Дидактико-технологический план-конспект урока обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить с согласной строчной буквой в, с характеристикой звуков, которые она обозначает,
  • закреплять умение выделять нужный звук в словах, давать характеристику звукам, дать понятие «суффикс»,
  • развивать устную связную речь, умение формулировать цель урока, внимание, фонематический слух, умение сравнивать, сопоставлять, выделять главную мысль, умение вести учебный диалог, работать в группе.

Время

Элементы дидактической структуры

Дидактико-коммуникативные техники учителя

ОУУ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 мин.

Начало

Создание мотивации успеха.

 

Приветствие.

- Я очень рада видеть вас всех на уроке. Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение. Я рада, что мы готовы к уроку, к общению друг с другом.

 

4 мин.

Тема

Имя

Цель

инструктаж

Выделение главной мысли, формулирование задачи.

 - Тема сегодняшнего урока: «Знакомство со строчной буквой в и звуками [в] [в].

- Какое имя дадим нашему уроку?

- Какую цель поставит каждый себе на урок?

- Чтобы точнее сформулировать цель, прочитайте план урока, он вам поможет.

  1. выделение  звука.
  2. характеристика звука.
  3. буква в.
  4. схема звуков.
  5. чтение слогов.
  6. чтение слов.
  7. суффикс.
  8. игра «Твёрдый-мягкий».

 - Что из этого плана относится к цели знать?

- Что относится к цели уметь?

Посмотрим, что требует от нас программа.

- Проговорили мы эти требования, когда формулировали свою цель?

- Совпадают наша цель и требования?

Замечательно. А моя цель: помочь вам достигнуть эту цель и получить удовольствие и хорошее настроение от работы с вами.

Формулируют имя урока, выбирают лучшее.

Один ученик читает план вслух. Формулируют цель урока.

 

 

 

Формулируют знать…

Уметь…

5 мин. Актуализация знаний. Моделирование. Отвечать на вопрос, понимать услышанное, выделять главную мысль.

- Я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

  • Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса.
    По дороге едут ноги и бегут два колеса.
    У загадки есть ответ: это мой (велосипед).
  • Родилась она зелёной на цветущей белой кроне.
    А потом росла, краснела.
    Как созрела – посинела. (слива).
  • Забияка и воришка носит серое пальтишко,
    На лету хватает крошки и боится только кошки. (воробей).
  • Едва возвратится этот певец в свой, на шесте,
    Деревянный дворец, как все понимают –
    Весна наступает, и долгой зиме скоро будет конец. (скворец).
  • На вид неказист, зато голосист. (соловей).
Отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют свою деятельность, оценивают свою работу.

Вывешиваю картинки с изображением отгадок, открываю слова. Велосипед

  • Слива
  • Воробей
  • Скворец
  • Соловей

- Что общего во всех этих слова?

- На какие группы можно разделить эти слова?

Прочитайте слова с буквой в, которая обозначает  звук [в]. Прочитайте слова с буквой в, которая обозначает звук  [в].

Микроитог.

- Какое имя у нашего урока?

- С какой буквой работаем?

- Что учились делать?

- Можем поставить плюс в плане за этот пункт?

Читают хором слова на доске.

 

 

 

Находят общие признаки в этих словах. Делят на группы.

Читают хором слова на доске.

5 мин.

Предъявление нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая оценка.

Работа над развитием фонематического слуха.

Опрос.

 

 

 

 

 

 

 

Показ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ.

 

 

 

Отвечать на вопросы

 

 

Сравнивать, сопоставлять, находить общее.

Запоминать и воспроизводить по памяти письменный текст.

 

 

 

 

Доказывать, обосновывать свою точку зрения

Фонетическая зарядка.

- Как дрожат от холода люди? (хором по рядам).

- Какой это звук? Дайте его характеристику.

 - Как дует ветерок? (хором по рядам).

- А здесь какой звук слышится первым? Дайте его характеристику.

Как определили, что согласный?

 

Микроитог.

- А какой буквой обозначаем на письме звуки [в] [в]?

Показ печатной буквы «в».

- На что похожа буква «в»?

 - Прочитайте стихотворение на доске и узнаете на что ещё похожа буква «в».

Палочка, рядом две дужки –
Вот и готовы очки для лягушки.

Микроитог.

- Вспомним имя урока?

- Что вы узнали?

- Что учились делать?

- Можем поставить плюс себе за работу?

 - Как нам одеть схему-человечка?

- Выберите, какая правильная? Почему?

Микроитог.

- Что теперь мы знаем и умеем?

 

В-в-в-в.

Согласный, твёрдый, звонкий.

Вью-вью-вью.

Согласный, мягкий, звонкий.

Согласный встречает преграду.

 

Буквой «ве».

Находят сходство буквы с другими буквами или с предметами.

 

Читают стихотворение хором, заучивание стихотворения и проверка.

 

 

 

 

 

Доказывают свою точку зрения.

5 мин.

 

 

 

 

15 мин.

Первичное закрепление нового материала.

 

 

 

Системное закрепление нового материала.

Моделирование, показ.

 

 

 

 

Диалог, инструктаж

 

 

Опрос.

Постановка проблемы.

 

 

Показ.

 

Диалог.

 

 

 

 

Педагогическая оценка.

 

Полилог, инструктаж

Оценивание работы групп

 

 

 

 

 

Умение вести учебный диалог.

 

Ответ на вопрос.

Сравнивать, сопоставлять.

Решение проблемной ситуации.

Чтение слогового веера.

- Я показываю указкой, от какой буквы начать читать.

Два ученика получают карточку с заданием придумать слово со слогом.

Микроитог.

- Какую цель отработали сейчас?

 - В азбуке на с.98 прочитать друг другу столбики слов, с выделенным синим шрифтом.

Индивидуальная работа.

 

 - Я показываю карточку со словом, вы находите ему однокоренное.

Вывешиваю карточки на доску.

Ива - ивушка, корова – коровушка, сова – совушка.

- Что интересного вы заметили в этих словах?

- Что общего? Чем отличаются? Что произошло со словом?

 - Как вы думаете, как будет называться эта часть слова, которая стоит после корня и образует новое слово?

- Это суффикс. Произнесём это слово хором.  Посмотрите, как выделяем суффикс: ^

Пара получает карточку со словом (лошадь, дед, зима, и т.д.), с помощью суффикса образуйте новое слово. Проверка фронтально по цепочке.

Микроитог.

- какую цель отработали?

- Так что такое суффикс?

Первой группе придумать слова со звуком [в]. Второй группе придумать слова со звуком [в].

Проверка фронтально, по очереди называют по одному слову, минимум по 5 слов. Поощрение той группы, которые придумали слова, которые на уроке не встречались.

 

Читают хором.

Влад и Яна выполняют задание по карточке.

 

 

Жужжащее чтение.

Данил на этой же странице читает слова, данные выше.

 

 

 

 

Одинаковый корень, появилась часть –ушк-, смысл немного меняется.

 

 

 

 

Работают в паре, обсуждают, отчёт пар.

 

 

 

Работа в группе. (сидя, лёжа на ковре).

Отчет групп.

5 мин.

Итог

Традиционный опрос.

Анализировать свою деятельность, оценивание своей работы.

Рефлексия.

- Какое имя у нашего урока?

- С какой буквой сегодня работал?

- Какие звуки она обозначает?

- Дайте характеристику этих звуков.

- Какую цель ставили сегодня на уроке?

- Что узнали на уроке?

- Что научились делать?

- Что получилось?

- Доволен ли ты своей работой на уроке?

Отвечают на вопросы, подводят итоги своей работы.