Интегрированное занятие по теме: "Сёмин день"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Развитие желания проявлять исполнительские и творческие  способности, посредством фольклора (игры, хороводы, потешки, игра на ложках).
  • Формирование элементарных представлений о традициях русского народа.
  • Воспитание уважения к традициям своего народа и людям труда.
  • Закрепление знаний о народной игрушке (Дымке).

Звучит  р.н. мелодия,  детей встречает Хозяюшка:

Хозяюшка:  Здравствуйте, дети, я вам очень рада! Сегодня мы будем отмечать праздник.

Дети:  Какой?

Хозяюшка:  «Сёмин день». Издавна на Руси детей учили трудиться, помогать старикам. Девочки помогали своей маме дома по хозяйству, а мальчики помогали отцу в поле. Да только мальчиков до такой работы не сразу допускали. Сначала нужно было подрасти. Мальчики очень ждали этого праздника, потому что в этот день таких мальчиков как вы, или немного постарше начинали считать почти взрослыми. Мальчиков подстригали, садили на  настоящего коня, и с этого дня  сынок мог помогать отцу - пахать  в поле, сеять пшеницу, пасти стадо овец или коровушек. Мальчики очень этим  гордились.

Хозяюшка, обращаясь к мальчику, говорит: вот какой ты стал совсем большой, покажи, как ты будешь кататься на коне, а мы про тебя песенку споём.

Хоровод «Кто у нас хороший»

Хозяюшка: Если кто – то был неловкий, плохо ездил на лошадке над ним подшучивали, говорили так:

Ваня – Ваня, простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород!

Игра «Ваня – простота»

Хозяюшка: Ребята, покажите мне, как вы умеете кататься на лошадке? (Под музыку дети выполняют галопчик.)

Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям.
Тут и там, тут и там.

Покатались? Отдохнём немного. Послушайте мою загадку, а загадка моя не простая, спрятана в этом сундучке. Я буду играть на разных инструментах, а вы отгадайте – звук какого инструмента похож на стук копыт лошади? (погремушка, треугольник, ложки)

Дети:  Ложки!

Хозяюшка: Молодцы, возьмите ложки поиграйте на них. Поедем к деду и бабе  рвать репу (дети отстукивают ритм на ложках и выполняют галоп).

Потешка:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами
К деду, к бабе по репоньку,
По пареньку, по сладеньку,
По горбатеньку!
Гоп! Гоп!

Хозяюшка:  Дети, вам понравилось кататься на лошадке?

Дети: Да!

Хозяюшка: Не зря на Руси с давних времён самой любимой игрушкой у мальчиков была лошадка.  (Показывает дымковскую игрушку)

А лошадки у меня просто замечательные, такие яркие, нарядные, сказочные!

Цок, цок, цок.
Я лошадка белый бок,
Если только захочу,
Всех ребяток прокачу!

Хозяюшка: А про эту лошадку расскажи, ты, пожалуйста.

Ребёнок:

Кони глиняные  мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться
Если гриву упустил.

Хозяюшка: А вот ещё конь, расскажи нам про него.

Ребёнок:

Конь домчит до карусели
На седло залез Емеля
Влез, встал, засвистал,
Засвистал и  поскакал!

Хозяюшка: А кто знает, откуда прискакала к нам эта лошадка?     

Дети: Из села Дымково.

Хозяюшка: правильно, а называется такая игрушка…дымковская.

А каким узором украшали мастера эти игрушки?

- Колечками, кружочками, точками.

Какие краски брали?

- Яркие: красные, зелёные, синие, жёлтые.

Ребята, а вы хотите побыть художниками?

- Да!

Тогда вот вам лошадки, посмотрите, как мы будем их украшать. У меня есть катушка, если её обмакнуть в краску посмотрите, что получится…колечко.

Самостоятельная творческая работа детей.

(Вовремя работы звучит  р. н.м.).

По окончании творческого задания Хозяюшка  благодарит детей за работу.