В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Поэтому каждый педагог должен конкретизировать свою деятельность применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать.
Свою систему воспитательной работы я назвала "Содружество", так как в классе мы живем по законам.
трудничества
творчества
со страдания
чувствия
переживания
Цель построения воспитательной системы - создание благоприятной среды для самовыражения ребенка.
Цель воспитания - личность, способная строить свою жизнь, достойную человека.
Задачи:
- формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- формирование жизненных позиций;
- развитие способностей к индивидуальному выбору жизненного пути.
При составлении системы учитывались следующие принципы:
- принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, словами, действиями, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);
- принцип принятия ребенка как данности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор);
- принцип деятельного подхода к воспитанию.
Разнообразие видов деятельности способствует наибольшей развитости человека.
Вот основные виды деятельности, значимые для данной системы:
Познавательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества).
Ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни).
Коммуникативная (ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится понимать и принимать его)
Досуговая ( внеурочное время, раскрытие творческого потенциала ребенка).
Содержание системы "Содружество"
Технологии, методики | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 класс |
||
Игровые технологии | Ролевые игры, интеллектуальные игры | Создание родительского клуба "Мы вместе", "Как вы защищаете своего ребенка", "Первые дни в школе". Тестирование "Выявление способностей ребенка" |
Классный час "Семья - 7-я", "Неразлучные друзья - взрослые и дети | ||
Групповые технологии | Участие в акциях "Милосердие", "День
пожилого человека". Участие в выставках, конкурсах. Классные часы "Мой класс", "Моя любимая школа", "Родная станица" |
Заседание клуба "Мы вместе". "Мой ребенок", "Наша семья", "Адаптация ребенка в школе" |
Праздник "Первый раз в первый класс", утренник "Осень золотая" "Дорога домой", " Букет для мамы", "Прощай, наш первый класс", "Посвящение в ученики", "Масленица" | ||
Проектные методы | "Цветик - семицветик", "Люблю- ненавижу", "Моя семья" | "Как помочь своему ребенку" |
Здоровьесберегающие технологии | Физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры на улице, "Ритмика", "Дни здоровья", "Веселые старты". Ведение дневника "Я расту", "Всем говорю: "Здравствуй!"" | "Компьютер - друг и враг", "Утренняя зарядка" |
Спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья", праздник "Мойдодыр" | ||
2 класс |
||
Игровые технологии | "Часы кроссвордов", Игры "Самый - самый" | "Как помочь развиваться своему ребенку" |
КВН "Математика - царица наук", день именника "Осенины" | ||
Модульная методика | Конференции, театральные сценки. "Турнир вежливости" | Беседа с социальным педагогом
"Эмоциональное благополучие ребенка" Издание классной газеты |
"Моя родословная", творческий вечер "А.С.Пушкин" | ||
Исследовательские методы | "Моя станица", дневник "Я расту", исследовательский проект "Влияние физминуток на осанку человека" | "Какой вы воспитатель?", "Изучение школьника" |
"Любимые телепередачи", "Моя любимая книга", "Дружная компания семей" | ||
Проектные методы | Выпуск брошюры "Дружба", "Мои физминутки", "К вам пришли гости" | "Не хочу делать уроки" |
Создание портфолио учащегося | ||
Групповые технологии | Участие в конкурсах, экскурсии Конкурс "Я - исследователь" г. Сочи |
"День именинника", конференция "Азбука здоровья" |
Праздник "Букет для мамы", "Правила дорожного движения", "Осенний лес" | ||
Информационно- коммуникационные | Создание мультимедийных презентации | Компьютерное тестирование "Я и ребенок" |
Здоровьесберегающие технологии | Физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры на улице, "Ритмика", "Дни здоровья", "Веселые старты". Ведение дневника "Я расту" | Беседы "Я здоровье сберегу, своему ребенку помогу" |
Праздник "Спортивная семья", "Семейная круговерть" | ||
3 класс |
||
Развивающее обучение | Олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия "Счастливый случай" | "СТО способов сказать ребенку о любви", беседа "Мудрость родительской любви" |
Семейные олимпиады | ||
Исследовательские методы | "Наши друзья - насекомые", "Мои увлечения" | "Увлечения моего ребенка", "Хорошие ли вы родители" |
Игровые технологии | "Звездные часы", ролевые игры, "Доброта творит чудеса" . | Занятие - тренинг "Давайте начнем с себя", "Детская агрессия" |
Выезд на природу, экскурсия в парк аттракционов, "В стране веселых бабушек и озорных внучат". | ||
Групповые технологии | Классные часы "Закон Краснодарского края", "Я - гражданин", самоуправление "Созвездие", организация "звездных десантов". | Беседа "Закон Краснодарского края по
мерам по профилактике безнадзорности" Издание ежемесячной газеты "Содружество" |
"Мы и наша безопасность", "Мы вместе", "Семейная сказка", "Умелые пожарные" | ||
Информационно-коммуникационные | Книга рекордов класса "Самый - самый", Создание электронного портфолио, создание мультимедийных презентаций, |
Книга рекордов для родителей "Самый - самый" |
Создание сайта класса "Содружество" | ||
Здоровьесберегающие технологии | "Культура поведения на переменах", подвижные игры на улице, "Ритмика", "Дни здоровья", "Веселые старты". Ведение дневника "Я расту" | Беседа "Режим дня", "Правильное питание" |
"Семейная спартакиада", "Чистота - залог здоровья" | ||
4 класс |
||
Развивающее обучение | "Моя малая Родина", "История государственной символики", "Памятники станицы" | Беседа - форум "Как воспитать настоящего Человека" |
"Мои предки" | ||
Исследовательские методы | "История памятника", "Ты имеешь право" | "Роль семьи в формировании личности" |
"Известные люди станицы" | ||
Групповые технологии | "Время галантных кавалеров", "Дорогой дружбы и добра" | "Ветераны в нашей семье" |
"Помним, чтим, благодарим" (к 9 мая), "Мы - читающая семья" | ||
Информационно-коммуникационные | Создание мультимедийных презентаций | Педагогическая гостиная "Искусство хвалить" |
Фильм "Наши законы" | ||
Проектные методы | Издание буклета "Наши законы", "Звездный час: "Я люблю тебя, Россия"" | "Как вы понимаете своего ребенка" |
Операция "Милосердие" |
Я считаю, что доминирующей целью моей системы воспитания является личностное развитие ребенка. Для этого использую предложенные методы и технологии для развития любых, даже самых малых ростков успеха. Очень важно создать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность.
Особое внимание в воспитательной системе
уделяется СЕМЬЕ как среде первоначального
развития ребенка, где закладывается основа
личности. Организуется целенаправленное
взаимодействие с ней с учетом особенностей
детей:
посещение семей;
Все представленные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно- нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка.