Воспитательная система "Содружество"

Разделы: Начальная школа


В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Поэтому каждый педагог должен конкретизировать свою деятельность применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать.

Свою систему воспитательной работы я назвала "Содружество", так как в классе мы живем по законам.

трудничества
творчества
со страдания
чувствия
переживания

Цель построения воспитательной системы - создание благоприятной среды для самовыражения ребенка.

Цель воспитания - личность, способная строить свою жизнь, достойную человека.

Задачи:

  • формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • формирование жизненных позиций;
  • развитие способностей к индивидуальному выбору жизненного пути.

При составлении системы учитывались следующие принципы:

  • принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, словами, действиями, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);
  • принцип принятия ребенка как данности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор);
  • принцип деятельного подхода к воспитанию.

Разнообразие видов деятельности способствует наибольшей развитости человека.

Вот основные виды деятельности, значимые для данной системы:

Познавательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества).

Ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни).

Коммуникативная (ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится понимать и принимать его)

Досуговая ( внеурочное время, раскрытие творческого потенциала ребенка).

Содержание системы "Содружество"

Технологии, методики Работа с детьми Работа с родителями

1 класс
Программа "Тропинка в школу"

Игровые технологии Ролевые игры, интеллектуальные игры Создание родительского клуба "Мы вместе", "Как вы защищаете своего ребенка", "Первые дни в школе". Тестирование "Выявление способностей ребенка"
Классный час "Семья - 7-я", "Неразлучные друзья - взрослые и дети
Групповые технологии Участие в акциях "Милосердие", "День пожилого человека".

Участие в выставках, конкурсах.

Классные часы "Мой класс", "Моя любимая школа", "Родная станица"

Заседание клуба "Мы вместе".

"Мой ребенок", "Наша семья", "Адаптация ребенка в школе"

Праздник "Первый раз в первый класс", утренник "Осень золотая" "Дорога домой", " Букет для мамы", "Прощай, наш первый класс", "Посвящение в ученики", "Масленица"
Проектные методы "Цветик - семицветик", "Люблю- ненавижу", "Моя семья" "Как помочь своему ребенку"
Здоровьесберегающие технологии Физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры на улице, "Ритмика", "Дни здоровья", "Веселые старты". Ведение дневника "Я расту", "Всем говорю: "Здравствуй!"" "Компьютер - друг и враг", "Утренняя зарядка"
Спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья", праздник "Мойдодыр"

2 класс
Программа "Я - исследователь"

Игровые технологии "Часы кроссвордов", Игры "Самый - самый" "Как помочь развиваться своему ребенку"
КВН "Математика - царица наук", день именника "Осенины"
Модульная методика Конференции, театральные сценки. "Турнир вежливости" Беседа с социальным педагогом "Эмоциональное благополучие ребенка"

Издание классной газеты

"Моя родословная", творческий вечер "А.С.Пушкин"
Исследовательские методы "Моя станица", дневник "Я расту", исследовательский проект "Влияние физминуток на осанку человека" "Какой вы воспитатель?", "Изучение школьника"
"Любимые телепередачи", "Моя любимая книга", "Дружная компания семей"
Проектные методы Выпуск брошюры "Дружба", "Мои физминутки", "К вам пришли гости" "Не хочу делать уроки"
Создание портфолио учащегося
Групповые технологии Участие в конкурсах, экскурсии

Конкурс "Я - исследователь" г. Сочи

"День именинника", конференция "Азбука здоровья"
Праздник "Букет для мамы", "Правила дорожного движения", "Осенний лес"
Информационно- коммуникационные Создание мультимедийных презентации Компьютерное тестирование "Я и ребенок"
Здоровьесберегающие технологии Физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры на улице, "Ритмика", "Дни здоровья", "Веселые старты". Ведение дневника "Я расту" Беседы "Я здоровье сберегу, своему ребенку помогу"
Праздник "Спортивная семья", "Семейная круговерть"

3 класс
Программа "Созвездие"

Развивающее обучение Олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия "Счастливый случай" "СТО способов сказать ребенку о любви", беседа "Мудрость родительской любви"
Семейные олимпиады
Исследовательские методы "Наши друзья - насекомые", "Мои увлечения" "Увлечения моего ребенка", "Хорошие ли вы родители"
Игровые технологии "Звездные часы", ролевые игры, "Доброта творит чудеса" . Занятие - тренинг "Давайте начнем с себя", "Детская агрессия"
Выезд на природу, экскурсия в парк аттракционов, "В стране веселых бабушек и озорных внучат".
Групповые технологии Классные часы "Закон Краснодарского края", "Я - гражданин", самоуправление "Созвездие", организация "звездных десантов". Беседа "Закон Краснодарского края по мерам по профилактике безнадзорности"

Издание ежемесячной газеты "Содружество"

"Мы и наша безопасность", "Мы вместе", "Семейная сказка", "Умелые пожарные"
Информационно-коммуникационные Книга рекордов класса "Самый - самый",

Создание электронного портфолио, создание мультимедийных презентаций,

Книга рекордов для родителей "Самый - самый"
Создание сайта класса "Содружество"
Здоровьесберегающие технологии "Культура поведения на переменах", подвижные игры на улице, "Ритмика", "Дни здоровья", "Веселые старты". Ведение дневника "Я расту" Беседа "Режим дня",

"Правильное питание"

"Семейная спартакиада", "Чистота - залог здоровья"

4 класс
Программа "Я - гражданин"

Развивающее обучение "Моя малая Родина", "История государственной символики", "Памятники станицы" Беседа - форум "Как воспитать настоящего Человека"
"Мои предки"
Исследовательские методы "История памятника", "Ты имеешь право" "Роль семьи в формировании личности"
"Известные люди станицы"
Групповые технологии "Время галантных кавалеров", "Дорогой дружбы и добра" "Ветераны в нашей семье"
"Помним, чтим, благодарим" (к 9 мая), "Мы - читающая семья"
Информационно-коммуникационные Создание мультимедийных презентаций Педагогическая гостиная "Искусство хвалить"
Фильм "Наши законы"
Проектные методы Издание буклета "Наши законы", "Звездный час: "Я люблю тебя, Россия"" "Как вы понимаете своего ребенка"
Операция "Милосердие"

Я считаю, что доминирующей целью моей системы воспитания является личностное развитие ребенка. Для этого использую предложенные методы и технологии для развития любых, даже самых малых ростков успеха. Очень важно создать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность.

Особое внимание в воспитательной системе уделяется СЕМЬЕ как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом особенностей детей:

  • посещение семей;
  • создание классного сайта "Содружество" в сети Интернет;
  • издание классной газеты "Содружество";
  • совместные мероприятия;
  • создание электронного портфолио учащегося.

Все представленные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно- нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка.