Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор"

Разделы: Биология


Цель: раскрыть содержание понятия анализатор и показать особенности строения на примере зрительного анализатора, сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей, о необходимости соблюдения правил гигиены для сохранения зрения, продолжить развитие у школьников умения наблюдать, выделять главное, сравнивать, формировать навыки самостоятельности в обучении.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, СD проигрыватель, СD диск, демонстрационная таблица «Зрительный анализатор», разборная модель глаза, влажные препараты «Глаз млекопитающего», череп человека, раздаточный материал, инструктивные карточки, набор из нескольких предметов.

Тип урока: урок новых знаний.

Структура урока:

Ребята, посмотрите на экран. Сегодня там нет никакой информации, а только белые пятна. Это словно неизведанные острова в стране Анатомии. И эти острова мы с вами начнем сегодня открывать. Вам предстоит самим определить, название новой темы, которую мы будем изучать в течение четырех уроков.

На столах у вас лежит набор предметов. Исследуйте их по порядку и определите, что это такое. Имеет ли этот предмет запах? Обладает ли он вкусом? Какой он на ощупь? Учащиеся называют органы зрения, обоняния, вкуса, осязания. На экране открываются « белые пятна». Звучит красивая музыка (Чайковский »Вальс цветов»). Назовите орган чувств с помощью которого мы слышим эту музыку. Открывается еще одно «белое пятно». Итак, осталось еще одно неоткрытое пятно, для определения которого мы проведем тест.

Тест на определение равновесия. Встать так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ступни, расположенной впереди. Ступни должны быть на одной прямой - одна впереди, другая - сзади. Руки складываются в замок, локти сближаются. Некоторое время ученики должны постоять в таком положении. Что с вами происходит? Ответ-потеря равновесия. Открываю последний лист с названием еще одного органа чувств. Слайд 1.

Попробуйте, пожалуйста, сформулировать тему. Учащиеся называют «Органы чувств человека». Учитель сообщает: понятие «органы чувств» в значительной степени условно. Для возникновения субъективного ощущения (чувства) необходимо, чтобы возбуждение, возникшее в рецепторах, достигло специальных отделов коры больших полушарий головного мозга. Таким образом, любой из органов чувств представляет собой лишь периферический отдел анализатора - сложного соединения нервных структур, обеспечивающих возникновение специфических форм ощущения. Итак, тема урока: Зрительный анализатор. Слайд 2

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока. А какова же цель урока? Выслушиваются мнения учащихся, а затем учитель обобщает: сегодня на уроке мы раскроем содержание понятия анализатор, выясним особенности строения зрительного анализатора, познакомимся с морфологией и функциями глаза, поговорим о необходимости соблюдения правил гигиены для сохранения зрения и ответим на вопрос: зачем человеку органы чувств?

Работа со слайдом 3, обобщающим все выше сказанное. 2. Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Слайд 4 Анализаторами называются сложные системы чувствительных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на человека; обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям внешней и внутренней среды.

Слайд 5 Каждый анализатор состоит из трех отделов: периферического, проводникового и центрального.

Слайд 6

Периферический отдел представлен рецепторами - чувствительными нервными окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью только к определенному виду раздражителя. Рецепторы входят в состав соответствующих органов чувств. В сложных органах чувств (зрения, слуха, вкуса) кроме рецепторов есть и вспомогательные структуры, которые обеспечивают лучшее восприятие раздражителя, а также выполняют защитную, опорную и другие функции. Например, вспомогательные структуры зрительного анализатора представлены глазом, а зрительные рецепторы - лишь чувствительными клетками (палочки и колбочки). Рецепторы бывают наружные, расположенные на поверхности тела и воспринимающие раздражения из внешней среды, и внутренние, которые воспринимают раздражения из внутренних органов и внутренней среды организма. Слайд 7

Проводниковый отдел анализатора представлен нервными волокнами, проводящими нервные импульсы от рецептора в центральную нервную систему (например, зрительный, слуховой, обонятельный нерв и т.д.) Слайд 8

Центральный отдел анализатора - это определенный участок коры головного мозга, где происходит анализ и синтез поступившей сенсорной информации и преобразование в специфическое ощущение (зрительное, обонятельное и т. д.)

Обязательным условием нормального функционирования анализатора является целостность

каждого из трех отделов. Слайд 9

Схема 2.

Схема строения зрительного анализатора Слайд 10

Орган зрения. Познавательные задания:

  1. Выскажите свое мнение: почему говорят «береги как зеницу ока»? Чем охраняется наше око? Назовите вспомогательный аппарат глаза. Охарактеризуйте роль каждой его части, для этого обратитесь к тексту учебника на странице 73 ,2-3 абзацы, а затем выполните задание №1
  2. Более 180 лет назад Н.М. Карамзин ввел в русский язык букву ё, и первое слово, в котором он использовал ее, было «слёзы». В Саратове установлен памятник этой букве. Что такое слезы? Каков состав слез? Почему мы плачем? В случае необходимости обратитесь к тексту учебника на странице 73 Обобщение. Таблица №1 (См. Приложения). Слайд 11

Рассказ учителя. Еще Платон говорил о том, что из всех органов боги прежде всего устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остается: именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М.Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту. А как же устроены наши глаза? Выполните лабораторную работу. Работайте в паре, начиная со второго задания инструктивной карточки.

Подведение итогов лабораторной работы. Таблица №2 (См. Приложения), Слайд 12

Особое внимание обращаю на строение сетчатки. Слайд13

Физзарядка для глаз.

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
  2. Быстрое моргание в течение 10-15 сек. способствует улучшению кровообращения.
  3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят « усталость.

Как происходит восприятие зрительных раздражений? Рассказ учителя, использование рисунка в учебнике на стр.74-75

Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку. Глазодвигательные мышцы обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало на сетчатку, на её желтое пятно. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые передаются в зрительную зону коры больших полушарий. Здесь вся информация собирается, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете. Далее учащиеся выполняют опыт по обнаружению слепого пятна.

Задание №2. Формулирование вывода.

Задание№3 Определение функций глазных мышц. Работают в паре: один ученик испытуемый, другой - исследователь. Вывод: благодаря наличию как прямых, так и косых мышц, глазные яблоки способны перемещаться по круговой орбите.

Задание №4 Проследить за работой хрусталика.

После выполнения этого опыта учитель задает вопрос: » Почему вредно читать лежа?» Какие правила гигиены зрения вы уже знаете?

Гигиена зрения Слайд 14

Выводы урока. Слайд 15

Рефлексия. Напишите синквейн.

Домашнее задание: страница 72-79, творческое задание: составьте кроссворд, напишите правила ухода за глазами на каждый день, найдите пословицы о значимости зрения. (по желанию)

Презентация
Приложения 1-3