Цель:
- Развитие желания проявлять исполнительские и творческие способности, посредством фольклора (игры, хороводы, потешки, игра на ложках).
- Формирование элементарных представлений о традициях русского народа.
- Воспитание уважения к традициям своего народа и людям труда.
- Закрепление знаний о народной игрушке (Дымке).
Звучит р.н. мелодия, детей встречает Хозяюшка:
Хозяюшка: Здравствуйте, дети, я вам очень рада! Сегодня мы будем отмечать праздник.
Дети: Какой?
Хозяюшка: «Сёмин день». Издавна на Руси детей учили трудиться, помогать старикам. Девочки помогали своей маме дома по хозяйству, а мальчики помогали отцу в поле. Да только мальчиков до такой работы не сразу допускали. Сначала нужно было подрасти. Мальчики очень ждали этого праздника, потому что в этот день таких мальчиков как вы, или немного постарше начинали считать почти взрослыми. Мальчиков подстригали, садили на настоящего коня, и с этого дня сынок мог помогать отцу - пахать в поле, сеять пшеницу, пасти стадо овец или коровушек. Мальчики очень этим гордились.
Хозяюшка, обращаясь к мальчику, говорит: вот какой ты стал совсем большой, покажи, как ты будешь кататься на коне, а мы про тебя песенку споём.
Хоровод «Кто у нас хороший»
Хозяюшка: Если кто – то был неловкий, плохо ездил на лошадке над ним подшучивали, говорили так:
Ваня – Ваня, простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород!
Игра «Ваня – простота»
Хозяюшка: Ребята, покажите мне, как вы умеете кататься на лошадке? (Под музыку дети выполняют галопчик.)
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям.
Тут и там, тут и там.
Покатались? Отдохнём немного. Послушайте мою загадку, а загадка моя не простая, спрятана в этом сундучке. Я буду играть на разных инструментах, а вы отгадайте – звук какого инструмента похож на стук копыт лошади? (погремушка, треугольник, ложки)
Дети: Ложки!
Хозяюшка: Молодцы, возьмите ложки поиграйте на них. Поедем к деду и бабе рвать репу (дети отстукивают ритм на ложках и выполняют галоп).
Потешка:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами
К деду, к бабе по репоньку,
По пареньку, по сладеньку,
По горбатеньку! Гоп! Гоп!
Хозяюшка: Дети, вам понравилось кататься на лошадке?
Дети: Да!
Хозяюшка: Не зря на Руси с давних времён самой любимой игрушкой у мальчиков была лошадка. (Показывает дымковскую игрушку)
А лошадки у меня просто замечательные, такие яркие, нарядные, сказочные!
Цок, цок, цок.
Я лошадка белый бок,
Если только захочу,
Всех ребяток прокачу!
Хозяюшка: А про эту лошадку расскажи, ты, пожалуйста.
Ребёнок:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться
Если гриву упустил.
Хозяюшка: А вот ещё конь, расскажи нам про него.
Ребёнок:
Конь домчит до карусели
На седло залез Емеля
Влез, встал, засвистал,
Засвистал и поскакал!
Хозяюшка: А кто знает, откуда прискакала к нам эта лошадка?
Дети: Из села Дымково.
Хозяюшка: правильно, а называется такая игрушка…дымковская.
А каким узором украшали мастера эти игрушки?
- Колечками, кружочками, точками.
Какие краски брали?
- Яркие: красные, зелёные, синие, жёлтые.
Ребята, а вы хотите побыть художниками?
- Да!
Тогда вот вам лошадки, посмотрите, как мы будем их украшать. У меня есть катушка, если её обмакнуть в краску посмотрите, что получится…колечко.
Самостоятельная творческая работа детей.
(Вовремя работы звучит р. н.м.).
По окончании творческого задания Хозяюшка благодарит детей за работу.