Урок ознакомления с окружающим миром "По страницам Красной книги"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих животных;
  • познакомить учащихся со структурой Красной книги;
  • раскрыть основные причины сокращения численности видов животных, меры, необходимые для их охраны.
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать умения работать с различными источниками, учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать;
  • формировать навык оценочной самостоятельности.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

(Приложение, слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок, узнать и понять много нового нам помогут компьютер, энциклопедии, вы сами друг другу, наши гости.

Как вы думаете, интересным будет урок?

Мы многое успеем сделать, узнать, если будете внимательными, собранными, активными в течение всего урока. Постараемся? У нас все получится.

Оценочный лист (ф.и.)_________________________________

  Оценка ученика Оценка учителя
Выполнил тестовое задание    
Внимательно слушал учителя, правильно отвечал на вопросы    
Подготовил сообщение о животном, нашел иллюстрацию    
В группе представил своё сообщение, ответил на вопросы товарищей    
Внимательно слушал сообщения товарищей, задавал вопросы    
Итого    

В течение всего урока вы будете сами оценивать свою работу и работу товарищей по таблице. Каждый получит оценку. Закройте глаза, нарисуйте ту оценку, которую вы сегодня получите.

II. Повторение изученного материала

На прошлом уроке мы узнали, какие бывают животные – сегодня продолжим разговор, но необходимо вспомнить, проверить знания. Перед вами тест

Какие бывают животные?

1. Как называется наука о животных?

  1. ботаника;
  2. зоология;
  3. астрономия;

2. Назови животное, которое относится к рыбам:

  1. дельфин;
  2. крокодил;
  3. налим.

3. Какое животное относится к насекомым?

  1. кузнечик;
  2. свиристель;
  3. червь.

4. Какое животное относится к земноводным?

  1. черепаха;
  2. жаба;
  3. зубр.

5. Назови животное, которое относится к птицам:

  1. пингвин;
  2. носорог;
  3. удав.

6. Какое животное ты отнесёшь к диким животным?

  1. лось;
  2. собака;
  3. лошадь.

7. Какое животное ты отнесёшь к домашним животным?

  1. кролик;
  2. бобр;
  3. мышь.

8. Какое животное относится к пресмыкающимся?

  1. жук;
  2. карась;
  3. кобра.

Проверьте тест слайд 2, (щелчок) оцените работу, занесите оценку в таблицу

III. Сообщение темы и цели урока

Изучение нового материала

Начнем наш разговор с легенды слайд 3

Однажды на берегу солнеч­но-лазурного моря один человек нашел ста­ринный сундук. Поднял тяжелую заржа­вевшую крышку, а там... В сундуке было несметное богатство. В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои пре­красные сети.

Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монетке или камешку. Как-то раз Че­ловек приказал подать тот самый старин­ный сундук. Где-то на дне огромного сунду­ка лежало несколько монет да десяток кам­ней. Вот все, что осталось от несметного богатства.

У нас с вами, у каждого человека на земле есть тоже несметные богатства. Хотите увидеть? Слайд 4,5 Человек использует эти богатства, черпает сокровища. Об одной такой жемчужине я хочу рассказать.

Вы все видели домашних быков и коров. Верно? А знаете ли вы, от какого дикого животного произошли они? Послушайте.

Слайд 6 Много лет назад на нашей земле водились могучие быки – (щелчок) туры. Их было очень много. Повсюду на них охотились. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. (щелчок) Осенью 1627 г. ночную тишину Мазовецких лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам - мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на Земле. Когда он погиб, туров не стало (щелчок). Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди, жестоко и беспощадно истребили.

Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все само собой восстанавливается. И просчитались. Многие виды животных, птиц и растений исчезают.

Мы можем подумать: «Ну, исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдёмся без них.» Не обойдёмся. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся (они уже сильно нарушены), а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Поняв это, люди во всём мире Слайд 7 стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю,

В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы (МСОП).По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга (щелчок). Хранится она в Швейцарии. Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. В нашей стране Слайд 8 такая книга (щелчок) появилась (щелчок) в 1978 году. Слайд 9 А в 2000 году (щелчок) вышла в свет Красная книга (щелчок) Красноярского края.

Что общего в этих книгах?
Почему цвет книг красный?
Красный цвет - сигнал опасности, тревоги. Красный цвет призывает: защити!

Слайд 10 Тема нашего урока По страницам Красной книги

Слайд 11 Попробуйте сформулировать, что же такое Красная книга. (после ответов детей - щелчок)

В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё красная, а страницы разноцветные.

Слайд 12

Для чего?

Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение. Сначала идут черные страницы (щелчок). На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. На красных страницах (щелчок) поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых (щелчок) страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых (щелчок) говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных (щелчок) - о видах, которые человеку уже удалось спасти.

Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной красной книги.

Таблица оценивания (2)

IV. Физминутка

V. Изучение нового материала

Вы приготовили сообщения о различных животных.

Таблица оценивания (3)

Когда вы готовились, может быть и не задумывались о том, что эти животные уже занесены в Красную книгу.

Представить подготовленное сообщение следует так, чтобы ребятам в группе было интересно, чтобы они запомнили и могли сами потом рассказать. Расскажите и постарайтесь ответить на их вопросы. Слушатели, будьте внимательны, задавайте вопросы.

Работа в группах

Таблица оценивания (4,5), (совместное обсуждение в группе и выставление оценок в оценочный лист)

VI. Закрепление изученного

Вам было интересно? Вы сможете поделиться полученными знаниями?

Как вы думаете, вы узнаете животных, о которых вам рассказали?

Таблица оценивания (свободная строчка) Поставить +, если узнали животное, правильно назвали. Слайды 13-22

Как же случилось, что эти животные оказались на грани исчезновения, не смотря на то, что уже 60 лет существует Международный союз охраны природы, и животные охраняются законом?

Слайд 23

Охраняется Красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем. Прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрёт?
Цель у нее иная:
Всё живое хранить зовёт.

Для чего нужна Красная книга? Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать современное положение в природе?

Что можем сделать мы, чтобы не случилась беда?

Слайд 24 Уч-ся рассказывают, что нельзя делать, гости – что необходимо сделать.

Гости дарят детям закладки - правила поведения на природе.

Десять «НЕЛЬЗЯ»:

  1. разорять птичьи гнезда;
  2. рвать и бросать цветы; рвать большие букеты;
  3. ломать ветки деревьев, кустов;
  4. давить насекомых;
  5. шуметь в лесу;
  6. разводить костры без взрослых;
  7. оставлять мусор в лесу и водоемах;
  8. сбивать мухоморы и прочие поганки;
  9. убивать лягушек и ужей;
  10. брать лесных зверьков домой.


VII. Итог урока

Слайд 25

Как хорошо, что есть Красная книга!

Согласны? Почему?

Наша планета — главная «сокровищница» мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, частице, то вскоре «сокровищница» опустеет. Чтобы этого не произошло, чтобы на земле можно было жить, мы должны сохранить нашу планету.

VIII. Домашнее задание

Придумать и нарисовать экологический знак «Не навреди!»

Слайд 26

Презентация