Данное внеклассное мероприятие было подготовлено для учащихся шестого класса, которые будут на следующий год изучать этот предмет.
Цели и задачи этого мероприятия:
- познакомить учащихся с новым предметом, который будет изучаться на следующий год;
- с помощью игр, рассмотреть примеры геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, квадрат и другие) и геометрических тел (куб, призма, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр и другие);
- заинтересовать учащихся с новым предметом и повысить интерес к математике;
- воспитывать аккуратность в выполнении заданий.
Технические средства и наглядные пособия:
- Геометрические тела: конус тела: конус, цилиндр,
- пирамиды, тетраэдр, октаэдр, икосаэдр и т.д.
- Макет бумажного города из геометрических тел.
- Конверты с заданиями.
- Компьютерное обеспечение
- Презентация к уроку (Приложение 1)
Ход занятия
1. Рассказ учителя (слайд 2)
Геометрия – нужная наука,
Она отвлечет вас от скуки.
Поможет построить и храм, и дворец,
И выложить плитку, и пол настелить.
И выкройку сделать, чтобы юбочку сшить.
Я не хочу показаться здесь нудной,
Заслуги ее перечесть очень трудно.
Данной наукой увлечь всех желаю.
Жалеть не придется, я вас уверяю.
Еще в древности, изготавливая посуду, украшения, орудия труда, люди придавали им особую форму. Так они стали знакомиться со свойствами фигур, науку, изучающую эти свойства, назвали геометрией (слайд 3)
Древние греки очень любили заниматься геометрией, а особенно любили геометрические игры. Одна из них называлась стомахион. В этой игре надо из 14 частей прямоугольника сложить различные фигуры. (слайд 4)
Этой игрой увлекался и великий Архимед. Он написал книгу, которая называлась «Книга Архимеда о разбиении стомахиона на 14 частей» (слайд 5)
Похожей игрой увлекались и древние китайцы. Только они делили квадрат на 7 частей и назвали свою игру «Чи-чао-тю», что означает хитроумный узор из 7 частей. Эту игру также называют «тангтам». (слайд 6)
Об увлекательности этой игры говорит и то, что французский император Наполеон, который после военного поражения был сослан на остров Святой Елены, часами занимался там складыванием фигур тангтама. (слайд 7)
И я хочу вам предложить составить фигуры тангтама.
Приложение 1.
2. В пятидесятых годах XX века, американским математиком Голомбо была придумана новая игра «пентамимо». Она очень заинтересовала и школьников, и студентов, и преподавателей. А заключалась она в складывании фигур из 5 квадратов. (слайд 8) Соберите и вы фигуру из 5 квадратов.
Приложение 2.
3. А знакомый всем нам, с детства треугольник таит в себе немало интересного и загадочного.(слайд 9) Из равносторонних треугольников можно сделать правильные многогранники, такие как: тетраэдр, октаэдр, икосаэдр. Которые в свое время изготовил обыкновенный мальчик Джеймс, которого мы все знаем как великого физика Дж. Максвелла. (слайд 10)
Приложение 3.
4. О том, что геометрия очень интересная и увлекательная наука, можно говорить очень долго и приводить множество примеров.
Но геометрия – это не только игра. Ее законы, свойства, аксиомы, теоремы издавна используются в архитектуре.( слайд 11)
Невозможно себе представить храмы, дворцы, замки без геометрических тел таких как6 параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.(слайд 12, 13)
Приложение 4.
5. Геометрией занимались и женщины, изготавливая одежду, и известные Кутюрье, создавая свои модели. (слайд 14)
И мы сейчас с вами попробуем создать свои.
Приложение 5.
А теперь давайте своими геометрическими поделками украсим наш геометрический город.
Надеюсь, что данной наукой увлекла всех я вас.
И это мероприятие мне хотелось закончить словами А. С, Пушкина: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Из 7 частей квадрата сложить различные фигуры.
Приложение 2
Сложить любую фигуру из 5 квадратов.
Приложение 3
Проведите 3 прямые так, чтобы они разделили этот треугольник на 4 треугольника.
Приложение 4
Надо из развертки склеить геометрическое тело.
Приложение 5
Начертите выкройку любого изделия.