Цели:
- Образовательная: обобщить знания по пройденной теме, повторить основополагающие вопросы и понятия, отработать умения рассматривать строение атома.
- Развивающая: развитие внимания, логического мышления через взаимосвязь: положение в ПС – строение атома – свойства; развитие творческого мышления; развитие навыков работы в группе.
- Воспитательная: воспитание настойчивости в достижении знаний, чувства товарищества и коллективизма при работе в группе.
Тип урока: обобщение.
Применение технологии: игровая технология Казарина, групповое обучение.
Оборудование: периодическая система химических элементов на каждом столе, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Актуализация и целеполагание
– Несколько уроков мы с вами посвятили изучению очень важного, основополагающего закона, позволяющего упорядочить и классифицировать химические элементы – Периодического закона, сформулированного Д.И. Менделеевым. Познакомились с тем, как устроена периодическая система химических элементов, а самое главное научились пользоваться её данными для каждого элемента, чтобы рассмотреть строение атома и дать ему характеристику.
Цель нашего урока сегодня вспомнить и обобщить полученные знания, по основным понятиям и основополагающим вопросам темы, отработать умения работать с периодической системой. От вас требуется активность на уроке, т.к. оценка будет складываться из устных ответов и выполнения проверочной работы.
Правила работы на уроке: При готовности дать ответ по необходимости правая или левая рука поднимается прямо высоко вверх, спина прямая. Как сигнал о выполнении задания не только рука поднимается вверх, но и называется очередность выполнения задания «первый», «второй» и т.д. При работе в команде при поднятой руке первые выполнившие ждут остальных, в случае выполнения вся команда встаёт и называет очередность - «Первые» и т.д.
II. Проверка домашнего задания
Обращение к учащимся:
- Поднимите правую руку те, кто справился с заданием, пользуясь только образцом выполнения и те, кому для выполнения задания понадобился учебник или дополнительная литература.
- Поднимите левую руку те, кто сделал задание наполовину, пытался сделать, но не уверен в правильности выполнения.
- Поднимите левую руку те, кто не приступал к выполнению задания.
– Кто хочет выполнить задание на доске: один человек для магния, другой для серы?
Пока 2 учащиеся выполняют задание на доске для остальных следующий этап.
III. Разминка «Верно – не верно»
«Верно» – правая рука вверх, без аргументации.
«Не верно» – левая рука вверх, аргументирует
ответ любой учащийся.
1. При формулировке ПЗ, Д.И. Менделеев взял
основу валентность элемента.
2. Существует только одна формулировка
периодического закона, которая была предложена
Менделеевым.
3. В современной формулировке причиной
периодичности и главной характеристикой
является заряд ядра атома.
4. ПС – естественнонаучная классификация
элементов, графическое отображение ПЗ.
5. ПС состоит из горизонтальных периодов, малых и
больших; вертикальных групп, главных и
побочных подгрупп.
6. Рассмотреть строение атома элемента можно на
основе его атомной массы.
7. Порядковый номер элемента показывает заряд
ядра, число протонов и число электронов в атоме.
8. По номеру группы для главной подгруппы узнаем о
количестве энергетических уровней в атоме.
9. Самые неактивные элементы находятся в 8 гр. А
подгруппе и называются инертные газы.
10. Почти у каждого элемента есть изотопы, т.е.
атомы с разным зарядом ядра, но одинаковой
атомной массой.
Вернутся к домашнему заданию. Учащиеся сравнивают правильность выполнения, делают записи в тетради карандашом. В конце урока все сдают задание.
IV. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам
Вариант 1
1. Закончи предложение.
О заряде ядра атома и количестве электронов
узнаем по _____________________________
2. Найди ошибку.
3. Сравни элементарный состав изотопов кислорода .
Вариант 2
1. Закончи предложение:
О количестве электронов на внешнем уровне узнаем
по _____________________________
2. Найди ошибку.
3. Сравни элементарный состав изотопов натрия .
