Количество часов на реализацию: всего в год 34 часа – 1 час в неделю
В течение года планируется: 32 часа занятий, в том числе 1 урок-представление (заключительный), 2 часа резервное время (участие в смотре кружковой работы)
Программа ориентирована на возраст учащихся 7–9-х классов
Цели и задачи кружка:
- развитие познавательного интереса к науке физике;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие навыков самостоятельного творческого труда, умения мыслить и объяснять наблюдаемое явление, пользуясь законами и понятиями предмета физики
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в
неделю (34 часа в год), занятия проводятся 1
раз в неделю по 1 часу, на которых показываются
необычные опыты, а затем рассматриваются
понятия и явления, с помощью которых можно
объяснить наблюдаемое явление.
После объяснения ребята могут сами попробовать
продемонстрировать рассматриваемый на занятиях
фокус.
Отдельные занятия проводятся как
урок-представление, на котором учащиеся
показывают «фокусы», а зрители объясняют их,
пользуясь законами и понятиями физики.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия (содержание деятельности) |
Дата проведения |
1. | Вводное занятие . Инструктаж по ТБ. «Коробка на краю стола» Центр тяжести. Условия равновесия | |
2. | «Тонет – всплывает?» Выталкивающая сила | |
3. | «Бумажная змейка» Конвекция | |
4. | «Неподвижная башня» Инерция | |
5. | «Шарик на нити». Сила трения | |
6. | «Малиновая полоска». Диффузия | |
7. | «Фонтан в колбе» Атмосферное давление | |
8. | «Яйцо в бутылке», Атмосферное давление | |
9. | «Перевёрнутый стакан» Атмосферное давление | |
10. | «Разрезание льда струной» Положения МКТ | |
11. | «Свечение лампочки без источника тока» Явление ЭМИ | |
12. | «Кипение воды в бумажной коробке» Теплоёмкость | |
13. | Мгновенная кристаллизация. Фазовые переходы | |
14. | «Шарик в воздушной струе» Закон Бернулли | |
15. | «Цветной волчок?» Белый цвет – сложный цвет | |
16. | Плавание кораблика. Поверхностное натяжение | |
17. | «Горение полоски ткани .Плотности различных жидкости и их расположение | |
18. | Танцующие фигурки. Электризация. | |
19. | Нагревание спицы. Равновесие. | |
20. | «Разборчивый гусь» Взаимодействие магнитов | |
21. | «Артезианский водолаз» Сила Архимеда | |
22. | «Вверх по склону » Центр тяжести и скатывающая сила. | |
23. | Переполненный стакан. Поверхностный слой жидкости | |
24. | Оптические иллюзии. | |
25. | «Поющий стакан» Механические колебания звуковой частоты | |
26. | « Пляшущая проволока» Механические колебания | |
27. | Соломинки и монетка. | |
28. | Безразмерная открытка. | |
29. | Что прочнее: бумага или дерево Проявление инерции | |
31. | Звучащий и замолкающий звонок. Опыт Р. Бойля | |
32. | Взаимное притяжение и отталкивание «Султанов» | |
33. | Урок-представление «Физические фокусы» | |
34. | Резерв времени 2 часа |
Используемая литература:
- Гальперштейн Л.Я. Забавная физика. – М.: Детская литература, 1993.
- Постолатий В.К. Фокусы в школе и дома. – М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
- Рабиза Ф.В. Опыты без приборов. – М.: Детская литература, 1988.
- Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики, Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
- Том Тит Научные забавы. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
- Том Тит Продолжаем научные забавы. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.