Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А.Дистервег
Проблемное обучение один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действий, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация.
Для учителя, который только начинает осваивать методику проблемного обучения, этапы постановки и разрешения проблемы являются одними из самых трудных.
По какой бы программе ни работал учитель, какую бы педагогическую технологию ни использовал, при обучении детей необходимо помнить, что одно из основных направлений – это воспитание любви к малой родине.
В современных условиях модернизации образования включение НРК в базисный учебный план ЯНАО является необходимым элементом учебно-воспитательной работы в школе.
Каждое образовательное учреждение округа реализует НРК. Для этого в учебный план вводится отдельный предмет – литературное краеведение или 10 % краеведческого материала используется при изучении других предметов.
Собранный мною материал содержит фрагменты уроков введения новых знаний по русскому языку. В них подробно расписаны такие этапы научного творчества, как постановка и разрешение проблемной ситуации. Учебный материал содержит национально-региональный компонент.
Фрагмент урока 1.
Тема: «Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы», 2-й класс.
Этапы урока, научного творчества |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Актуализация опорных знаний учащихся. |
Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос кто? и словами, отвечающими на вопрос что? – Какие вопросы вы зададите к ним? |
Учащиеся называют предмет, записывают в тетрадь, задают вопрос, записывают рядом. |
||
|
– Сделайте вывод. |
– На вопрос кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей, клички животных. |
||
Знакомство с новыми словами из словаря. |
– Что вы знаете о г. Салехарде? |
– Столица Ямала. |
||
– Кто знает название столицы нашей страны? |
– г. Москва |
|||
– Почему это слово вызывает затруднения при написании? |
– Гласная О в слабой позиции. |
|||
– Правописание этого слова нужно запомнить. |
– Работа в орфографической тетради. |
|||
– Прочитайте предложение, написанное на доске: КТО В МОСКВЕ НЕ БЫВАЛ, КРАСОТЫ НЕ ВИДАЛ. |
|
|||
– В чем смысл этой пословицы? О какой красоте вы можете рассказать? |
|
|||
– Предлагаю изменить эту пословицу, заменив слово Москва на Салехард, а красота – на Ямал. |
|
|||
– Прочитайте получившееся предложение. |
– Кто в Салехарде не бывал, тот Ямала не видал. |
|||
– Запишите пословицу о Москве в тетрадь, в слове Москва выделите орфограмму. Подберите и запишите ряд однокоренных слов к слову Москва. |
– Москва, москвичка, московский, москвичи. |
|||
|
– На какие вопросы отвечает 1-е, 2-е слово? Почему? |
|
||
|
– Прочитайте слова, что их объединяет? |
– Безударная гласная в слабой позиции, правописание которой нужно запомнить. |
||
|
– Чем они отличаются, почему записаны в два столбика? |
– Слова 1-го столбика отвечают на вопрос кто?, 2-го столбика – что? |
||
|
– Ваша задача: вставить пропущенные буквы. Одно из предложенных слов мы не изучали ранее, откройте словарь или орфографическую тетрадь и посмотрите, как оно пишется. |
У учащихся исполнительный лист:
|
||
|
– А теперь допишите в каждый столбик по 2 слова из предложенных на доске: заимка, паул, хум, ушкан. |
|
||
|
– Прочитайте слова. Объясните их значение: Заимка – отдельное поселение типа хутора, отдельная усадьба. Паул – деревня, дом (манс.). Хум – мужчина (манс.). Ушкан – заяц. |
Работа над лексическим значением слов. Вписывание слов в нужный столбик. |
||
|
– Чем вы руководствовались, когда задавали вопрос и распределяли слова по столбикам? |
– Слова, обозначающие людей, животных отвечают на вопрос кто?, обозначающие другие предметы – на вопрос что? |
||
Совместное формулирование темы, целеполагание. |
– Кто догадался, какая тема урока? |
– Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? |
||
– Чему мы будем учиться на уроке? |
Правильно, задавать вопросы к словам. |
|||
– В русском языке те и другие слова имеют названия. |
|
|||
|
– Попытайтесь угадать, предположите, как они называются? |
Живые, неживые, движимые, недвижимые. |
||
|
– Как вы думаете, почему их так назвали? |
|
||
|
– Их называют одушевленные и неодушевленные. |
|
||
|
– Откройте учебник и прочитайте тему урока. |
|
||
|
– Сверим свой вывод с мнением авторитетного источника. |
Любой справочник по русскому языку. |
Проблемная ситуация создана методом подводящего диалога без проблемы. Организована система посильных для ученика вопросов и заданий, подводящих его к открытию мыслей. Прослеживается пошаговый ход событий, жесткое ведение мысли детей, последний вопрос учителя на обобщение.
