Разработка урока по теме "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • изучить древнейший период в истории Греции, исследуя древнегреческие мифы, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник;
  • формировать умение анализировать исторические источники и делать выводы;
  • развивать интерес к изучению истории.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компетентностно-ориентированных заданий / КОЗ/.

Оборудование урока:

  1. «История древнего мира». Учебник для 5 класса / авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая /
  2. Карта «Древняя Греция до V века до н.э.»
  3. Хрестоматия по истории Древнего мира. М. «Просвещение»,1991.
  4. Компьютерная презентация «Древняя Греция периода Крита и Микен»

Ход урока.

1. Вводный рассказ учителя с использованием компьютерной презентации.

Мы познакомились с вами с историей древнейших государств на северо-востоке Африки и в Азии. Более 3,5 тыс. лет назад первые государства возникли и в Европе. Одним из них была Древняя Греция.( Слайд 1.) Перенесемся в дельту Нила и оттуда на гребных судах совершим путешествие к острову продолговатой формы. Это остров Крит. (Слайд 2.) Расположенный в Средиземном море он считается частью Европы. С конца III тысячелетия до н.э. на Эгейском море владычествовали цари Крита. Города Древней Греции Микены, Тиринф, Пилос, Афины платили дань критскому царю. Сто лет назад археологи раскопали на Крите огромный многоэтажный дворец, стены которого украшены росписями. (Слайд 3.) Также были найдены глиняные таблички с письменами, однако эти надписи до сих пор не разгаданы.( Слайд 4.) В 15 веке до н.э. на острове Фера близ северных берегов Крита произошло извержение вулкана и землетрясение. Остров был разрушен. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки. Самым богатым и могущественным городом Древней Греции был город Микены.(Слайд 5.) Он расположен на скалистом холме. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, вел через Львиные ворота.(Слайд 6.) Внутри крепости находился царский дворец. Поблизости археологи раскопали царские могилы. ( Слайд 7.) Вслед за Критом греки стали заселять и другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах. Сильным соперником в этой борьбе было Троянское царство.

(Слайд 8.) Около 1200 г. до. н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Греки разрушили и сожгли Трою. Но потом в Грецию с севера вторглись воинственные племена. Они разрушили Микены и многие другие города. Произошел упадок культуры, греки перестали пользоваться письмом и забыли его. Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.

Вопросы классу с целью актуализации знаний:

  • Откуда мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом?
  • Кто изучает исторические источники?
  • Какие бывают исторические источники?

- Такими источниками для изучения Древней Греции являются мифы. Что такое мифы? Историческими источниками являются поэмы древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея». ( Слайд 9). Более ста лет назад вопрос о Древней Греции даже не ставился. Поэмы Гомера просто считались литературными произведениями, не связанными с жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они соединение различных мифов. И только немецкий археолог Генрих Шлиман (Слайд 10.)подошел к ним как к историческим источникам. Эта мысль настолько овладела им, что он забросил бизнес и занялся поисками Трои. И он нашел ее 14 июня 1873 г. Так началось открытие микенской цивилизации.

2. Мотивация учащихся.

А вы хотите поработать в роли историков-исследователей? Давайте попробуем. Для этого я вам предлагаю следующие задания.

/Учащимся предлагаются задания на выбор, но учитель корректирует и направляет его в соответствие с уровнем способностей учащихся. Задания могут выполняться как в группе, так и индивидуально/

КОЗ 1.
Задание.

  1. Изучите карту Древней Греции и карту мира.
  2. Определите географическое положение Древней Греции.
  3. Охарактеризуйте по карте природные условия Древней Греции.
  4. Сделайте вывод: каким занятиям благоприятствовали эти природные условия , а каким нет .

Источник информации :

  1. Атлас по истории древнего мира.
  2. Карта мира.

Модельный ответ:

Древняя Греция располагалась на материке Евразия, в южной части, на Балканском полуострове. С запада, юга и востока омывается морями.

Климат теплый, полноводных рек нет, местность гористая, почвы каменистые.

Природные условия Древней Греции благоприятствовали мореплаванию и торговле, и не благоприятствовали земледелию.

Задания Критерии оценивания Баллы Общее количество баллов

1. Определение географического положения.

Указан:

- материк

- географическая часть материка

-географический объект

 

1

1

1

3

2. Характеристика природных условий.