Вариант 3
1. Закончи предложение:
О количестве энергетических уровней в атоме
узнаем по _____________________________
2. Найди ошибку.
3. Сравни элементарный состав изотопов серы .
V. Работа в командах
1. Периодическое изменение и повторение свойств. («Слепой текст»)
Задание: На доске записано строение элементов второго и третьего периодов и свойства веществ.
Восстановите предложение:
1. Горизонтальная закономерность в ПС проявляется в том, что во всех периодах металлические свойства ________________, т.к. возрастает _________________________ на ______________________ уровне.
Сходство в строении атомов элементов одного периода проявляется в одинаковом количестве ____________________________________.
2. Вертикальная закономерность в ПС проявляется в том, что во всех главных подгруппах металлические свойства __________________, т.к. возрастает _____________________________ __________________, а число ________________________ на внешнем уровне остается _____________________________.
Сходство в строении атомов элементов одной главной подгруппы проявляется в одинаковом количестве ____________________________________.
Атомы элементов, имеющие близкие заряды ядра, например Ne +10 и Na +11, резко отличаются по свойствам, потому что появляется _____________________________________.
2. Творческая образная характеристика ПС
Внимательно посмотрите на ПС.
Запишите 5 прилагательных, характеризующих ПС.
(например: гармоничная, логичная, структурная,
закономерная, упорядоченная, графическая,
научная, периодическая, правильная и т.д.)
Отобрать лучших пять из всех, по одному учащемуся
из команды зачитывают прилагательные.
3. Периодический закон в стихах и прозе
Сопоставить по смыслу предложения в прозе и стихах (команды получают разрезанную на ячейки таблицу и находят соответствующие по смыслу друг другу ячейки) .
ПЗ и ПС в стихах | ПЗ и ПС в прозе |
1. Для стройности теорий химии Решил ученый обобщить Все свойства атомов сравнимые, Что человек успел открыть. |
Взяв за основу известную характеристику атома – атомную массу, Д.И. Менделеев расположил элементы по возрастанию атомной массы. |
2. Чтобы в систему строгую сложится, Вес атомный не всем порой годится. Местами элементы переставим, Немножко правило своё исправим. |
Обладая даром предвидения, Д.И. Менделеев сделал 3 исключения из правила, поменяв местами элементы аргон и калий, кобальт и никель, теллур и йод, позднее открытие строения атома, подтвердило его правоту. |
3. Приснилась, говорят, ему таблица, А в ней открытых элементов лица, Из лиц сложился групповой портрет, В портрете лишних линий нет. |
Существует исторический факт, что ПС приснилась учёному, проснувшись, он зарисовал её, используя горизонтальные линии – периоды и вертикальные линии – группы. |
4. Решил ученый даже очень смело, Пустыми клетками таблица запестрела. Все просто, гармонично, есть логичность, Наглядно всем видна периодичность. |
Д.И. Менделеев, работая с известными 60 элементами, оставил пустые клетки для неизвестных элементов и предсказал их свойства. Периодическое изменение и повторение свойств прослеживаются по периодам и по группам. |
5. Закон всеобщий мир ещё обсудит, Ему «надстройкой» будущее будет. Открытию забвенье не грозит, И славу русскую в науке укрепит. |
Периодическая система постоянно
дополняется, достраивается с открытием новых
элементов. Сейчас уже их 114. Периодическим законом, периодической системой пользуются физики и химики всего мира. |
Если останется время, задание на внимание, предварительно собрать у учащихся ПС, убрать учебники, учащиеся отворачиваются от доски и ПС.
Задание команде: Восстановить элементы по порядку для третьего периода, начиная с натрия, записав знаки и названия.
VI. Творческое домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Если бы не было ПЗ и ПС».
VII. Подведение итогов урока
– Итак, сегодня мы обобщили наши знания, повторили основные вопросы, связанные с ПЗ, ПС, строением атома, вспомнили причины изменения и повторения свойств элементов.
Выставление оценок.