Умение решать задачи-практическое искусство,
Подобное плаванию и катанию на лыжах,
Или игре на фортепиано: научиться этому можно лишь
Подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.
Д.Пойа.
Цели урока:
Образовательные:
- Обеспечить возможность учащимся обобщить, упорядочить и обогатить начальный опыт в приобретении навыков основных алгоритмических приемов по решению уравнений с модулем и параметром.
- Способствовать созданию на уроке условий для познавательной деятельности учащихся при решении уравнений конструктивного и творческого уровней, а так же содействовать форматированию компетентности для решения олимпиадных задач.
- Формирование положительного мотива учения и устойчивого интереса к математике через решение нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Развивающие:
- Дать возможность учащимся ,проявляющим повышенный интерес к математике, параллельно с соответствующими разделами школьной программы, осуществлять знакомство с более содержательными и нестандартными заданиями(уравнениями с модулями и параметрами)
- Содействовать актуализации и практическому применению ранее полученных зданий,умений,способов деятельности в нетривиальных ситуациях.
Воспитательные:
- Содействовать формированию у учащихся чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность.
Логика урока: мотивация-актуализация комплекса знаний, умений и способов действительности-диагностика базового уровня знаний по рассматриваемому вопросу и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень-применение знаний в сходной и новой ситуациях-самоконтроль и взаимоконтроль-коррекция-рефлексия.
Оборудование:
1. Плакаты
или презентация
2. Сигналы (синие и красные)
3. Демонстрационные карточки для устной работы на уроке или слайды.
4. Текст для предварительной домашней работы.
5. Карточки:
А) для работы на уроке
Б) для коррекции опорных знаний слабых учащихся
В) для последующей домашней работы(уравнения разного уровня сложности)
Подготовительная работа к уроку-практикуму.
- Повторение теоретического материала(понятия модуля и параметра),решение уравнений с модулем и параметром разного уровня сложности.
- Собран «банк» уравнений с модулем и параметром разного уровня сложности.
- Для эффективности урока заранее были подготовлены ученики-консультанты, созданы микрогруппы учащихся, представители которых должны быть готовыми продемонстрировать на уроке перед всем классом решение индивидуальных заданий.
Ученики сдают учителю бланк ответов
Ф.И. | ||||
а | б | в | г | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
и т.д. |
Урок начинается с мотивационной беседы учителя с последующей постановки цели урока.
I. Актуализация изученных понятий и алгоритмов работы с уравнениями, содержащими знак модуля и параметры.
А)Фронтальный «мозговой штурм» проводится с помощью демонстрационных карточек и сигналов. Сигналы (красные,синие) дают возможность каждому ученику «высказаться»,а учителю получить одновременно информацию об усвоении материала .Если ученик согласен с отвечающим, то он поднимает синюю карточку, а если нет-красную.
Вопросы:
1) Известно, что . Чему равен ?
2) Сколько корней имеет уравнение?
А) Б)
3) Является ли число -2 корнем уравнений:
А) Б)
4) Решить уравнения
А) 12-
Б)
В)
Г)
Д)
Б) Входной контроль:
Найдите пары: «Уравнение -его решения».
№ | Решения Уравнения |
а | б | в | г | д |
нет решений | 4,7 | 1 и -1 | -3,6 и 3,6 | 0,8 и -0,8 | ||
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. |
По окончанию работы пары обмениваются карточками и проводят взаимопроверку по заранее приготовленным на доске ответам.
в) «проверь себя»
1) Предлагается решить уравнение:
1,9│x│-5,5=2,1
Затем осуществить самопроверку по заранее написанному на доске решению(с обратной стороны) или через мультимедийный проектор.
2) Найти общий корень уравнений:
2-│x│=-1 и (2х-4) (3-х)=0
Один ученик на обратной стороне доски. Затем осуществляется проверка.
При решении данных уравнений допускается работа в парах(особенно со слабоуспевающими учащимися).
У «слабых» учащихся на столах карточки для коррекции знаний вида:
Образцы | Уравнения |
1) 2 | 1) 2 |
По следам предварительной домашней работы и самостоятельной работы проводится коррекция и обобщение результатов, учащиеся получают разъяснение по возникшим при этом вопросам.
II. Комплексное применение знаний, умений и способов действий при решении уравнений с модулем и параметром.
Задания конструктивного уровня.
а) С консультантами у доски решить следующие уравнения по вариантам:
1в)
2в)
3в)
Представитель микрогруппы №1 решает у доски индивидуальное задание:
Представитель группы №2 объясняет решение уравнения
по заранее подготовленному на доске решению.
Представитель группы №3 объясняет решения уравнений, оформленных на плакате или на слайде, спроектированном на экран.
а) б) в)
Для каждого случая устно приводит примеры с конкретным значением а. В ходе «защиты решений» уравнений представителями микрогрупп приветствуется и поощряется активная позиция всех присутствующих на уроке учащихся: задаются вопросы выступающим, выслушиваются другие подходы к решению уравнений и т.д.
Физкультминутка.
Упражнения
- для глаз
- для головы
- для позвоночника
б) Под руководством учителя рассматривается у доски следующее задание:
Найдите значение p, при котором
а) корнем уравнения является число -1
б) сумма корней уравнения равна 12
Выполнить проверки.
III. Рассмотреть задания творческого уровня.
а)
б)
IV. Итог урока.
V.Домашнее задание (на индивидуальных карточках)
1)
2)
3)
4)
- Решить любых два уравнения
- Составить 1-2 уравнения с модулем для пополнения банка для уравнений по данной теме.
Индивидуальное задание:
Составить алгоритм решения уравнения в виде блок схемы на плакате или слайде.
Дополнительные задания для сильных учащихся
- Найти значение р при котором уравнения являются противоположные числа.
- При каком значении m уравнения и имеют общий корень.
VI. Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…