, 2000г.