Цели урока:
- узнать, когда в суффиксах прилагательных пишется Н, НН;
- научиться применять полученные знания в практической деятельности;
- способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как: внимательность и любознательность.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, таблица «Н, НН в прилагательных», карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы урока, постановка целей
– Сегодня на уроке вы узнаете, почему в некоторых прилагательных пишется одна Н, а в других удвоенная Н.
Слайд 1.
II. Экспресс-опрос
– Каким способом образуются имена прилагательные? (Приставочным, суффиксальным, сложением)
– Каким способом имена прилагательные образуются от существительных? (Чаще всего – суффиксальным)
III. Объяснение нового материала
На доске находится разрезная таблица, по которой учитель объясняет новый материал.
– Количество букв Н зависит от того, с помощью какого суффикса образуются прилагательные. Если при образовании берутся суффиксы -ан-, -ян-, -ин-, то надо писать одну Н. Если же суффиксы -енн-, -онн-, то пишется две Н, а если в корне уже есть Н, то нужно писать две Н.
– Ребята, какие суффиксы надо вставить в таблицу? (Ответы учащихся)
Кож____ый
Искл:
дерев_____ый Серебр___ый стекл_____ый Гус_____ый олов______ый
|
Со____ый
Искл: ветр_____ый Солом____ый Экскурси____ый
|
Слайд 2
– Посмотрите на таблицу и сделайте вывод:
1) Когда в прилагательных пишется Н?
2) Когда в прилагательных пишется НН? (Ученики в
парах рассказывают правило).
– Прочитайте правило в учебнике (стр.142-143. См.: Бабайцева В.В, Чеснокова. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждении. – М, 2001)
Учитель обобщает материал.
– Ребята, запомните слова-исключения. В русском языке есть прилагательные, для которых это правило применить нельзя. Это такие слова: румян-ый, юн-ый. Они образовались без суффиксов.
IV. Закрепление изученного
1. Ребята, сейчас будем работать в парах. Перед вами карточки. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая суффиксы прилагательных.
лебеди…ый це…ый серебр…ый кожа…ый лу…ый орли…ый деревя…ый чугу…ый багря…ый глиня…ый |
При выполнении задания советуйтесь друг с другом, затем сверьте записанные слова по таблице. (Ребята выполняют задание). А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Переход к слайду 3)
Слайд 3
2. Следующее задание, которое нужно выполнить, будет буквенный диктант. Напишите в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду диктовать прилагательные, но записывать их не нужно, только под цифрой писать Н или НН.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Учитель диктует слова: соломенный, сонный, гусиный, ветреный, оловянный, масляный, травяной, румяный, карманный, комариный.
– А теперь проверь те, правильно ли вы справились с заданием. (Переход к слайду 4)
Слайд 4
3. Переход к слайду 5. Прочитайте предложения и выпишите из них прилагательные и вставьте пропущенные буквы.
Слайд 5
Ученики читают предложения на слайде. В парах обсуждают, какие прилагательные будут выписывать и какие суффиксы вставлять слова.
V. Подведём итоги
– В ходе урока мы познакомились
- с правописанием суффиксов прилагательных,
- научились различать, когда писать в прилагательных одну Н,
- а в каких случаях удвоенную Н.
- приобрели навыки употребления прилагательных в речи.
VI. Домашнее задание
– Выучить правило из учебника (стр.142-143), выполнить упражнение 337. (См: Лидман – Орлова К.Г. Практика. – М.: Дрофа, 2006.)