Вступление. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Ведущий.
- Ребята, здравствуйте. Вы прослушали сейчас отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года». Если бы мы говорили на языке музыки, то, какое время года подошло бы к этому отрывку? Почему?
- Сегодня мы будем говорить об осени.
Уч.: Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Весь день стоит, как бы хрустальный, и лучезарны вечера.
Ф.Тютчев.
Вед.:- Что же это за дивная пора – осень?
Звучит отрывок песни группы ДДТ «Осень».
Уч.: Холодно становится, холодно! Прошло красное лето. Казалось бы, ещё вчера стояли длинные тёплые дни. И вдруг сразу стало заметно, что смеркается рано, что увял и состарился пригнувшийся под плодами сад.
Уч.: Следом за летом осень идёт.
Жёлтые песни ей ветер поёт.
Красную под ноги стелет листву.
Белой снежинкой летит в синеву.
Уч.: Осень подкрадывается поначалу тихая да ласковая, с букетами цветов, с наливными яблочками в саду. Но не только яблочками можно полакомиться осенью.
Вед.:- Какие съедобные подарки вы можете назвать?
- А теперь подгадываем загадки на осеннюю тему.
1. Клёны смотрят удивлённо: маляра и краски нет.
Кто ж окрасил их, зелёных, в красный цвет? (Осень.)2. Всё лето над нами о чём-то шептали,
К зиме под ногами они зашуршали. (Листья)3. Пушиста вата плывёт куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака.)4. Не удержались в сите сверкающие нити
И, выскочив на волю, пришили тучу к полю. (Дождь.)5. Ставят дома из травы и цветов
И постепенно увозят с лугов. (Стога.)6. Сосновая ветка, еловая ветка,
От ветки до ветки натянута сетка. (Паутина.)
- Сколько осенних месяцев вы знаете? Назовите их.
Звучит песня «Что нам осень принесёт»?
Выходят девочки-месяцы.
Рассказ девочек.
«Сентябрь». Мы – 3 подружки, 3 сестры, и мама у нас одна. Я вам загадаю загадку. Отгадаёте, как зовут нашу маму?
Пришла без красок и без кистей
И перекрасила все листья.
- Я – младший месяц осени. И зовут меня – сентябрь. Название месяца происходит от латинского «септимус», что означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счёту от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осенью называются бабьим летом.
Уч.: В Древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем – проводами осени. С этого дня начиналось так называемое «бабье лето». Оно продолжалось одну - две недели.
Вед.: Осень незаметно входит в лес.
Уч.:Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень: - Не жалейте лето.
Посмотрите – роща золотом одета!
З.Федоровская.
Уч.:. Наступает золотая пора. Художница – осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти жёлтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Наверно, это богатство красок и привлекает к себе художников. И, хотя мы с вами ещё не настоящие художники, мы тоже постарались передать в рисунках все краски осени.
Уч.:Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Вед.:- Я сейчас проверю, как вы знаете название цветов красок. Поиграем : я буду читать стихотворение, если вы услышите название краски – хлопните в ладоши 1 раз, если нет – молчите.
Розовый, красный, оранжевый, синий.
Жёлтый, лимон, абрикосовый, синий.
Чёрный, зелёный, малина.
Осень, как сказка, красива.
Я – Октябрь. Меня называют вершиной осени. Почему?
Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его ещё и вечером года. В это время природы начинает готовиться ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву. Насекомым схорониться в лесную подстилку или забиться в щели. Поспешить с отлетом последним птицам.
Уч.: Льёт дождь, холодный, точно лёд.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт.Уч.:. Как жадно к югу рвутся птицы
Сквозь листопад, сквозь, холода.
Чтоб солнца досыта напиться
И на чужбине убедиться,
Что Родине не повториться
Ни в чём, нигде и никогда.
Песня «Скворушка». (В исполнении детей.)
Вед.:- А с чем надо поспешить людям осенью? Какие плоды собирают осенью?
Смотр поделок, сделанных детьми на уроках труда и дома.
Вед.: -Вы видели, какие замечательные поделки сделали ребята из осенних плодов. Сколько выдумки, фантазии, и старания приложили ребята, чтобы оживить картофель или морковку.
Вед.: - А теперь посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки про овощи.
Загадки.
1. Воду пьёт, себя торопит,
И растёт, и листья копит.
Набирает вес кубышка,
В середине кочерыжка.2. Играли в прятки ребята с грядки.
И прямо с грядки попали в кадки.3. Под кустом в земле плоды -
Человеку за труды.4. Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки.5. Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.6. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я свёкла.
- Я – последний месяц осени – ноябрь. Его древнерусское название – грудень, что значило – разъезженный, плохой и замёрзший путь. Небо нередко закрыто тяжёлыми облаками, идёт снег пополам с дождём. Уже все перелётные птицы покинули свои места.
Уч.: Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета,
Затерялось лето где-то.Уч.: Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёло-розовый-лиловый.
В.Авдиенко.
Уч.: Красива природа на исходе осени. Ярко – красные ягоды красуются на деревьях рябины.
Уч.: В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила, платье снять забыла.
И на красные узоры первый снег ложиться.
Песня «Падают, падают листья». (В исполнении детей.)
Вед.:Но календарь неумолим. Гаснут яркие краски осени. Скоро зима.
Вед.: - А сейчас послушаем стихи про осень, которые вы подготовили к этому празднику.
Вед.: - В народе принято устраивать проводы осени. И устраивали эти проводы после того, как соберут весь урожай. Давайте и мы с вами проводим осень – посидим за чашкой чая.