Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Количество часов на реализацию: всего в год  34 часа – 1 час в неделю

В  течение года  планируется32 часа занятий,  в том числе  1 урок-представление (заключительный), 2 часа  резервное время (участие в смотре кружковой работы)

Программа ориентирована на возраст  учащихся 7–9-х классов

Цели и задачи кружка:

  • развитие познавательного интереса к науке физике;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие навыков самостоятельного творческого  труда, умения мыслить  и объяснять наблюдаемое явление, пользуясь законами и понятиями предмета физики

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю (34 часа  в год), занятия  проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, на которых показываются необычные опыты, а затем рассматриваются  понятия и явления,  с помощью которых можно объяснить наблюдаемое явление.
После объяснения ребята могут сами попробовать продемонстрировать рассматриваемый на занятиях фокус.
Отдельные занятия проводятся  как урок-представление, на котором учащиеся показывают «фокусы»,  а зрители объясняют их,  пользуясь законами и понятиями физики.

Тематическое планирование

Тема занятия (содержание деятельности)

Дата проведения

1. Вводное занятие . Инструктаж  по ТБ. «Коробка на краю стола» Центр тяжести. Условия равновесия  
2. «Тонет – всплывает?» Выталкивающая сила  
3. «Бумажная змейка» Конвекция  
4. «Неподвижная башня» Инерция  
5. «Шарик на нити». Сила трения  
6. «Малиновая полоска». Диффузия  
7. «Фонтан в колбе» Атмосферное давление  
8. «Яйцо в бутылке», Атмосферное давление  
9. «Перевёрнутый стакан» Атмосферное давление  
10. «Разрезание льда струной» Положения МКТ  
11. «Свечение лампочки без источника тока» Явление ЭМИ  
12. «Кипение воды в бумажной коробке» Теплоёмкость  
13. Мгновенная кристаллизация. Фазовые переходы  
14. «Шарик в воздушной струе» Закон Бернулли  
15. «Цветной волчок?» Белый цвет – сложный цвет  
16. Плавание кораблика. Поверхностное натяжение  
17. «Горение полоски ткани .Плотности  различных  жидкости и их расположение  
18. Танцующие фигурки. Электризация.  
19. Нагревание спицы. Равновесие.  
20. «Разборчивый гусь» Взаимодействие магнитов  
21. «Артезианский водолаз» Сила Архимеда  
22.  «Вверх по склону » Центр тяжести и скатывающая сила.  
23. Переполненный стакан. Поверхностный слой жидкости  
24. Оптические иллюзии.  
25. «Поющий стакан» Механические колебания звуковой частоты  
26. « Пляшущая проволока» Механические колебания  
27. Соломинки и монетка.  
28. Безразмерная открытка.  
29. Что прочнее: бумага или дерево  Проявление инерции  
31. Звучащий и замолкающий звонок. Опыт Р. Бойля  
32. Взаимное притяжение и отталкивание «Султанов»  
33. Урок-представление «Физические фокусы»  
34. Резерв времени 2 часа  

Используемая литература:

  1. Гальперштейн Л.Я. Забавная физика. – М.: Детская литература, 1993.
  2. Постолатий В.К. Фокусы в школе и дома. – М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
  3. Рабиза Ф.В. Опыты без приборов. – М.: Детская литература, 1988.
  4. Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики, Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
  5. Том Тит Научные забавы. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
  6. Том Тит Продолжаем научные забавы. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.