Проблема школьной адаптации ребенка младшего школьного возраста сегодня очень значима и актуальна. Период школьной адаптации очень сложен и ответственен как для первоклассников, их родителей, так и для педагогов.
Поэтому главная задача педагога – создание благополучной атмосферы для обучения, направление учебной деятельности детей, построение воспитательной работы с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей в период адаптации.
Период адаптации первоклассников начинается с 1 сентября, поэтому очень важно создать атмосферу дружелюбия с первого дня. Это возможно с помощью мероприятий, которые помогают детям легко войти в коллектив и осознать жизненную позицию «ученика».
Психологическая работа на этапе адаптации осуществляется средствами формирования и развития определенных психологических процессов и навыков в ходе специально организованной деятельности.
Цель развивающей деятельности на данном этапе обучения в общем виде уже сформирована – создание социально – психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой мотивации и на фоне позитивной «Я - концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Очевидно, что эти задачи рассматриваются в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов.
Прежде всего, была определена групповая форма организации развивающей работы. Цикл включает в себя 16 занятий: 8занятий по сказкотерапии и 8 - по арт - терапии. Частота занятий – 2 занятия в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 35 – 40мин. В зависимости от состояния детей и сложности заданий.
Основное содержание групповых занятий составляют игры, психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы, навыков адекватного волевого поведения школьников. Вместе с тем использовались психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержания благоприятного внутригруппового климата, сплочения и организационное сплочение детского общества.
Структура занятий включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошедшего занятия.
Предлагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у первоклассников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
Программа, предлагаемая выше, рассматривалась для детей с задержкой психического развития, у которых адаптация осложняется в силу физиологических отклонений.
Результаты, полученные нами, позволяют поставить задачи для дальнейшей разработки данной проблемы. Создание конкретной программы психологической поддержки первоклассников – одно из главных направлений в педагогике и психологии.
В период адаптации первоклассников нами проводился эксперимент, в котором подтвердилась выдвинутая гипотеза о взаимосвязи развития творческих способностей детей с ЗПР посредством методов сказкотерапии и арт - терапии и повышением адаптивности к учебной деятельности.
Нам удалось установить, что дети, попадая в новую социальную среду в значительно большей степени подвержены эмоциональным нарушениям. У них достоверно выше уровень агрессивности и тревожности. Первоклассники также достоверно чаще испытывают проблемы в сфере межличностного общения, у них значительно выше показатели уровня социально ролевого конфликта. В соответствии с теоретическими данными такие нарушения в эмоциональной сфере говорят о проблемах в становлении мотивационной и произвольной сферах, затруднениях процесса социализации и личностном недоразвитии.
Вместе с тем, мы можем констатировать большую пользу уже проделанной работы. Таким образом, в практическом плане были предложены две коррекционные программы, использование которых дало положительные результаты. Так же проведенный сравнительный анализ показал, что повышение адаптивности первоклассников путем повышения творческих способностей гармонично развивает воображение, креативность и оригинальность деятельности.
В тренинговой работе первоклассники легче и быстрее преодолевают трудности адаптационного периода, у них успешнее и быстрее формируются новые навыки.
Центральной задачей нашей программы было обеспечение адекватного ролевого развития детей. Умение принять новую роль ученика, вступить в новую ситуацию без изменения своим привычкам – это обладание ролевой гибкостью и ролевой креативностью. Этой цели мы добились благодаря сказкотерапии и арт - терапии, которые наиболее доступны и понятны для младшего школьного возраста. Также важное место определяется и коммуникативным навыкам, которые развивались в процессе общения в группе. Результаты прохождения эксперимента показали улучшение воображения, креативности и развития новых интересов.
Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционно – развивающая работа позволяет существенно повысить уровень психологической адаптации детей с задержкой психического развития на этапе поступления в школу. В процессе тренинговой работы у младших школьников отмечались положительный настрой к обучению, желание общаться со сверстниками и взрослыми, успешная организация досуга вне школы.
На наш взгляд, достоинством предложенной коррекционной программы является ее универсальность, следовательно, и возможность использования в школьной психологической службе.
Мы работаем с ребенком, при этом за счет формирования новых личностных качеств, навыков, адаптивных поведенческих реакций улучшаем его отношение со сверстниками и взрослыми, организуем микроклимат в учебной группе и снижаем уровень трудностей, связанных с необходимым уровнем психологической готовности к школе.
ЛИТЕРАТУРА
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом (сказкотерапия для школьников) – М.: Глобус, 2006.
- Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Макеева Т.Г. Тестируем детей – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет (психологические игры, упражнения, сказки) – М.: Генезис, 2007.
- Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей – М.:АРКТИ, 2004.
- Шелдон С 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе – М.: АСТ 2004.
- Широкова Г.А. Практикум для детского психолога – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Приложение к изданию«ПедСовет» №2, №9 за 1996г.;