В данной ситуации почти невозможны неожиданные ответы учеников. Самостоятельное целеполагание. Совместное формулирование темы урока после введения знаний.
Фрагмент урока 2.
Тема: «Знакомство с орфограммой “Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа”», 4-й класс.
Этапы урока, научного творчества |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Актуализация опорных знаний. |
– Прочитайте известную ненецкую пословицу: |
|
|
1. Начнешь стареть – приготовь своему сыну камусные лыжи, санки для оленей, маут и ружье. |
|
|
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? |
– Прежде чем умереть, старый опытный отец должен передать свой опыт, знания сыну. |
– Что такое камусные лыжи? |
– Лыжи охотника, обтянутые шкурой с ног оленя |
|
– Маут? |
|
|
– Подчеркните слова в пословице, в которых есть буква Ь? |
|
|
Учебная проблема в формулировке, не совпадающей с темой. |
– Какую роль выполняет Ь в каждом из них? |
В глаголе начнешь правописание Ь вызывает затруднение. |
|
– Определите лицо и число. |
|
|
– Сформулируйте проблему? |
– Какую роль выполняет Ь в глаголе 2-го л., ед.ч.? |
|
– Как вы думаете, это орфограмма? |
– Да. |
|
– Почему? |
– Правописание этого слова не совпадает с произношением. |
|
– Продолжим знакомство с ненецкими пословицами: (работа над пониманием). |
|
2. Уходи на охоту рано – и всегда будешь с удачей. |
2-е л., ед.ч. будешь, начнешь, |
|
3. Первую добычу раздели с друзьями, и станешь удачливым охотником. |
станешь, |
|
4. Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле. |
узнаешь, |
|
|
5. Со злом придешь – сам испытаешь. |
испытаешь, придешь. |
|
– Выпишите глаголы в два столбика: в первый гл. 2-го л. ед.ч., во второй – все остальные. |
Все эти глаголы оканчиваются на шипящую, после которой пишется Ь. |
|
– Что общего видите? |
|
|
– Сделайте вывод. |
|
|
– Сверим ваш вывод с тем, что в учебнике (с. 173). |
|
|
– Выделите орфограмму. |
|
Постановка учебной проблемы с помощью подводящего диалога, который разворачивается от четко сформулированной проблемы. Этот самый короткий вариант проблемного обучения иногда называют «подведением под понятие» (правило).
Фрагмент урока 3.
Тема: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи», 2-й класс.
