В нашей школе стало традицией организация дискуссионного клуба по проблемам, назревшим у старшеклассников. Одной из причин, которая послужила создать дискуссионный клуб - неудовлетворенность результатами воспитательной работы среди старшеклассников, пассивность детей в организации внеурочной деятельности, отсутствие широты познавательных интересов, низкий уровень мыслительной и речевой деятельности.
Цель, которую мы поставили перед собой при создании дискуссионного клуба - через коллективное обсуждение проблем (этических, познавательных, социальных, психологических и др.) формирование ценностей, установок; выработка умений слушать, понимать других, адекватно оценивать собственные возможности; расширять кругозор, познавательные интересы; учиться взаимодействию в группе, участвовать в принятии групповых решений и пр. - способствовать развитию личности каждого участника групповой дискуссии.
Темы были спланированы в результате анализа воспитательной работы школы, с учетом мнения старшеклассников. Для них был проведен социологический опрос, где школьники выделили проблемы и темы, которые их интересуют и которые они хотели бы обсудить вместе с взрослыми. Среди тем для обсуждения были выделены такие: «Дороги, которые мы выбираем», «Насилие в нашей жизни», «Отношение между одноклассниками», «Твои права и обязанности», «Я – взрослый» и другие.
Первое заседание клуба было посвящено разработке устава клуба и его названию. После многочисленных предложений наш клуб старшеклассников стал называться «Диалог поколений». И не случайно было выбрано такое название, ведь действительно в дискуссиях – заседаниях клуба принимают участие люди разных поколений, к мнению которых прислушивается каждый член дискуссионного клуба и мнением которых он дорожит.
В заседания клуба приглашаются ученики старших классов, учителя, родители, выпускники и специалисты разных центров города в зависимости от обсуждаемой темы. Любое заседание начинается с оглашения устава клуба:
-
открыто высказывать собственное мнение, и аргументировано его отстаивать;
-
уважать мнение другого, умея слушать и слышать оппонента в споре;
-
уметь принять групповое решение.
Обсуждения проходят живо, корректно, интересно; участники бывают заинтересованы в разговоре. На заседаниях ребята учатся вести диалог, дискуссию: задавать вопросы, отвечать на вопросы оппонентов, анализировать ответы, размышлять над поставленной проблемой.
Не использовать такой ресурс воспитательной деятельности как дискуссионный клуб, сегодня нам кажется непозволительной роскошью.
Главная сила дискуссионных форм – в увлекательности, они захватывают участников. Острота обсуждения оставляет заметный след в сознании, заставляет предельно мобилизовать и концентрировать запас своих знаний и личных наблюдений.
Развитию индивидуальных качеств также способствует необходимость составлять и анализировать факты, критически оценивать как свое, так и поведение оппонентов.
Именно поэтому дискуссионный клуб является перспективной формой работы со старшеклассниками.
Заседание дискуссионного клуба «Диалог поколений».
Цель:
-
Формирование у юношества активной жизненной позиции.
-
Поиск решений, волнующих проблем при помощи специалистов.
-
Воспитание нравственного отношения к окружающему миру.
Участники заседания: учащиеся 9-11 классов, педагоги.
Ведущие заседания: педагог-психолог.
Эксперты: специалисты центра защиты прав несовершеннолетних – отделение защиты прав детей от насилия: юрист-консультант, социальный работник; специалист ППМС-центра.
Ход заседания
Здравствуйте, уважаемы коллеги и ученики!
Тема, которая сегодня будет обсуждаться очень серьезна. Она, к сожалению, касается очень многих членов общества, и наверняка с ней сталкивается большая часть людей в своей жизни. Эта тема «Насилие в нашей жизни» (Как жить без насилия).
Проблема насилия (жестокого обращения) с детьми до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране.
Ежегодно в России 17 тысяч детей раннего возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Более 10 тысяч несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30% до 50 % детей убито родителями или лицами их заменяющими. Отмечается рост числа случаев убийства матерью новорожденного.
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Вам предлагаются примеры насильственных действий, давайте попробуем определиться: что же такое насилие?
(Обсуждение примеров в группах и мнения учащихся.) Приложение 1
Насилие - это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком.
Чтобы сохранить власть и контроль, используются различные насильственные методы или виды. Давайте попробуем сами определиться с видами насилия.
(Обсуждение и мнения учащихся.)
Виды насилия:
-
Физическое – преднамеренное нанесение физических повреждений или травм человеку (избиение, пощечины, применение оружия и т.д.).
-
Сексуальное (с детьми растление, инцест) – принуждение к сексуальным отношениям с согласия или без такового.
-
Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка – недостаточное удовлетворение потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви, понимании; отсутствие полного обеспечения опекой и надзором; недостаточной обеспечении необходимой мед. помощью при болезни; причинение умышленного вреда; семейные конфликты, эксплуатация ребенка непосильным трудом; алкоголизм родителей, употребление наркотиков и т.д.
-
Психологическое (эмоциональное) – психологическое пренебрежение (словесное грубое обращение, нелюбовь, нерасположенность к ребенку) и психологическое обращение: отвержение – публичное унижение, предъявление чрезмерных требований, публичная демонстрация отрицательных качеств, критика; угрозы и терроризация – унижение достоинства, угрозы наказания побоями, угрозы совершения насилия по отношению к ребенку или тому, кого любит ребенок, оскорбление, использование ненормативной лексики; изоляция – постоянный контороль того, что делает ребенок, с кем дружит, встречается, разговаривает, запрет общения с друзьями; манипулирование – внушение чувства вины.
- Экономическое – вынуждение к попрошайничеству.
Обидчик может использовать как все виды насилия, так и некоторые из них. Надо помнить, что мотив поведения обидчика независимо от формы насилия, один - власть и контроль.
Ничего не вырастает на пустом месте. Есть источники, которые определяют жестокое (насильственное) действие в обществе. Какие источники жестокости вы можете определить?
(Обсуждение и мнения учащихся.)
- СМИ.
- Теле - и видеофильмы.
- Компьютерные игры.
- Семья (неполная семья).
- Национальные и семейные традиции.
- Социальное неравенство.
- Алкоголизм и наркомания.
- Случайная беременность.
- Школа.
- Физические или психические недостатки ребенка и т.д.
Сейчас вновь обратимся к ситуациям жестокого обращения и попробуем их проанализировать. Какие виды насилия в них описаны и в чем вы видите их причины?
(Обсуждение примеров и мнения учащихся.)
А теперь ответим на вопрос: как помочь человеку, подвергшемуся насилию?
(Обсуждение и мнения учащихся.)
- окружить заботой, помочь почувствовать себя в безопасности;
- обсудить проблему, дать простое объяснение причин жестокости;
- помочь обратиться к специалистам за квалифицированной помощью;
-
формировать самооценку, постоянно напоминать, что они любимы, нужны и очень важны;
- формировать навыки бесконфликтного поведения;
- помочь решать проблемы без жестокости;
- помочь выразить чувства и эмоции.
Слово экспертам:
- Как жить без насилия и возможно ли это?
- Если ты попал в трудную ситуацию, к кому можно обратиться за помощью?
- С каким проблемами насилия чаще всего обращаются в центры?
- Где и какую можно получить помощь и поддержку?
Помните, что выход есть из любой ситуации.
Ваша поддержка и соучастие может стать первым шагом к спасению человека.
Используемая литература:
-
Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в критической ситуации. – Спб.: Речь, 2003.
-
Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. Учебное пособие под ред. Н.М.Платоновой, Ю.П.Платонова. – Спб.: Речь, 2004.