Урок русского языка в 6-м классе по теме "Правописание Н, НН в прилагательных"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • узнать, когда в суффиксах прилагательных пишется Н, НН;  
  • научиться применять полученные знания в практической деятельности; 
  • способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как: внимательность и любознательность.

Оборудование урока:  мультимедийный проектор, таблица «Н, НН в прилагательных», карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Объявление темы урока, постановка целей

– Сегодня на уроке вы  узнаете, почему в некоторых прилагательных пишется одна Н, а в других удвоенная Н.

Слайд 1.

II. Экспресс-опрос

– Каким способом образуются имена прилагательные?  (Приставочным, суффиксальным, сложением)

– Каким способом имена прилагательные образуются от существительных? (Чаще всего – суффиксальным)

III. Объяснение нового материала

На доске находится разрезная таблица, по которой учитель объясняет новый материал.

– Количество букв Н зависит от того, с помощью какого суффикса образуются прилагательные. Если  при образовании  берутся суффиксы -ан-, -ян-, -ин-, то надо писать одну Н. Если же  суффиксы -енн-, -онн-, то пишется две Н, а если в корне уже есть Н, то нужно писать две Н.

– Ребята, какие суффиксы надо вставить в таблицу? (Ответы учащихся)

Кож____ый              Искл: дерев_____ый
Серебр___ый                      стекл_____ый
Гус_____ый                        олов______ый
ан ян ин янн янн янн
Со____ый                      Искл: ветр_____ый
Солом____ый
Экскурси____ый
нн енн онн ен

Слайд 2

– Посмотрите на таблицу и сделайте вывод:

1) Когда в прилагательных пишется Н?
2) Когда в прилагательных пишется НН? (Ученики в парах рассказывают правило).

– Прочитайте правило в учебнике (стр.142-143. См.: Бабайцева В.В, Чеснокова. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждении. – М, 2001)

Учитель обобщает материал.

– Ребята, запомните слова-исключения. В русском языке есть прилагательные, для которых это правило применить нельзя. Это такие слова: румян-ый,  юн-ый. Они образовались без суффиксов.

IV. Закрепление изученного

1. Ребята, сейчас будем работать в парах. Перед вами карточки. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая суффиксы прилагательных.

лебеди…ый              це…ый
серебр…ый               кожа…ый
лу…ый                      орли…ый
деревя…ый               чугу…ый
багря…ый                 глиня…ый

При выполнении задания советуйтесь друг с другом, затем сверьте записанные слова по таблице.  (Ребята выполняют задание). А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Переход к слайду 3)

Слайд 3

2. Следующее задание, которое нужно выполнить, будет буквенный диктант. Напишите в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду диктовать прилагательные, но записывать их не нужно, только под цифрой писать Н или НН.

1         2       3       4      5       6      7      8      9       10

Учитель диктует слова: соломенный, сонный, гусиный, ветреный, оловянный, масляный, травяной, румяный, карманный, комариный.

– А теперь проверь те, правильно ли вы справились с заданием. (Переход к слайду 4)

Слайд 4

3. Переход к слайду 5. Прочитайте предложения и выпишите из них прилагательные и вставьте пропущенные буквы.

Слайд 5

Ученики читают предложения на слайде. В парах обсуждают, какие прилагательные будут выписывать и какие суффиксы вставлять слова.

V. Подведём итоги

В ходе урока мы познакомились

  • с правописанием суффиксов прилагательных,
  • научились различать, когда писать в прилагательных одну Н,
  • а в каких случаях удвоенную Н.
  • приобрели навыки употребления прилагательных в речи.

VI. Домашнее задание

Выучить правило из учебника (стр.142-143), выполнить упражнение 337. (См: Лидман – Орлова К.Г. Практика. – М.: Дрофа, 2006.)