Охарактеризованы:

- климат

- реки

- почва

 

1

1

1

3

3. Вывод.

Вывод сделан:

- самостоятельно

-с помощью учителя

2

1

2

Аналитическая шкала:

8-7 баллов – оценка «5»
6–5 баллов - оценка «4»
4-3 балла – оценка «3»

КОЗ 2.
Задание.

  1. Изучите отрывки из поэм “Илиада”и ”Одиссея”.
  2. Проанализируйте их и сделайте вывод о том, чем занимались древние греки.
  3. Распределите эти занятия по степени значимости для греков.
  4. Аргументируйте свой ответ.

Источник информации:

  1. Хрестоматия по истории древнего мира.
  2. Карта Древней Греции

Модельный ответ.

Греки занимались земледелием , выращиванием оливок и винограда, ремеслом и торговлей, мореплаванием. Наиболее значимыми для греков были разведение оливок и выращивание винограда, ремесло и торговля, мореплавание, которым способствовали природные условия Греции и не способствовали земледелию, так как в Греции не было полноводных рек и плодородных почв, потому что местность была гористой.

Задания Критерии оценивания Баллы Общее количество баллов

1.Определение занятий греков.

Указаны:

- 6 занятий

- 5 занятий

- 4 занятия

- 3 занятия

- 1-2 занятия

 

5

4

3

2

1

5

2. Расположение по степени значимости.

Самостоятельно

С помощью учителя

Не выполнено

2

1

0

2

3. Аргументация ответа.

Самостоятельно

С помощью учителя

Не выполнена

2

1

0

2

Аналитическая шкала

9-8 баллов – оценка «5»
7-6 баллов – оценка «4»
5-4 балла – оценка «3»

КОЗ 3.
Задание.

  1. Прочитайте миф о Тесее и Минотавре.
  2. Перескажите его.
  3. Как вы считаете, что в мифе вымышленного?
  4. Что могло соответствовать исторической действительности?

Источник информации:

  1. Учебник по истории древнего мира. § 24

Модельный ответ.

В мифе о Тесее сказочным является чудовище Минотавр с головой быка и телом человека, происхождение названия Эгейского моря. Исторической действительности могло соответствовать существование государства, о чем свидетельствует слова «царь», «дань»; то, что греки умели строить корабли и занимались мореплаванием, умели выплавлять металлы ( меч).

Задания Критерии оценивания Баллы Общее количество баллов

1.Пересказ мифа.

- близко к тексту

- допущены неточности

- неполный пересказ

3

2

1

3

2. Определение, что в мифе вымышленного.

Указаны:

- самостоятельно 2 положения.

- самостоятельно 1 положение.

- 1-2 положения с помощью учителя.

3

2

1

3

3. Определение, что в мифе могло соответствовать исторической действительности.

Указаны:

- самостоятельно 3 -4 положения

- самостоятельно 1 -2 положения

- 1-2 положение с помощью учителя

 

3

2

1

3

Аналитическая шкала.

9-8 баллов – оценка «5»
7-6 баллов – оценка «4»
5-4 балла – «3»

КОЗ 4.
Задание.

  1. Прочитайте миф о начале Троянской войны. Перескажите его.
  2. Как вы считаете, что в мифе вымышленного?
  3. Что могло соответствовать исторической действительности?

Источник информации:

  1. Учебник по истории древнего мира. § 25

Модельный ответ.

Вымышленным в мифе можно считать объяснение причин Троянской войны действиями богов, а соответствующим исторической действительности существование у греков государства, войну Микен и Трои, садоводство.

Задания Критерии оценивания Баллы Общее количество баллов

1. Пересказ мифа.

- близко к тексту

- допущены неточности

- неполный пересказ

3

2

1

3

2. Определение, что в мифе вымышленного.

Указаны:

- самостоятельно 1-2 положения.

- 1-2 положения с помощью учителя.

2

1

2

 

3. Определение, что в мифе могло соответствовать исторической действительности.

Указаны:

- самостоятельно 3 положения

- самостоятельно 1 -2 положения

- 1-2 положение с помощью учителя

3

2

1

3

Аналитическая шкала.

8-7 баллов – оценка «5»
6-5 баллов – оценка «4»
4-3 балла - оценка «3»

3. Выполнение учащимися КОЗ.

4. Отчет о выполненных заданиях.

5. Итоги урока.

6. Рефлексия.

Презентация