Внеклассное чтение по творчеству С.А. Есенина "А в сердце светит Русь…"

Разделы: Начальная школа


Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
Н. Некрасов

Первого сентября семилетний человек впервые переступит порог школы, с которой он простится лишь в юности. Впереди одиннадцать долгих и трудных лет учения. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребёнка были годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга – это «быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего» (А.М. Горький).

Книга входит в жизнь человека с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Книга – это ключик к открытию мира людей – добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости. Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений. Открывая окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой ум и чувства, познает, оценивает и воспитывает самого себя.

Внеклассное чтение – это особый раздел обучения детей чтению. Внеклассное чтение знакомит детей с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и формирует у учащихся опыт самостоятельного чтения. Обучать младших школьников самостоятельному чтению можно только в строгой последовательности: от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному – словом от подготовительного этапа к начальному, а потом к основному. Никогда ничего не делать за учеников, ставить перед детьми такие задания, с которыми дети непременно справятся, но не потому, что должны, а потому что хотят и могут, так как обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы проявить самостоятельность; внимательно следить за продвижением каждого ребёнка – читателя и в то же время не превращаться в безучастного контролёра за ходом освоения детьми курса обучения, а щедро делиться с ними своим читательским опытом; постоянно знакомить детей с теми средствами, которое изобрело человечество для юных читателей, чтобы они успешно овладевали искусством подчинять себе «океан книг», формировать в детях потребность этими средствами систематически пользоваться – таковы принципиальные основы системы занятий по внеклассному чтению в целом.

Наиболее интересно проходят уроки внеклассного чтения в 4-м классе. Это уроки – отчеты, уроки – итоги, уроки – праздники, т.е. результаты деятельности детей за две недели: их мысли, их интересы, их выбор. Тема, заданная учителем, лишь отправная точка, а остальная работа – это творчество ребят. Почему это происходит? С одной стороны 4-й класс – это чаще всего последний год почти бездумного подчинения ребёнка авторитету учителя, а с другой стороны 4-й класс – это переломный момент в жизни школьников. Именно на грани 4-5 классов у детей начинает проявляться явное стремление к самоутверждению, намечается поворот к индивидуализации, ко «второму рождению» человека. Излишняя опека со стороны взрослых, установка на беспрекословное повиновение чужой воле может в это время очень навредить. Поэтому, планируя работу с учащимися 4-го класса, учитываю объективные особенности сближение детства и отрочества и строю свою работу с учётом сильных и слабых сторон развития учащихся, используя для этого все доступные и педагогически целесообразные средства.

Внеклассное чтение в 4-м классе по традиционной программе входит в курс «Литературное чтение», проводится один раз в две недели и является итогом определенного объема знаний учащихся по творчеству одного писателя, группы писателей или посвящено определенной теме. Учитель оценивает работу каждого ученика по индивидуальному вкладу в раскрытие темы и целей урока, учитывает возрастные и психологические особенности ребенка. В течение нескольких лет мною разработаны уроки внеклассного чтения, наиболее понравившиеся ученикам, родителям, учителям – коллегам, учителям других школ, это: «Поучительные рассказу о детях» Л.Н. Толстого, «Волшебные сказки» А.С. Пушкина, «Весёлые стихи» К.И. Чуковского, «Стихи о Родине» С.А. Есенина.

Эти уроки помогли ребятам внимательно и заинтересованно слушать товарищей, знать и уважать их мнение, их читательские и жизненные предпочтения, устремления, высказывать собственное мнение. Помогли проявить активность и желание помочь кому – то, кого – то порадовать, обогатить тем, что умеешь, знаешь сам. У детей появилось желание тщательно готовиться к урокам чтения, а при первой необходимости и возможности обращаться к книгам за ответом на возникающие вопросы. Широко раскрылись творческие способности детей.

«Я люблю родину,
Я очень люблю родину!»
С. Есенин

Цель:

Представить учащимся творчество талантливого русского поэта С. Есенина, рассказать о его большой любви к родине; раскрыть особенности его лирики; развивать речь, мышление, память учащихся; способствовать воспитанию трепетного, нежного чувства к родной Земле, к своему Отечеству.

Оборудование: 

Ход урока

I. Вступление. (звучит музыка на стихи С. Есенина)

Сегодня наш урок посвящен творчеству великого русского поэта С.А. Есенина. «А в сердце светит Русь…» (слайд №1).

II. Проверка домашнего задания.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, над которым вы подумали дома: «С чего начинается Родина?» (слайд №2).

III. Обобщение.

Для каждого из нас Родина начинается с чего-то своего, личного. Известные вам поэты: И. Бунин, Н. Рубцов, К. Бальмонт много раз писали об этом в своих произведениях. Для кого-то «Родина» - безмятежное лазоревое небо юга, для другого – это бескрайняя степь, яркая по весне от бесчисленных цветов, для третьего – таежный лес Сибири.

IV. Сообщение темы урока. (слайд №3)

Сегодня на уроке мы услышим еще одно объяснение в любви к нашей скромной, застенчивой, трогательной и прекрасной земле. Сегодня мы еще раз соприкоснемся с чудесным, неповторимым миром С. Есенина. И пусть эти строчки станут эпиграфом к нашему уроку:«Я люблю родину, Я очень люблю родину!»