Этапы урока, научного творчества |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Организационный момент. |
– Какой раздел учебника мы изучали на протяжении нескольких уроков? |
– Раздел «Связь слов в предложении». |
|
|
– Что вы знаете о связи слов предложении? |
– Слова в предложении связаны между собой по смыслу. |
|
|
|
– В предложении от слова к слову можно задать вопрос. |
|
Актуализация опорных знаний. |
– Рассмотрите иллюстрацию на доске. |
|
|
|
|
||
|
Беседа по вопросам: |
|
|
|
– Кого видите? |
|
|
|
– Чем она занята? и т.д. |
|
|
|
– Составьте предложение по схеме: |
|
|
|
1. (какая?) (кто?) (что делает?). |
|
|
|
– Запишите предложение в тетрадь. |
1. Любознательная девочка читает. |
|
|
2. (кто?) (что делает?) (какую?) (что?). |
|
|
|
– Запишите составленные предложения. |
2. Женщина шьет красивую одежду. |
|
|
– Во 2-ом предложении покажите связь слов стрелочками. |
|
|
|
3. ____________________! |
Предлагают варианты предложений. |
|
|
Схема 3-его предложения не предлагается, но оно должно быть обязательно с восклицательным знаком на конце. |
|
|
|
– Постарайтесь в нем выразить свой восторг, восхищение от увиденного на фотографиях. Это предложение может быть о людях, об одежде. |
Разные вариантов ответов. |
|
|
– Как усилить чувство? |
– Добавим ах, … |
|
|
– Что это за слово, кто знает? |
Междометие (если правильного ответа не прозвучало, учитель говорит сам). |
|
|
– Какие междометия вы еще знаете? |
– Ах! – радость, восторг. |
|
|
– Что выражает междометие? |
– Ох! – неудовлетворенность или усталость. |
|
|
– Ух! – страх, испуг, удивление. |
||
|
– Кто догадался, для чего служат междометия в русском языке? |
– Для выражений различных чувств. |
|
|
– А известно ли вам, что в ненецком языке есть междометия, передающие страх? (как «ой!»). Это междометие «Абэй». |
– Значение зависит от того, с какой интонацией оно произносится. |
|
|
– Какого зверя в тайге мы можем испугаться? (Медведя, волка). |
|
|
|
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя». |
|
|
|
– Покажите свой испуг с помощью этого междометия. |
– Абэй! |
|
|
– Добавьте междометие к 3-му предложению, запишите его в тетрадь. |
– Ах, как интересна жизнь детей в тундре! Ах, какая красивая одежда! |
|
|
– Прочитайте записанное. |
|
|
|
– Как изменилось предложение после того как мы добавили междометие? |
– Предложение стало эмоциональнее, чувство восторга усилилось. |
|
|
– Какие паузы вы слышите в предложении? |
|
|
|
Поставьте запятую после междометия. |
|
|
Возникновение противоречия. |
– Задайте вопрос к каждому слову в 3-м предложении, стрелочками покажите связь слов. |
Сталкиваются с проблемой. Не могут задать вопрос к междометию. |
|
|
– Проверим как вы справились с заданием? |
|
|
Формулирование учебной проблемы. |
– Почему? Проблема? Сформулируйте ее. |
– Проблема! |
|
|
|
– Мы не можем задать вопрос к междометию. |
|
|
– Какой вывод назревает? |
– Междометие – это слова, которые выражают чувства, к ним нельзя задать вопрос. |
|
|
– Кто догадался, какая тема нашего урока? |
|
|
|
– Для чего мы будем изучать эту тему? |
– Чтобы узнать о междометиях. |
|
|
– Сравним выведенное нами правило с тем, что дано в учебнике (с. 68). |
|
|
|
– Какая тема нашего урока? |
|
Создание проблемной ситуации с помощью подводящего диалога. Тип проблемной ситуации в данном фрагменте урока с явным затруднением. Тип возникшего противоречия – между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Приемом создания проблемной ситуации послужило практическое задание, не выполнимое вообще.
Литература:
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми // Нач. шк.: плюс-минус. – 1999. – № 5, 6, 7, 8.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. – М.: Баласс, 1999. – С. 85–93.
- Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала // Школа 2100. Выпуск 4. – М.: Баласс 2000. – С. 121–126.
- Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. Книга о жизни лесных ненцев: Сказка, стихи. Легенды. Русско-нещанский словарь // СПб.: Светлячок, 2002.
- Лапцуй Л. Песни мои – детям. Сборник стихов и поэм // СПб.: Филиал из-ва «Просвещение», 2004.
- Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа / Под ред. Н.В.Лукиной. – Томск: Издательство Томского университета, 1999.