Фрагменты уроков русского языка с реализацией национально-регионального компонента в технологии проблемного обучения "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.

А.Дистервег

Проблемное обучение один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действий, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация.

Для учителя, который только начинает осваивать методику проблемного обучения, этапы постановки и разрешения проблемы являются одними из самых трудных.

По какой бы программе ни работал учитель, какую бы педагогическую технологию ни использовал, при обучении детей необходимо помнить, что одно из основных направлений – это воспитание любви к малой родине.

В современных условиях модернизации образования включение НРК в базисный учебный план ЯНАО является необходимым элементом учебно-воспитательной работы в школе.

Каждое образовательное учреждение округа реализует НРК. Для этого в учебный план вводится отдельный предмет – литературное краеведение или 10 % краеведческого материала используется при изучении других предметов.

Собранный мною материал содержит фрагменты уроков введения новых знаний по русскому языку. В них подробно расписаны такие этапы научного творчества, как постановка и разрешение проблемной ситуации. Учебный материал содержит национально-региональный компонент.

Фрагмент урока 1.
Тема: «Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы», 2-й класс.

Этапы урока, научного творчества

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация опорных знаний учащихся.

Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос кто? и словами, отвечающими на вопрос что?
– На доске фотографии. Рассмотрите их.

– Какие вопросы вы зададите к ним?
– Почему?

Учащиеся называют предмет, записывают в тетрадь, задают вопрос, записывают рядом.

 

– Сделайте вывод.

– На вопрос кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей, клички животных.
– На вопрос что? отвечают слова, которые называют города, страны и т.д.

Знакомство с новыми словами из словаря.

– Что вы знаете о г. Салехарде?

– Столица Ямала.

– Кто знает название столицы нашей страны?

– г. Москва

– Почему это слово вызывает затруднения при написании?

– Гласная О в слабой позиции.

– Правописание этого слова нужно запомнить.

– Работа в орфографической тетради.

– Прочитайте предложение, написанное на доске: КТО В МОСКВЕ НЕ БЫВАЛ, КРАСОТЫ НЕ ВИДАЛ.

 

– В чем смысл этой пословицы? О какой красоте вы можете рассказать?

 

– Предлагаю изменить эту пословицу, заменив слово Москва на Салехард, а красота – на Ямал.

 

– Прочитайте получившееся предложение.

– Кто в Салехарде не бывал, тот Ямала не видал.

– Запишите пословицу о Москве в тетрадь, в слове Москва выделите орфограмму. Подберите и запишите ряд однокоренных слов к слову Москва.

– Москва, москвичка, московский, москвичи.

 

– На какие вопросы отвечает 1-е, 2-е слово? Почему?

 

 

– Прочитайте слова, что их объединяет?

– Безударная гласная в слабой позиции, правописание которой нужно запомнить.

 

– Чем они отличаются, почему записаны в два столбика?

– Слова 1-го столбика отвечают на вопрос кто?, 2-го столбика – что?

 

– Ваша задача: вставить пропущенные буквы. Одно из предложенных слов мы не изучали ранее, откройте словарь или орфографическую тетрадь и посмотрите, как оно пишется.
Проверка (Человек).

У учащихся исполнительный лист:

Кто?
ч_ловек
л_сица
_______
_______

Что?
_г_род
гор_д
_______
_______

 

– А теперь допишите в каждый столбик по 2 слова из предложенных на доске: заимка, паул, хум, ушкан.

 

 

– Прочитайте слова. Объясните их значение:

Заимка – отдельное поселение типа хутора, отдельная усадьба.

Паул – деревня, дом (манс.).

Хум – мужчина (манс.).

Ушкан – заяц.

Работа над лексическим значением слов. Вписывание слов в нужный столбик.

 

– Чем вы руководствовались, когда задавали вопрос и распределяли слова по столбикам?

– Слова, обозначающие людей, животных отвечают на вопрос кто?, обозначающие другие предметы – на вопрос что?

Совместное формулирование темы, целеполагание.

– Кто догадался, какая тема урока?

– Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

– Чему мы будем учиться на уроке?

Правильно, задавать вопросы к словам.

– В русском языке те и другие слова имеют названия.

 

 

– Попытайтесь угадать, предположите, как они называются?

Живые, неживые, движимые, недвижимые.

 

– Как вы думаете, почему их так назвали?

 

 

– Их называют одушевленные и неодушевленные.

 

 

– Откройте учебник и прочитайте тему урока.

 

 

– Сверим свой вывод с мнением авторитетного источника.

Любой справочник по русскому языку.

Проблемная ситуация создана методом подводящего диалога без проблемы. Организована система посильных для ученика вопросов и заданий, подводящих его к открытию мыслей. Прослеживается пошаговый ход событий, жесткое ведение мысли детей, последний вопрос учителя на обобщение.

В данной ситуации почти невозможны неожиданные ответы учеников. Самостоятельное целеполагание. Совместное формулирование темы урока после введения знаний.

Фрагмент урока 2.

Тема: «Знакомство с орфограммой “Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа”», 4-й класс.

Этапы урока, научного творчества

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте известную ненецкую пословицу:

 

 

1. Начнешь стареть – приготовь своему сыну камусные лыжи, санки для оленей, маут и ружье.

 

 

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Прежде чем умереть, старый опытный отец должен передать свой опыт, знания сыну.

– Что такое камусные лыжи?

– Лыжи охотника, обтянутые шкурой с ног оленя

– Маут?

 

– Подчеркните слова в пословице, в которых есть буква Ь?

 

Учебная проблема в формулировке, не совпадающей с темой.

– Какую роль выполняет Ь в каждом из них?

