В каждой группе детского сада можно найти такое простое и легкое в использовании пособие, как фланелеграф. За долгие годы существования он полностью оправдал свою роль в развитии дошкольника. Но время идет, все совершенствуется. Вот и в моей группе рядом с фланелеграфом появилось новое методическое пособие – «Многофункциональное настенное панно».
Принципиальным отличием «панно» от фланелеграфа является то, что в качестве основы я использовала не однотонную ткань, а большие календари с изображением березового леса. Размер «панно» - 1,2 м×1 м. (Вместо календарей можно взять фотообои с видами природы.)
Для изготовления «панно» мне понадобилось четыре одинаковые картинки, которые я разрезала на полоски шириной по 3,5 см и пронумеровала. Затем, чтобы удлинить изображение и придать ему глубину, каждую пару календарей склеила в один, используя схему: первая полоска первого календаря за первой полоской второго, вторая за второй и т. д. Следующим шагом было приклеить обе получившиеся картинки на клеенчатую основу и сделать раму.
Дополнительно к панно я изготовила атрибуты (разнообразные картинки с изображением животных, птиц, растений, сказочных героев и др.). Как и на фланелеграфе эти картинки можно разместить практически в любом месте «панно», но крепеж осуществляется за счет нашитых на него и картинки «липучек». Нужные мне объекты я нашла в художественных книгах, учебниках и пособиях, уже «отживших свой век». Многое пришлось нарисовать самой. Для работы с «панно» мне также понадобились карточки, материал к которым я собрала таким же путем. На карточках изображены семена, листья и ягоды растений, части тела животных: хвосты, уши, клювы и др., их следы, детеныши – все, что необходимо для дидактических игр (их полный перечень вы найдете далее).
«Панно» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием. Оно может быть применено на занятиях в различных образовательных областях: краеведение и экологическое воспитание детей, речевое и математическое развитие, ознакомление с русским и кубанским фольклором.
«Настенное панно» прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным фоном для показа миниспектаклей с использованием разных видов настольных театров.
Краеведение и экологическое воспитание (ознакомление с флорой и фауной Краснодарского края).Работа с пособием по данной теме помогает дошкольникам расширить знания о животных, птицах, растениях, насекомых обитающих в нашем крае. Знать их особенности, среду обитания, питание, врагов и т. д. Анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки, учиться фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы.
Примеры дидактических игр для «панно»:
«Кто как передвигается?»
Из изображений, прикрепленных к «панно», найти тех, кто летает, ползает, прыгает.
«Кто живет в нашем крае».
Педагог предлагает прикрепить к «панно» только тех животных или птиц, которые встречаются в Краснодарском крае.
«Отыщи хищников (травоядных, грызунов, насекомых)».
Ребенку предлагается выбрать и назвать животных одной группы из тех, что есть на «панно».
«Кто где живет?»
Рассказать, где живут звери, изображения которых прикреплены к «панно». Например: лиса – в норе, белка – в дупле и т. д.
«Кто (что) здесь лишнее?»
Среди растений, животных, птиц выбрать на «панно» те, которых нет в Краснодарском крае.
«Где чье гнездо?»
Прикрепить каждую птичку к своему гнезду.
«Опиши, мы отгадаем».
Ребенок описывает то, что сам выбрал на «панно». Например: сосна – высокое дерево, резная кора, широкая крона, прямой толстый ствол, длинные иголки.
«Найди того, о ком расскажу».
Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, а дети угадывают.
«С какого растения листочек?»
Детям показывают карточки с изображением листочков, иголок, а они называют и показывают соответствующие растения.
«Сравни и объясни».
Ребенку предлагается сравнить деревья, кустарники, травы, животных, птиц.
«Собери в корзинку лекарственные травы (съедобные грибы)».
Закрепление свойств растений.
«Кто зимует с нами?»
Показать птиц, которые зимуют в наших краях.
«Подбери цветы лета (осени, весны)».
Собрать с «панно» осенний, весенний, летний букет.
«Чьи это семена?»
Прикрепить семена к соответствующему растению.
«Так бывает или нет?»
Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность изображенного на панно. Например: грибы и ягоды на сосне не растут, но их туда могла принести белка, поэтому так бывает.
