Урок-практикум по теме "Уравнения, содержащие знак модуля и параметры"

Разделы: Математика


Умение решать задачи-практическое искусство,
Подобное плаванию и катанию на лыжах,
Или игре на фортепиано: научиться этому можно лишь
Подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.
Д.Пойа.

Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить возможность учащимся обобщить, упорядочить и обогатить начальный опыт в приобретении навыков основных алгоритмических приемов по решению уравнений с модулем и параметром.
  • Способствовать созданию на уроке условий для познавательной деятельности учащихся при решении уравнений конструктивного и творческого уровней, а так же содействовать форматированию компетентности для решения олимпиадных задач.
  • Формирование положительного мотива учения и устойчивого интереса к математике через решение нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.

Развивающие:

  • Дать возможность учащимся ,проявляющим повышенный интерес к математике, параллельно с соответствующими разделами школьной программы, осуществлять знакомство с более содержательными и нестандартными заданиями(уравнениями с модулями и параметрами)
  • Содействовать актуализации и практическому применению ранее полученных зданий,умений,способов деятельности в нетривиальных ситуациях.

Воспитательные:

  • Содействовать формированию у учащихся чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность.

Логика урока: мотивация-актуализация комплекса знаний, умений и способов действительности-диагностика базового уровня знаний по рассматриваемому вопросу и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень-применение знаний в сходной и новой ситуациях-самоконтроль и взаимоконтроль-коррекция-рефлексия.

Оборудование:

1. Плакаты  

или презентация

2. Сигналы (синие и красные)
3. Демонстрационные карточки для устной работы на уроке или слайды.
4. Текст для предварительной домашней работы.
5. Карточки:
    А) для работы на уроке
    Б) для коррекции опорных знаний слабых учащихся
    В) для последующей домашней работы(уравнения разного уровня сложности)

Подготовительная работа к уроку-практикуму.

  1. Повторение теоретического материала(понятия модуля и параметра),решение уравнений с модулем и параметром разного уровня сложности.
  2. Собран «банк» уравнений с модулем и параметром разного уровня сложности.
  3. Для эффективности урока заранее были подготовлены ученики-консультанты, созданы микрогруппы учащихся, представители которых должны быть готовыми продемонстрировать на уроке перед всем классом решение индивидуальных заданий.
Тест (предварительное домашнее задание)

 

Ученики сдают учителю бланк ответов

 Ф.И.
   а  б  в  г
1                                                  
2        
3        
4        
и т.д.        

Урок начинается с мотивационной беседы учителя с последующей постановки цели урока.

I. Актуализация изученных понятий и алгоритмов работы с уравнениями, содержащими знак модуля и параметры.

А)Фронтальный «мозговой штурм» проводится с помощью демонстрационных карточек и сигналов. Сигналы (красные,синие) дают возможность каждому ученику «высказаться»,а учителю получить одновременно информацию об усвоении материала .Если ученик согласен с отвечающим, то он поднимает синюю карточку, а если нет-красную.

Вопросы:

1) Известно, что . Чему равен ?

2) Сколько корней имеет уравнение?

А)  Б)

3) Является ли число -2 корнем уравнений:

А)  Б)

4) Решить уравнения

А) 12-

Б)

В)

Г)

Д)

Б) Входной контроль:

Найдите пары: «Уравнение -его решения».

 №

Решения

Уравнения

а б в г д
нет решений 4,7 1 и -1 -3,6 и 3,6 0,8 и -0,8
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          

По окончанию работы пары обмениваются карточками и проводят взаимопроверку по заранее приготовленным на доске ответам.

в) «проверь себя»

1) Предлагается решить уравнение:

1,9│x│-5,5=2,1

Затем осуществить самопроверку по заранее написанному на доске решению(с обратной стороны) или через мультимедийный проектор.

2) Найти общий корень уравнений:

2-│x│=-1 и (2х-4) (3-х)=0

Один ученик на обратной стороне доски. Затем осуществляется проверка.

При решении данных уравнений допускается работа в парах(особенно со слабоуспевающими учащимися).

У «слабых» учащихся на столах карточки для коррекции знаний вида:

Образцы Уравнения
1) 2    1) 2   



 
 

По следам предварительной домашней работы и самостоятельной работы проводится коррекция и обобщение результатов, учащиеся получают разъяснение по возникшим при этом вопросам.

II. Комплексное применение знаний, умений и способов действий при решении уравнений с модулем и параметром.

Задания конструктивного уровня.

а) С консультантами у доски решить следующие уравнения по вариантам:

1в)

2в)

3в)

Представитель микрогруппы №1 решает у доски индивидуальное задание:

Представитель группы №2 объясняет решение уравнения

по заранее подготовленному на доске решению.

Представитель группы №3 объясняет решения уравнений, оформленных на плакате или на слайде, спроектированном на экран.

а)  б)  в)

Для каждого случая устно приводит примеры с конкретным значением а. В ходе «защиты решений» уравнений представителями микрогрупп приветствуется и поощряется активная позиция всех присутствующих на уроке учащихся: задаются вопросы выступающим, выслушиваются другие подходы к решению уравнений и т.д.

Физкультминутка.

Упражнения  

  1. для глаз
  2. для головы
  3. для позвоночника

б) Под руководством учителя рассматривается у доски следующее задание:

Найдите значение p, при котором

а) корнем уравнения  является число -1

б) сумма корней уравнения  равна 12

Выполнить проверки.

III. Рассмотреть задания творческого уровня.

а)

б)

IV. Итог урока.

V.Домашнее задание (на индивидуальных карточках)

1)

2)

3)

4)

  1. Решить любых два уравнения
  2. Составить 1-2 уравнения с модулем для пополнения банка для уравнений по данной теме.

Индивидуальное задание:

Составить алгоритм решения уравнения  в виде блок схемы на плакате или слайде.

Дополнительные задания для сильных учащихся

  1. Найти значение р при котором уравнения  являются противоположные числа.
  2. При каком значении m уравнения  и  имеют общий корень.

VI. Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…