В глаголе начнешь правописание Ь вызывает затруднение.

 

– Определите лицо и число.

 

 

– Сформулируйте проблему?

– Какую роль выполняет Ь в глаголе 2-го л., ед.ч.?

 

– Как вы думаете, это орфограмма?

– Да.

 

– Почему?

– Правописание этого слова не совпадает с произношением.

 

– Продолжим знакомство с ненецкими пословицами: (работа над пониманием).

 

2. Уходи на охоту рано – и всегда будешь с удачей.

2-е л., ед.ч. будешь, начнешь,

3. Первую добычу раздели с друзьями, и станешь удачливым охотником.

станешь,

4. Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

узнаешь,

 

5. Со злом придешь – сам испытаешь.

испытаешь, придешь.

 

– Выпишите глаголы в два столбика: в первый гл. 2-го л. ед.ч., во второй – все остальные.

Все эти глаголы оканчиваются на шипящую, после которой пишется Ь.

 

– Что общего видите?

 

– Сделайте вывод.

 

 

– Сверим ваш вывод с тем, что в учебнике (с. 173).

 

 

– Выделите орфограмму.

 

Постановка учебной проблемы с помощью подводящего диалога, который разворачивается от четко сформулированной проблемы. Этот самый короткий вариант проблемного обучения иногда называют «подведением под понятие» (правило).

Фрагмент урока 3.

Тема: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи», 2-й класс.

Этапы урока, научного творчества

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

– Какой раздел учебника мы изучали на протяжении нескольких уроков?

– Раздел «Связь слов в предложении».

 

– Что вы знаете о связи слов предложении?

– Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

 

 

– В предложении от слова к слову можно задать вопрос.

Актуализация опорных знаний.

– Рассмотрите иллюстрацию на доске.

 

 

 

 

Беседа по вопросам:

 

 

– Кого видите?

 

 

– Чем она занята? и т.д.

 

 

– Составьте предложение по схеме:

 

 

1. (какая?) (кто?) (что делает?).

 

 

– Запишите предложение в тетрадь.

1. Любознательная девочка читает.

 

2. (кто?) (что делает?) (какую?) (что?).

 

 

– Запишите составленные предложения.

2. Женщина шьет красивую одежду.

 

– Во 2-ом предложении покажите связь слов стрелочками.

 

 

3. ____________________!

Предлагают варианты предложений.

 

Схема 3-его предложения не предлагается, но оно должно быть обязательно с восклицательным знаком на конце.

 

 

– Постарайтесь в нем выразить свой восторг, восхищение от увиденного на фотографиях. Это предложение может быть о людях, об одежде.

Разные вариантов ответов.

 

– Как усилить чувство?

– Добавим ах, …

 

– Что это за слово, кто знает?

Междометие (если правильного ответа не прозвучало, учитель говорит сам).

 

– Какие междометия вы еще знаете?

– Ах! – радость, восторг.

 

– Что выражает междометие?

– Ох! – неудовлетворенность или усталость.

 

– Ух! – страх, испуг, удивление.

 

– Кто догадался, для чего служат междометия в русском языке?

– Для выражений различных чувств.

 

– А известно ли вам, что в ненецком языке есть междометия, передающие страх? (как «ой!»). Это междометие «Абэй».

– Значение зависит от того, с какой интонацией оно произносится.

 

– Какого зверя в тайге мы можем испугаться? (Медведя, волка).

 

 

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя».

 

 

– Покажите свой испуг с помощью этого междометия.

– Абэй!

 

– Добавьте междометие к 3-му предложению, запишите его в тетрадь.

– Ах, как интересна жизнь детей в тундре! Ах, какая красивая одежда!

 

– Прочитайте записанное.

 

 

– Как изменилось предложение после того как мы добавили междометие?

– Предложение стало эмоциональнее, чувство восторга усилилось.

 

– Какие паузы вы слышите в предложении?

 

 

Поставьте запятую после междометия.

 

Возникновение противоречия.

– Задайте вопрос к каждому слову в 3-м предложении, стрелочками покажите связь слов.

Сталкиваются с проблемой. Не могут задать вопрос к междометию.

 

– Проверим как вы справились с заданием?

 

Формулирование учебной проблемы.

– Почему? Проблема? Сформулируйте ее.

– Проблема!

 

 

– Мы не можем задать вопрос к междометию.

 

– Какой вывод назревает?

– Междометие – это слова, которые выражают чувства, к ним нельзя задать вопрос.

 

– Кто догадался, какая тема нашего урока?

 

 

– Для чего мы будем изучать эту тему?

– Чтобы узнать о междометиях.

 

– Сравним выведенное нами правило с тем, что дано в учебнике (с. 68).

 

 

– Какая тема нашего урока?

 

Создание проблемной ситуации с помощью подводящего диалога. Тип проблемной ситуации в данном фрагменте урока с явным затруднением. Тип возникшего противоречия – между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Приемом создания проблемной ситуации послужило практическое задание, не выполнимое вообще.

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми // Нач. шк.: плюс-минус. – 1999. – № 5, 6, 7, 8.
  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. – М.: Баласс, 1999. – С. 85–93.
  3. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала // Школа 2100. Выпуск 4. – М.: Баласс 2000. – С. 121–126.
  4. Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. Книга о жизни лесных ненцев: Сказка, стихи. Легенды. Русско-нещанский словарь // СПб.: Светлячок, 2002.
  5. Лапцуй Л. Песни мои – детям. Сборник стихов и поэм // СПб.: Филиал из-ва «Просвещение», 2004.
  6. Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа / Под ред. Н.В.Лукиной. – Томск: Издательство Томского университета, 1999.