Цели занятия:
- расширить кругозор, знания и умения учащихся по отдельным темам;
- активизировать познавательные интересы учащихся;
- способствовать формированию у учащихся высокой экологической культуры, развитию у них желания сделать окружающую местность чище и благоустроеннее.
- Сегодня, ребята, часто приходится слышать о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах нашего общества. Перед всем человечеством встала большая проблема - остановить дальнейшее загрязнение нашей планеты и принять срочные меры по охране природы. А всё это начинается с малого: нам всем нужно постараться сделать окружающую местность чище и благоустроеннее.
Ребята, эту важную тему на этом занятии мы не просто так затронули. Речь у нас сегодня как раз пойдёт о загрязнении атмосферы, биосферы, гидросферы, и наше занятие посвящено решению математических задач с экологическим содержанием.
Примечание: далее при решении задач будут необходимы различные сведения, содержащие данные из местного хозяйства, района, республики.
Главными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные отходы и выбросы, автомобильный и воздушный транспорт, радиоактивные элементы при авариях на атомных станциях.
Задача №1. В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125- 500 мг/м3 CО2 при норме 3 мг/м?. Во сколько раз превышена норма?
Задача №2. Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 80 м. Проведем такие же расчеты труб предприятий нашей местности.
В последние годы в связи с бурным развитием техники, ростом численности населения планеты (ежегодно увеличивается на 80 млн. чел.), его хозяйственной деятельностью вся биосфера Земли оказывается подверженной этому влиянию. От таких абиотических факторов во многом зависит распределение на Земле животных, растений и других организмов, некоторые виды которых по вине человека совсем исчезли.
Площадь лесонасаждений ежегодно уменьшается. Плодородный слой почвы смывается весенним паводком, увеличиваются овраги. Важнейшей задачей земледельца является охрана почвы от эрозии, повышение её плодородности.
Задача №3. Считая, что 10-15 % в урожае картофеля, идущего на переработку, составляет почва, и, зная урожай картофеля в местном хозяйстве, подсчитаем, сколько плодородного слоя почвы потеряло наше хозяйство в этом году? Ваши предложения по решению проблемы охраны почвы.
Задача №4. Известно, что около 20-25 % урожая в мире теряется из-за болезней и вредителей. Зная, сколько растительной продукции получено в этом году в нашем хозяйстве, подсчитайте потери. Ваши предложения по сокращению.
Задача №5. Подсчитайте, какую площадь земельных угодий требуется отвести под строительство дороги с твердым покрытием (1 км, 10 км, 100 км), если известно, что ширина полосы отчуждения составляет 50 м? Как этот вопрос решён в нашем хозяйстве.
Задача №6. На основе экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг?
Развитие народного хозяйства немыслимо без использования природных ресурсов. Сейчас мы твёрдо знаем, что все природные ресурсы исчерпаемы, в том числе и вода. Поэтому мы должны её бережно и рационально использовать.
Задача№7. Для выращивания 1 т пшеницы требуется 1500 т воды. Сколько воды ушло в этом году на получение урожая пшеницы в нашей республике, в районе, нашем хозяйстве?
Задача №8. В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы, жители деревни в сутки, в год?
Все мы знаем, что воду загрязняют различные минеральные удобрения, которые смываются с полей во время паводков и дождей, бытовые и промышленные отходы, крупные города, горюче-смазочные материалы, нефть, пролитая при авариях.
Задача №9. Подсчитайте, сколько воды требуется городу с населением 1 млн. жителей для разведения сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность города в чистой воде составляет 0,5 млн. м3. Перед сбрасыванием в водоём стоки нужно разводить 20-кратным объёмом чистой воды.
Задача №10. Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 км?. Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т? Сравните с площадью известных вам водохранилищ, морей.
Задача №11. Известно, то оснащение двигателей регулятором подачи топлива даёт возможность уменьшить затраты горючего на 3-7%, на 30-40% смазочных веществ. Узнайте, сколько горюче-смазочных материалов расходуется в нашем хозяйстве за год и сколько их можно сэкономить?
Загрязнение экологической обстановки неизбежно ведёт к катастрофе. Во избежание этого мы должны постараться наладить безотходное производство, бороться за чистоту окружающей среды, не допускать её загрязнения, бережно и рационально использовать природные богатства, увеличить количество заповедников и национальных парков. Мы в свою очередь (перечисляют дети) должны сажать деревья и беречь их, не рвать цветочки, не разбрасывать мусор куда попало, устраивать экологические субботники по очистке территории, очистить родники, подкармливать птиц зимой, т. е. одним словом - любить природу. Все эти меры позволят приостановить нежелательные процессы - загрязнение воздуха, почвы, воды, оскуднение растительного и животного мира. Надеюсь, ребята, на сегодняшнем факультативном занятии вы многое узнали и сделаете все возможное с вашей стороны по охране природы.
Домашнее задание:
Задача №12. Количество эритроцитов ( в расчете на 1 мм3) в крови человека составляет:
- на уровне моря - 5 млн.;
- на высоте 700 м над уровнем моря - 6 млн;
- на высоте 1800 м над уровнем моря - 7 млн.;
- на высоте 4400 м над уровнем моря - 8 млн.
Задача №13. Уровень естественного фона радиации составляет около 0,02 мр/год. Какую дозу получат жители за сутки, за месяц?