Некоторые результаты исследований в профессиональном самоопределении старшеклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


Найти свою дорогу,
Узнать свое место –
В этом все для человека,
Это для него значит
Сделаться самим собой.

Белинский В.Г.

Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.(1)

Концепция модернизации российского образования до 2010 года и ориентация школ на профессиональное самоопределение обучающихся определили цели и задачи на ближайшие годы многим средним учебным заведениям страны. Отдельные региональные управления образования находятся в режиме эксперимента, порой, по одному и тому же направлению. Но, к сожалению, узнать итоги этих экспериментов педагогам других регионов нет возможности. Каждый регион изобретает свой «велосипед», разрабатывая, порой, то, что уже сделано другими областями. А результат – «топтание» на месте педагогов непосредственно включенных в такую работу. Хочется поделиться положительными результатами работы c учителями, работающими по профессиональному самоопределению школьников и предостеречь их от возможных ошибок.

В г. Мичуринске Тамбовской области существуют разные подходы в организации и планировании профориентационной работы со старшеклассниками. И это во многом зависит от конкретных условий образовательных учреждений, поэтому говорить о каком-то единственно верном подходе сложно. Но хочется поделиться результатами работы в команде педагогов сетевой модели предпрофильной подготовки и профильного обучения, которая была создана в 2003-04 учебном году на базе школ № 18, 16, 8. Ресурсным центром стала средняя школа №18. Суть работы сетевой модели – использование учебных ресурсов трех школ по профессиональному самоопределению обучающихся. Учителя этих учебных заведений включились в создание элективных курсов для школьников по учебным предметам, что и определило основные направления предпрофильной подготовки. Главной задачей для учителей в создании элективных курсов стало: повышение заинтересованности подростков в изучении учебных предметов. Цель предпрофильной подготовки: расширение знаний учащихся о профессиях. Восьмиклассникам предлагалось выбирать в год по 2-3 элективных курса, девятиклассникам – по 4-6 курсов. Психологом разрабатывались анкеты, опросники, проводились мониторинги 2-3 раза в год. Одна из целей мониторингов по предпрофилю: изучение мотивации выбора элективных курсов обучающимися. На начало предпрофильной подготовки выбор элективных курсов учащимися зависел от:

  • ориентации на любимый предмет (50%);

  • интереса к будущей профессии (35%);

  • влияния родителей (20%);

  • отсутствие интереса к профессии (20%).

У 30% учащихся наблюдалось отсутствие интереса к учебным предметам.

Степень осведомленности о профессиях у подростков была низкая. Понятия «способности» и «качества личности» обучающимися путались. Школьники затруднялись отразить конкретную профессию с помощью понятий «способности» и «качества личности».

Предпрофильная подготовка дала свои результаты: обучающиеся открыли для себя новые грани в, казалось бы, уже известных учебных предметах, практически попробовали себя в различных видах творческой учебной деятельности и определили для себя интересующие области знаний. Если на начальном этапе создания сетевой модели большинство школьников выбирали элективные курсы по интересующему учебному предмету, то постепенно, с развитием и совершенствованием сетевой модели, для учащихся приоритетным направлением выбора курсов стала ориентация на будущую профессию.

На этапе зарождения предпрофильной подготовки обучающиеся выбирали элективные курсы, проходившие в стенах своей школы, со временем география посещения расширилась и учащихся привлекала не школа, а та область знаний, которая интересовала подростков.

Профилизация образования в школах дала возможность чаще обсуждать профессиональную направленность ребенка с родителями. По опросам восьмиклассников и девятиклассников 33% родителей принимают участие в профессиональном самоопределении своих детей. Возможно, подростки еще до конца не осознали роль родителей в ориентации школьников на выбор профессии. В то же время, по результатам опросов, 75% обучающихся получает основную информацию о будущей профессии от близких родственников.

Надо обозначить положительное значение диагностических методик по профессиональной ориентации. Да, конкретного выбора профессии они не гарантируют. Но, участвуя в диагностических обследованиях, знакомясь с результатами тестирований, школьники чаще задумываются о своем будущем профессиональном пути, повышается мотивация учебной деятельности. Таким образом, диагностические методики – это средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении.

По итогам посещения курсов обучающимися, инициативной группой педагогов был разработан портфолио, где учителя, ведущие элективные курсы, отражали результаты и достижения итоговой работы своих учеников. Оценивание прохождения курсов выражалось в баллах от 1 до 10, где учитывались посещаемость, участие в проектах, выполнение творческих заданий.

В профессиях на первых порах учащихся привлекали: заработная плата (58%), карьера (52%), престиж (43%). После года предпрофильной подготовки рейтинг привлекательности профессий изменился. Девятиклассники уже выделяли главное для себя в любой профессии: интерес, увлеченность, любовь к работе; квалифицированность; достойную оплату труда; знания о профессии; серьезное отношение к труду; хороший коллектив; умение общаться; условия работы. Престиж и карьера оказались на нижних ступенях этого рейтинга.

По мнению учащихся, им трудно правильно выбрать профессию по следующим причинам:

  • страшно ошибиться;

  • из-за многообразия профессий;

  • у большинства профессий маленькая зарплата;

  • у учащихся широкий спектр интересов;

  • трудно найти работу по выбранной специальности;

  • трудно получить соответствующее образование;

  • нет достаточных знаний о себе;

  • мало достойных профессий;

  • мало учебных заведений в городе.

Подростки считают, чтобы помочь им в профессиональном самоопределении, следует:

  • знакомить с различными профессиями;

  • сделать поступление в ВУЗы бесплатным;

  • дать возможность учащимся определиться самим;

  • помочь узнать себя.

