Дидактические средства и приемы по формированию и развитию субъектной позиции на уроках математики

Разделы: Математика


Цели:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; воспроизводят правила сравнения дробей с разными знаменателями;
  • умеют ставить проблему по теме и сами её решать;
  • реализуют свои творческие способности;
  • применяют правила в конкретных практических и новых ситуациях;
  • видят ошибки;
  • формируют коммуникативные отношения;
  • отрабатывают практические навыки по теме;
  • расширяют кругозор;
  • умеют логически мыслить.

Оборудование: диапроектор, экран, диск с презентацией урока (Приложение 1), компьютер, тесты разного уровня ,сигнальные карточки, , конверты с числами , цветные карандаши, дневники самооценки деятельности, карточки для самостоятельной работы, жетоны, роли для экипажей.

План урока.

  1. Рефлексия.
  2. Устный счёт.
  3. Повторение ранее изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Физкультминутка.
  7. Самостоятельная работа.
  8. Итоги урока.
  9. Домашнее задание.
  10. Дневник самооценки деятельности учащегося.

Ход урока

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие по городу Дробь. Путешествовать принято с людьми, с которыми тебе комфортно, с которыми ты дружишь. Именно так вы разбились на группы, называемые экипажами. Чтобы путешествие прошло успешно, каждый должен знать свою роль. На столе конвертики с ролями. Распределите их в своих Экипажах. Конечным пунктом нашего маршрута является окраина города, на которой зарыт клад. А достанет клад тот Экипаж, который на протяжении всего маршрута наберет большее количество жетонов (сердечек). Жетоны даются за качество, оригинальность, быстроту решения, а поможет вам в этом чувство товарищества.

Посмотрим, какое же настроение у вас перед началом путешествия. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Итак, маршрутный лист перед вами и мы отправляемся в интересное и увлекательное путешествие по городу Дробь. Мы находимся на улице Занимательная.

Слайд 2

  1. Исключите лишнее число:
    а) 1/4; 0,25; 25%; 1/5.
    б) 5/8; 8/5; 1/4; 3/4; 4/3; 2/3; 3/2.
    в) 1/2; 2/4; 8/16; 3/4;

  2. В цирке клоун предложил публике задачу: что больше 100/10 или 1000/100 ? Публика смеялась. Всем было ясно, что дроби 100/10 и 1000/100 равны. Почему? Каким свойством дробей необходимо воспользоваться при объяснении? (основное свойство дроби). Какие операции можно выполнить с дробями, используя основное свойство дроби (сокращение дробей, приведение дробей к наименьшему общему знаменателю)

  3. Сократите дробь: 4/16; 5/10; 6/20;

  4. Приведите дроби к Н.О.З. 1/4 и 1/2; 3/7 и 1/3.

  5. Ученик записал равенства 3/10 =12/40; ¾ =9/16. Есть ли здесь ошибка?

С улицы Занимательной мы попадаем на улицу Повторения.

У каждого Экипажа есть конверт. Там числа. Распредели эти числа по группам? Какая группа быстрее?

Слайд 3

Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? Как можно по другому? Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?

И вот мы перешли на улицу Новую, где расположен магазин «Сладости». В этом магазине 1-й Экипаж купил 2/5 кг конфет Мамбо, 2-й Экипаж купил 3/10 кг конфет, а 3-й Экипаж купил 1/2 кг конфет. Какой же Экипаж больше всех любит сладости?

Как же ответить на вопрос задачи?

Необходимо сравнить дроби: 2/5, 3/10, 1/2.

Чем они отличаются от тех дробей , которые мы умеем сравнивать

Слайд 5

Объявляется тема урока и цель урока.

Итак, перед нами проблема. Как же её решить? Ваши предложения.

Предлагаются разные способы. Выполняется практическая работа каждой группой.

Слайд 6

После её выполнения отвечают на вопрос задачи: какой же Экипаж любит больше всех сладости?

А как можно сравнить по другому? Решение:

Слайд 7

Привести дроби к Н.О.З (учитель показывает на доске)

Ребята попробуем выработать алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями. Каждый Экипаж работает.(кто-то один выступает)

Работа с учебником стр.49, п.11, стр.50 посмотрели рубрику «Говори правильно»

На доске 10/15 9/15; 2/3 3/5.

Наше путешествие продолжается и мы свернули в Переулок Задачный

Слайд 8

Слайд 9

Какими способами можно решить задачу?

Слайд 10

Как можно сравнить дроби?

Вдруг мы увидели спортивную площадку.

Слайд 11

На столе у вас лежат дроби. Расположите их в порядке возрастания и вы узнаете имя одного из героев мультфильма. Каждой дроби соответствует буква.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

И вот мы попали на улицу Самостоятельную. Вам предлагается на выбор решить разного уровня карточки (см. Приложение 2). Решить задание любое из 3 предложенных.

А теперь подведём итог нашему путешествию.

Слайд 15

С чем мы познакомились на уроке? Оценки за урок.

Слайд 16

Сдали маршрутные листы вместе с самостоятельной работой.

Заполнили дневники самооценки деятельности учащихся (см. Приложение 2)

Мы прошли все маршруты и добрались до клада.

Какой Экипаж набрал больше всех жетонов? Достанет клад Экипаж, набравший большее количество жетонов.

Слайд 17

Литература:

  1. Н.Я.Виленкин и другие «Математика 6 класс»
  2. В. И. Жохов, «Контрольные работы по математике 6 класс»
  3. Л. Б. Крайнева, Е. А. Журавлёв «Как работать с обыкновенными дробями»
  4. Е. В. Юрченко «Тесты 5-6 классы»
  5. А. С. Чесноков, К.И. Нешков «Дидактические материалы по математике»
  6. В. В. Выговская «Поурочные разработки по математике 6 класс»