Цели урока:
- рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих животных;
- познакомить учащихся со структурой Красной книги;
- раскрыть основные причины сокращения численности видов животных, меры, необходимые для их охраны.
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать умения работать с различными источниками, учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать;
- формировать навык оценочной самостоятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
(Приложение, слайд 1)
Сегодня у нас необычный урок, узнать и понять много нового нам помогут компьютер, энциклопедии, вы сами друг другу, наши гости.
Как вы думаете, интересным будет урок?
Мы многое успеем сделать, узнать, если будете внимательными, собранными, активными в течение всего урока. Постараемся? У нас все получится.
Оценочный лист (ф.и.)_________________________________ |
||
Оценка ученика | Оценка учителя | |
Выполнил тестовое задание | ||
Внимательно слушал учителя, правильно отвечал на вопросы | ||
Подготовил сообщение о животном, нашел иллюстрацию | ||
В группе представил своё сообщение, ответил на вопросы товарищей | ||
Внимательно слушал сообщения товарищей, задавал вопросы | ||
Итого |
В течение всего урока вы будете сами оценивать свою работу и работу товарищей по таблице. Каждый получит оценку. Закройте глаза, нарисуйте ту оценку, которую вы сегодня получите.
II. Повторение изученного материала
На прошлом уроке мы узнали, какие бывают животные – сегодня продолжим разговор, но необходимо вспомнить, проверить знания. Перед вами тест
Какие бывают животные?
1. Как называется наука о животных?
- ботаника;
- зоология;
- астрономия;
2. Назови животное, которое относится к рыбам:
- дельфин;
- крокодил;
- налим.
3. Какое животное относится к насекомым?
- кузнечик;
- свиристель;
- червь.
4. Какое животное относится к земноводным?
- черепаха;
- жаба;
- зубр.
5. Назови животное, которое относится к птицам:
- пингвин;
- носорог;
- удав.
6. Какое животное ты отнесёшь к диким животным?
- лось;
- собака;
- лошадь.
7. Какое животное ты отнесёшь к домашним животным?
- кролик;
- бобр;
- мышь.
8. Какое животное относится к пресмыкающимся?
- жук;
- карась;
- кобра.
Проверьте тест слайд 2, (щелчок) оцените работу, занесите оценку в таблицу
III. Сообщение темы и цели урока
Изучение нового материала
Начнем наш разговор с легенды слайд 3
Однажды на берегу солнечно-лазурного моря один человек нашел старинный сундук. Поднял тяжелую заржавевшую крышку, а там... В сундуке было несметное богатство. В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои прекрасные сети.
Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монетке или камешку. Как-то раз Человек приказал подать тот самый старинный сундук. Где-то на дне огромного сундука лежало несколько монет да десяток камней. Вот все, что осталось от несметного богатства.
У нас с вами, у каждого человека на земле есть тоже несметные богатства. Хотите увидеть? Слайд 4,5 Человек использует эти богатства, черпает сокровища. Об одной такой жемчужине я хочу рассказать.
Вы все видели домашних быков и коров. Верно? А знаете ли вы, от какого дикого животного произошли они? Послушайте.
Слайд 6 Много лет назад на нашей земле водились могучие быки – (щелчок) туры. Их было очень много. Повсюду на них охотились. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. (щелчок) Осенью 1627 г. ночную тишину Мазовецких лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам - мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на Земле. Когда он погиб, туров не стало (щелчок). Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди, жестоко и беспощадно истребили.
Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все само собой восстанавливается. И просчитались. Многие виды животных, птиц и растений исчезают.
Мы можем подумать: «Ну, исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдёмся без них.» Не обойдёмся. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся (они уже сильно нарушены), а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Поняв это, люди во всём мире Слайд 7 стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю,
В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы (МСОП).По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга (щелчок). Хранится она в Швейцарии. Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. В нашей стране Слайд 8 такая книга (щелчок) появилась (щелчок) в 1978 году. Слайд 9 А в 2000 году (щелчок) вышла в свет Красная книга (щелчок) Красноярского края.
Что общего в этих книгах?
Почему цвет книг красный?
Красный цвет - сигнал опасности, тревоги. Красный цвет призывает: защити!
Слайд 10 Тема нашего урока По страницам Красной книги
Слайд 11 Попробуйте сформулировать, что же такое Красная книга. (после ответов детей - щелчок)
В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё красная, а страницы разноцветные.
Слайд 12
Для чего?
Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение. Сначала идут черные страницы (щелчок). На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. На красных страницах (щелчок) поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых (щелчок) страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых (щелчок) говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных (щелчок) - о видах, которые человеку уже удалось спасти.
Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной красной книги.
Таблица оценивания (2)
IV. Физминутка
V. Изучение нового материала
Вы приготовили сообщения о различных животных.
Таблица оценивания (3)
Когда вы готовились, может быть и не задумывались о том, что эти животные уже занесены в Красную книгу.
Представить подготовленное сообщение следует так, чтобы ребятам в группе было интересно, чтобы они запомнили и могли сами потом рассказать. Расскажите и постарайтесь ответить на их вопросы. Слушатели, будьте внимательны, задавайте вопросы.
Работа в группах
Таблица оценивания (4,5), (совместное обсуждение в группе и выставление оценок в оценочный лист)
VI. Закрепление изученного
Вам было интересно? Вы сможете поделиться полученными знаниями?
Как вы думаете, вы узнаете животных, о которых вам рассказали?
Таблица оценивания (свободная строчка) Поставить +, если узнали животное, правильно назвали. Слайды 13-22
Как же случилось, что эти животные оказались на грани исчезновения, не смотря на то, что уже 60 лет существует Международный союз охраны природы, и животные охраняются законом?
Слайд 23
Охраняется Красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем. Прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрёт?
Цель у нее иная:
Всё живое хранить зовёт.
Для чего нужна Красная книга? Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать современное положение в природе?
Что можем сделать мы, чтобы не случилась беда?
Слайд 24 Уч-ся рассказывают, что нельзя делать, гости – что необходимо сделать.
Гости дарят детям закладки - правила поведения на природе.
Десять «НЕЛЬЗЯ»:
|
VII. Итог урока
Слайд 25
Как хорошо, что есть Красная книга!
Согласны? Почему?
Наша планета — главная «сокровищница» мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, частице, то вскоре «сокровищница» опустеет. Чтобы этого не произошло, чтобы на земле можно было жить, мы должны сохранить нашу планету.
VIII. Домашнее задание
Придумать и нарисовать экологический знак «Не навреди!»
Слайд 26