Школьники посещали элективные курсы по интересам; учителя находили с обучающимися взаимопонимание, и, специфика работы педагогов удовлетворяла запросам учащихся. Старшеклассники стали серьезнее относиться к выбору профессии.

По окончании прохождения элективных курсов, учащимся предлагались опросники для выявления более интересных и востребованных курсов, а также наиболее творчески работающих учителей. Обучающиеся, заинтересованные элективными курсами, давали обдуманные предложения по доработке курсов: использовать больше упражнений с практической направленностью; улучшить содержание; на занятия выделять больше часов; использовать более сложные задания; улучшить оборудование; использовать экскурсии, фильмы и т.д. Результаты опросов помогали педагогам анализировать свою работу и корректировать ее перед проведением следующего курса. Совещания по результатам мониторингов стали неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагогического коллектива сетевой модели и способствовали совершенствованию всей предпрофильной работы.

Через анкетирования, диагностику, классные часы, экскурсии, встречи с людьми интересных профессий, элективные курсы - учащиеся лучше узнавали о себе, сопоставляли свои возможности; расширяли знания о профессиях, анализировали свои способности и пробовали себя в разных областях знаний. Ежегодные ученические конференции, проводимые в конце учебного года, помогали будущим восьмиклассникам и девятиклассникам сетевой модели ориентироваться в огромном количестве элективных курсов.

Практика подсказывает:

  • по каждому учебному предмету в сетевой модели необходимо иметь минимум по 2-3 элективных курса;

  • стимулировать педагогов на ежегодное создание новых интересных курсов для учащихся;

  • в направленности курса придерживаться цели на заинтересованность подростков учебным предметом;

  • использовать новые методы и приемы;

  • включать в занятия выполнение творческих заданий, проектов (индивидуально и в группах) по предложенной или выбранной обучающимися тематике.

Таким образом, пройдя через определенное количество элективных курсов, подростки могли более осознанно выбрать профиль для дальнейшего обучения. С помощью опросников учащимся предлагалось выбирать интересующее их направление обучения с определенным набором учебных предметов, предназначенных для углубленного изучения, а также набор элективных курсов. По результатам опросов девятиклассников в сетевой модели средних школ №18, 16, 8 были созданы следующие профили: гуманитарный, филологический, естественно-научный, физико-математический, социально-экономический, информационно-технологический.

В 10-11 классах проведение мониторингов продолжилось, где отслеживались и мотивы выбора профиля обучения. Вот некоторые выводы по результатам опросов.

На выбор профиля учащимися влияет:

  • ориентация на будущую профессию (около 50%),

  • любимый предмет (около 20%),

  • родители (7 %) (см. Приложение № 1).

Сложно было определиться с выбором направленности обучения 16% подросткам. 35% школьников осознавали свой неправильный выбор профиля, т.е. зная свои предпочтения, сознательно выбирали другой профиль обучения (причины: желание обучаться в знакомом для себя коллективе или оставаться со своим классным руководителем). По опросам десятиклассников, 34% обучающихся соответствовали выбранному профилю обучения (их ориентация на профессию, учебное заведение, профильные предметы, которые потребуются для поступления в ВУЗ).

Для правильного выбора профиля десятиклассники рекомендовали девятиклассникам:

  • повышать уровень знаний по предметам, которые будут определять профиль обучения;

  • определиться с профессией;

  • придерживаться жизненных целей;

  • ориентироваться на экзамены в ВУЗ;

  • посоветоваться с родителями;

  • обратиться к психологу;

  • сдать профильные предметы.

В 2007 году состоялся первый выпуск учащихся, прошедших предпрофильную подготовку и профильное обучение. Результаты мониторингов показали верный путь в работе сетевой модели по предпрофильной подготовке и профильному обучению. Предпрофильная подготовка способствует осознанному выбору профиля обучения. Профиль обучения позволяет определиться с выбором учебного заведения подавляющемуся количеству выпускников. Даже те старшеклассники, у которых выбор профиля обучения не соответствовал их образу выбираемой профессии, по окончании школы выбирали для поступления факультет и учебное заведение, связанное с полученной профильной направленностью. Особенно ярко это отмечалось в классах физико-математического и естественно-научного профиля. (см. Приложение № 2).

Хочется отметить и один из психологических аспектов преимущества сетевой модели профессионального самоопределения для школьников. Это, прежде всего, социализация, т.е. лучшая адаптированность к постоянно меняющимся условиям и, существенное расширение коммуникативных навыков учащихся.

Подводя первые предварительные итоги работы по профессиональному самоопределению учащихся, надо обозначить и проблемы:

  • рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии, чаще, при выборе профиля обучения;

  • высокий уровень притязаний, не соответствующий способностям школьника (претендуя на определенный профиль);

  • творчество педагогов по разработке новых интересных курсов сдерживается отсутствием привлекательного материального стимулирования;

  • невостребовательность портфолио, на что затрачено много сил и времени учащимися и их учителями;

  • отсутствие преемственности между школой и учебным заведением;

  • вооружение педагогических работников новыми интересными, конкурентно-способными идеями, подходами в работе по профессиональному самоопределению учащихся.

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально - мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.(1) Этому и пытаются учить подростков педагоги сетевой модели профессионального самоопределения г. Мичуринска.

Литература.

1. Митина Л.М. «Психологическое сопровождение выбора профессий», М., психолого-социальный институт, изд. «Филинта», 2003.