«Кто когда «работает»?»
Ребенку предлагается объяснить, кто из животных на «панно», в какое время суток бодрствует.
«Что было бы если бы…?»
На «панно» размещаются картинки с закрытыми частями. Детям предлагается объяснить, что было бы, если бы не было насекомых; у совы не было крыльев, когтей; у дерева – листьев, корней; у ежа иголок и т. д.
«Пищевые цепочки».
На «панно» прикреплены различные животные и растения, насекомые. Ребенку даются карточки с такими же изображениями, и предлагается составить из них пищевые цепочки. Например: сова – мышь – зерно.
«Найди хозяина».
Найти на «панно» тех, кому принадлежат изображения на карточках. Например: следы, хвосты, уши, клювы, ягоды, семена.
Развитие речи дошкольников.В данной области работа с «настенным панно» помогает развивать связную речь, словарный запас, фонематический слух, память, внимание и воображение детей. Также «панно» используется для освоения лексико-грамматических компонентов языка.
Примеры дидактических игр для «панно»:
«Скажи наоборот».
Взрослый показывает на «панно» и называет объект, а ребенок должен подобрать антоним. Например: толстая ветка – тонкая ветка, мягкий мех – колючие иголки.
«Скажи по - другому».
Ребенок подбирает сходные по значению слова к изображениям на «панно». (Птица – птичка, птаха, пичужка.)
«Один – много».
Воспитатель прикрепляет картинки к «панно», а дети называют изображение во множественном числе. (Дерево – деревья, волк – волки и т. д.)
«Ответь на вопрос?»
Работа с предлогами (в, на, из, за, над, под, перед, между и др.).
«О чем можно так сказать?»
Педагог говорит слова, а дети отыскивают на «панно» то, к чему они могут относиться. Например: о чем можно сказать растет, ползает, шелестит, распускается.
«Что это может делать?»
Здесь, наоборот, воспитатель называет объект, а дети действие.
«Расскажи о себе».
Ребенок выбирает любою картинку на «панно», рассказывает об объекте, а остальные дети отгадывают.
«Отгадай загадку».
Дети отгадывают загадки и одновременно находят картинку на «панно».
«Что и где».
Педагог показывает карточку, а ребенок говорит что это, и где оно расположено на «панно».
Ознакомление детей с русским и кубанским фольклором.Рассказывая детям сказку (особенно младшему и среднему дошкольному возрасту), необходима наглядность. Так ребенку легче запомнить сюжет, а герои предстают в более ярком свете. Поэтому именно здесь наше «панно» является просто незаменимым, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее видеть, как Машенька идет среди самых настоящих сосен и берез, да и лесные звери здесь выглядят как-то более убедительно.
Математическое развитие.Здесь «панно» используется для улучшения счета, развития логического мышления, пространственной ориентации, памяти, внимания, закрепления цвета и формы.
Примеры дидактических игр для «панно»:
«Собери в корзинку».
Ребенок «собирает» в корзинку грибы, ягоды и др. и считает их.
«Сосчитай цветы».
Ребенку предлагается сосчитать все цветы на поляне. Сосчитать только синие, красные, белые и т. д. цветы.
«Найди такого же цвета».
Педагог показывает карточку определенного цвета и просит найти все объекты такого же цвета.
«Один – много».
Ребенок находит предметы, которых много, и те которые находятся в единственном числе.
«Найди по форме».
Воспитатель показывает карточку с изображением геометрической фигуры и просит найти на «панно» предметы такой же формы.
«Чего не стало?»
Воспитатель просит запомнить все, что прикреплено к «панно», а затем убирает один из объектов, и просит ребенка сказать какой.
«Прикрепи куда скажу».
Вверху – внизу, справа – слева, высоко – низко и т. д.
«Где что находится?»
Взрослый называет объект, а ребенок говорит, где он находится на «панно» (вверху, внизу, посередине и т. д.)
Обобщающее занятие для детей подготовительной группы по ознакомлению с природой Краснодарского края (с использованием «настенного панно»).
Программные задачи:
- Систематизировать знания детей о флоре и фауне Краснодарского края.
- Закрепить элементарные видовые и родовые понятия.
- Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе.
- Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять их.
- Воспитывать у детей интерес к жизни леса.
