Цели урока:
Общеобразовательные задачи курса краеведения " Мы дети природы":
- Дать знания о природном богатстве края, быте, традициях коренных народов, хозяйственной деятельности.
- Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Развивающие задачи:
- Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру
- Обогащать нравственно - эстетический и познавательный опыт ребёнка.
Формы и методы:
Наблюдения, демонстрация наглядных пособий, практическая работа, словесные методы: рассказ, беседа, объяснения.
Региональный компонент помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе РФ "Об образовании": воспитание гражданственности и любви к Родине; защита национальных, культурных и религиозных традиций.
Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.
Значение приобщения подрастающего поколения к жизненно важным ценностям своего народа никогда не потеряет актуальности. Уроки, включающие в себя региональный компонент, формируют у учащихся личную ответственность за сохранение природных богатств, их приумножение.
Региональный компонент по экологии и краеведению интегрирован с окружающим миром и составляет 10% учебной программы.
Класс | № | Тема регионального компанента |
1 | 1 | Краеведение. Урок - путешествие "Разнообразие растений нашего края" |
2 | Экология. Значение природы для человека | |
3 | Экология. Как правильно собирать ягоды, грибы | |
4 | Краеведение. Оленеводство, его значение в жизни северных народов | |
5 | Краеведение. Трудовое воспитание в югорской семье | |
6 | Экология. Рациональное использование дикоративных растений края | |
2 | 1 | Краеведение. Народный календарь Югры |
2 | Экология. Охрана водоёмов нашего края | |
3 | Краеведение. Природа Югры. Рациональное использование богатств нашего края | |
4 | Экология. Влияние деятельности человека на природные сообщества края | |
3 | 1 | Краеведение. Природный слой земли нашего края |
2 | Экология. Отчего гибнут деревья нашего леса | |
3 | Экология. Ягоды нашего края | |
4 | Экология. Сохранение популяций в природе | |
5 | Краеведение. Первые сведения о прошлом нашего края | |
6 | Краеведение. Традиционные праздники северных народов | |
4 | 1 | Краеведение. Югорская земля во глубине веков |
2 | Краеведение. Югорский край на глобусе и карте | |
3 | Экология. Добыча, перевозка, переработка и охрана полезных ископаемых нашего края | |
4 | Краеведение. Ханты - мансийск - столица нашего края - город на семи холмах | |
5 | Экология. Лес - лёгкие Югры. Бережное использование лесных богатств | |
6 | Экология. Роль заповедников Югры в охране природы |
Цели урока:
Оборудование к уроку: картинки с изображением ягод, карточки с названием ягод, замороженные образцы ягод.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний:
Отгадай загадки:
Весной веселит, Голосами птиц говорит. Летом холодит, комарами звенит. Осенью дарами одаряет, Грибами, ягодами угощает. Зимой от вьюги защищает. (лес) |
Не море, не земля - Корабли не плавают И ходить нельзя! (болото) |
Вводная беседа:
Богат наш Югорский край лесами и болотами. Красив лес в любое время года. Но сегодня мы постараемся вспомнить, какой бывает осень в нашем крае. Осень в нашем крае начинается уже с августа. В конце лета и осенью лес похож на праздничный город. Белоствольные берёзы нарядились в жёлтые и красные сарафанчики. Красавицы осины стали ярко - оранжевыми. Свой зелёный наряд не меняют только хвойные деревья. А на болотных кочках каждое утро, словно жемчужины, блестят на солнце капли росы. В календаре народов ханты это время называют порой жёлтых листьев или "осенины".
Многие поэты описывали красоту осени. Послушайте стихотворение хантыйского поэта Микуля Шульгина.
Над лесом и над полями
Плывут облака несмело,
Словно костры, поляны
Красны от брусники спелой.
Здравствуй, щедрая осень,
В рыжей шубке лисьей!
Стали студёными росы,
Стали багряными листья.
Микуль Шульгин называет осень щедрой. Почему?
(рассуждения детей)
2. Знакомство с ягодами, растущими в Югорском краю:
Одно из богатств нашего края - ягоды. Загадки о ягодах: (На доске картинки с изображением ягод. Отгадав загадку, дети находят нужную картинку и соотносят с названием ягоды)
Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сама - кусточки
Не выше кочки.
(брусника)
Я - капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(земляника)Ягодка - крошка тоненькая ножка
Ягодка - фонарик сладостью одарит.
Осень подоспела, ягодка созрела.
Спелая крошка, жёлтая серёжка.
(морошка)Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь - кисло.
(клюква)
На кусточки под листочки
Бусинки подвешены,
Голубые бусинки
Оказались вкусненьки!
(голубика)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(черника)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей.
А сушёная в запас
От простуды лечит нас.
(малина)
Расположить названия ягод в том порядке, как они поспевают.
(На доске карточки с названиями ягод. Дети должны расположить их в следующем порядке)
Земляника, морошка, малина, черника, голубика, брусника, клюква.
В наших лесах есть и ядовитые ягоды - это волчье лыко и вороний глаз (показ картинок с изображением этих ягод) Как вы думаете, почему они так называются?
(рассуждения детей)
Несъедобные грибы и ягоды могут приносить вред и пользу. Неумение их распознавать приводят к отравлениям. В то же время животные и люди лечатся ими. Эти растения не нужно трогать руками, нельзя их сбивать и растаптывать.
3. Проверка домашнего задания: ( Сообщения о ягодах Югорского края)
4. Связь приобретённых знаний с практической деятельностью человека.
Правила сбора ягод.
Для жителей городов и посёлков сибирская тайга может показаться бедной и глухой, пугающей непроходимыми дебрями и топкими болотами. А тем, кто в ней живёт (коренные жители ханты, манси) тайга - родной дом и "скатерть - самобранка". Сбор брусники, клюквы, черники является организованным промысловым хозяйством наровне с охотой и рыболовством.
А кто из вас умеет собирать ягоды? Как правильно вести себя на ягодной поляне? В какую посуду нужно собирать ягоды? (показ туесков, корзинки)
Можно ли собирать ягоды комбайном? Почему нет?
О способах заготовки ягод на зиму. (замораживают, перетирают с сахаром, варят варенье, компоты)
5. Практическая часть урока: рассматривание образцов замороженных ягод.
Ягоды радуют человека не только своей красотой и вкусовыми качествами, но они ещё обладают лекарственными свойствами и широко применяются в медицине для лечения различных заболеваний.
6. Просмотр видиозаписи о лекарственных свойствах ягод.
7. Итог урока. Повторение правил поведения в природе.
Ягоды - это небольшая частичка нашей природы, нашего края, нашей Родины. Беречь Родину надо начинать с малого. Беречь свой дом, свою школу, свою улицу, посёлок. Бережно относиться к своему краю - это значит любить, жалеть и оберегать каждое деревце, каждый кустик, каждую травинку и ягодку.
А какие правила поведения в природе вы уже знаете и соблюдаете?
8. Домашнее задание. Написать мини-сочинение "Ягодка - невеличка"