V. Биография поэта.

Недалеко от Москвы начинается древняя рязанская земля «Страна березового ситца», так называл ее С. Есенин. В крестьянской семье, в селе Константиново, в 1895 году родился будущий поэт. С 2-х лет был отдан на воспитание деду. В 5 лет умел читать. Родители хотели видеть в сыне сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, по окончании которой должен был поступить в Московский Учительский институт. Но этого не случилось.

Стихи начал писать рано, в 9 лет, но сознательное творчество появилось в 16-17 лет.

Жизнь поэта протекала в нелегкие годы истории России. И вся его судьба отразилась в стихах.

VI. Вводный вопрос.

Постарайтесь ответить: «В чем же талант поэта? Почему многие люди так любят его поэтическое слово, наслаждаются звуками его лирических стихов?»

VII. «Задремали звезды золотые…» (слайд №4)

Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звездам» он начал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова».

Стих «Задремали звезды золотые…»

VIII. «Пороша» (слайд №5).

«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Здесь, в Константинове, все было мило его сердцу. На чем бы Есенин ни добирался до отчего дома, пешком или на лошадях, он с волнением преодолевал знакомый путь.

Стих «Пороша».

IX. «Письмо матери» (слайд №6). (звучит музыка)

Сергей Есенин, уже став известным поэтом, ни когда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Свою огромную любовь к матери он выразил в стихотворении «Письмо матери».

X. «Поет зима – аукает» (слайд №7).

Больше всего любил Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Он знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную, современную. Есенин понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Может, поэтому вся поэзия С. Есенина так мелодична, музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться.

Песня «Поет зима – аукает».

XI. «Лебедушка».

С. Есенин обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки настроений, которые возникали в его душе, он сумел понять, что все живое вокруг нас страдает, чувствует, и передать свои ощущения в стихах.

Работа с тетрадью, изготовленной учащимися, по творчеству С. Есенина.

Какое из стихотворений, помещенных в вашу поэтическую тетрадь, больше всего напоминает произведение устного народного творчества? («Лебедушка», слайд №8)

Попробуйте и вы своим чтением и иллюстрациями передать лиричность народных традиций С. Есенина, его удивительную образность, огромную любовь к природе, ко всему живому. (Чтение отрывков из стихотворения «Лебедушка» и показ иллюстраций)

Как вы соотносите содержание стихотворения «Лебедушка» с темой нашего урока?

Физминутка «Рябинка».

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивание – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево)
Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер)

XII. «Я покинул родимый дом…» (слайд №9).

За свою недолгую жизнь поэт побывал во многих близких и дальних странах, поэтому он очень тяжело переносил расставание с родиной, с родным домом.

Стих «Я покинул родимый дом…».

Вы заметили, что любимые цвета поэта – синий и голубой? Как вы думаете – почему?

XIII. «Край ты мой любимый…» (слайд №10).

Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к родному краю. Но не всегда это яркие краски и блеск, чаще – это боль, тревога, печаль.

Стих «Топи да болото…»

Чем восхищается поэт? Каким настроением проникнуто стихотворение?

А что вы любите в своем краю?

XIV. «Гой ты, Русь, моя родная» (слайд №11).

Возвращаясь после долгих странствий домой, чуткое сердце поэта не могло не заметить перемен, происходящих в родных краях. И все сильнее и сильнее С. Есенин выражал свои чувства к Родине.

Стих «Гой ты, Русь, моя родная».

XV. Мировая известность. (слайд №12).

Творчество С. Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях многие литераторы писали о С. Есенине такие слова.

«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». А. Толстой.

«Какой чистый и какой русский поэт». М. Горький.

«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читаю люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь. Есенин – это вечное, как это озеро, как небо…» Н. Тихонов.

XVI. «Отговорила роща золотая…» (слайд №13).

В старину кавказские старцы наставляли молодежь: «Тридцать лет человек должен учиться, тридцать путешествовать и тридцать – писать, рассказывая людям все, что увидел, узнал, понял».

90 лет… Есенину было отпущено в 3 раза меньше.

Стих «Отговорила роща золотая…».

XVI. Связь с телевидением.

Вы уже взрослые люди. И, наверное, некоторые из вас смотрели передачу «Тайны века», посвященную жизни, творчеству и гибели С. Есенина. Смерть его загадочна и непонятна. Но русские люди всегда будут помнить С. Есенина, его лирические произведения о родине, о природе.

XVII. Итог урока.

А чтобы понять, как вы усвоили этот урок, выполните небольшое задание: на листочке с дерева написано задание:

1) березовый лист: соедини части пословиц и подчеркни лишнюю;

2) кленовый лист: допиши пословицу и подчеркни лишнюю;

При солнышке тепло – (при матери добро).

Родина – мать – (умей за нее постоять).

Поспешишь – (людей насмешишь).

3) проверка, оценки.

XVIII. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Почему Сергея Есенина будут читать в будущем так же, как его читают сегодня?».

Литература
  1. И. Павлов «Про твою книгу» 1990г.
  2. Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей «Внеклассное чтение» 1995г.
  3. Журнал «Начальная школа» № 5 1998г., №10 1987г., №3 2005г.
  4. Сборник программ для начальных классов. Москва. Просвещение 2000г.