Чтение художественной литературы, составление описательных и сравнительных рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.
Материал:- мяч, «Многофункциональное настенное панно», набор картинок:
- деревья: дуб, клен, каштан, липа, пихта, ель, сосна, береза, ясень.
- кусты: орешник, боярышник, шиповник, терн, черемуха, калина, малина.
- травы: одуванчик, лютик, незабудка, мать-и-мачеха, мята, крапива, зверобой, подорожник, колокольчик, осот.
- грибы и мох.
- животные: медведь, волк, лиса, хорек, ласка, рысь, белка, еж, заяц, мышь, крот, олень, кабан.
- птицы: сыч, сова, дрозд, сорока, кукушка, дятел, щегол, синица, сойка, иволга.
- насекомые: бабочки, муравей, комар, муха, божья коровка, стрекоза, жуки.
- картинки животных, растений и птиц, не живущих в наших местах, а также домашних животных.
В гости к ребятам приходит Незнайка и начинает фантазировать:
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Ой, я сегодня в нашем лесу был: как там красиво…! Ну, просто настоящие джунгли: кокосы, бананы, ананасы. Лианы везде, орхидеи. Цветы огромные, разноцветные. Кругом слоны, зебры, крокодилы гуляют. Я даже какаду видел. Правда, правда!
Воспитатель: - Незнайка, ты уверен, что был в нашем лесу, а не где-нибудь в Африке? Что-то я не припомню, чтобы в Краснодарском крае крокодилы с какаду водились.
Незнайка: - Конечно, уверен!
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, нам Незнайка правду сказал? Давайте расскажем и покажем ему с помощью «настенного панно», какие растения, животные и птицы живут в наших лесах. Какие деревья растут в лесу? Прикрепите их к «панно». Получился у нас лес? Что еще растет у нас в лесах? (Добиваться обобщенных понятий: кустарники, травы, грибы.) Назовите и прикрепите их к «панно». Молодцы!
Незнайка: - Хороший у вас лес получился!
Воспитатель: - Получился ли лес? Почему? (Нет животных.)
Педагог просит других детей прикрепить на «панно» животных и назвать их.
Незнайка: - Ну, теперь лес готов?!
Воспитатель: - Нет, в лесу еще живут насекомые. Какие насекомые живут в наших лесах? Почему? Зачем они лесу? Поселите насекомых.
Незнайка: - Вот теперь точно все! Лес готов!
Воспитатель: - Ребята, что будет, если в лесах будет много насекомых? (Они все съедят.) Что же делать? Какие птицы живут в нашем крае? Почему? Выберите и поселите их. Посмотрите, что же у нас получилось? (Лес.)
Воспитатель: - Понял Незнайка, какие растения и животные живут в наших Краснодарских лесах?
Незнайка: - Понял, только теперь я в лес не пойду, комаров много, да и волков я боюсь.
Воспитатель: - Ну ладно Незнайка, не ворчи. Лучше поиграй с нами.
Подвижная игра «Классификация». Дети становятся в круг, педагог в центр. Он бросает мяч детям по очереди и называет объект с «панно», а ребенок должен сказать, к какой группе это относится. Например: волк – хищник, мать-и-мачеха – лекарственная трава.
Дидактическая игра «Найди хозяина». Детям предлагается найти на «панно» тех, кому принадлежат изображения на карточках, которые показывает воспитатель. Например: следы, хвосты, уши, клювы, ягоды, семена. Незнайка тоже участвует в игре и отвечает неправильно, дети его поправляют.
Игра – эстафета «Собери грибы». Дети делятся на две команды, по очереди бегут к «панно», берут по одному съедобному грибу и несут в свою корзину. Затем результаты подчитываются, и объявляется команда – победительница.
Дидактическая игра «Опиши, мы угадаем». Ребенок описывает то, что сам выбрал на «панно». Например: сосна – высокое дерево, резная кора, широкая крона, прямой толстый ствол, длинные иголки.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы много знаете о природе родного края, и я уверена будете любить, и заботиться о ней!
«Незнайка: - Спасибо ребята! Теперь я знаю, что растет и кто живет в наших лесах. Обещаю, больше не выдумывать. А если я чего-то не буду знать, то вы мне поможете. Правда?!