Педагогами специальных (коррекционных) учебных заведений давно уже отмечается огромное значение сформированности школьно-значимых навыков, к которым по праву принадлежат психомоторика и сенсорные процессы. Отработка этих навыков происходит на многих занятиях, проводимых в начальной школе. Однако исследования ученых и педагогическая практика подтвердили необходимость специальной работы по развитию психомоторной и сенсорной сферы учащихся, что обусловило необходимость разработки комплексной программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Поиск эффективной стратегии преодоления недостатков в указанных сферах сделал необходимым создание специализированной программы «Познание мира через чувства и движения» (одобрена экспертно-методическим советом института повышения квалификации г. Новокузнецка), которая включает: организационные и методические рекомендации; основные требования к знаниям и умениям учащихся; календарно-тематическое планирование, рекомендуемую литературу.
Содержание программы составляют следующие тематические разделы:
- 1-й класс – «Человек. Мир вокруг нас», «Цвет и величина», «Условные величины. Язык тела», «Свойства окружающего»;
- 2-й класс – «Свойства предметов и явлений», «Мир цвета», «Восприятие и познавательные процессы», «Эмоции и воображение»;
- 3-й класс – «Зрительное восприятие», «Восприятие времени», «Память и восприятие», «Восприятие и моторные навыки»;
- 4-й класс – «Восприятие свойств предметов и явлений», «Мир изображения», «Восприятие сложных явлений окружающего мира», «Восприятие и сенсорные процессы».
Занятия по программе носят интегративный характер, рассматриваются как коррекционно-развивающие. Их целью является направленное исправление дефектов психомоторного и сенсорного развития детей, их познавательной деятельности, коррекция и развитие личностных качеств ребенка.
Основные задачи программы:
- развитие анализаторных видов восприятия (зрительного, слухового, осязательного и пр.), основных свойств восприятия (предметности, целостности, константности, категориальности и т.д.);
- исправление недостатков мелкой моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации через использование вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала, пластического материала (глина, пластилин и пр.);
- коррекция и компенсация нарушений психомоторики ребенка, предполагающая совершенствование двигательной координации и навыков;
- формирование согласованного взаимодействия различных репрезентативных систем;
- накопление сенсорно-двигательного опыта, развитие и совершенствование различных видов чувствительности у детей (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, кинестетической, тактильной и др.), а также её свойств (качества, интенсивности, продолжительности, пространственной локализации);
- развитие ориентировки в окружающем мире, стремления познать и понять его, социализация и адаптация ребенка в предметно-пространственном пласте социальной жизни общества через развитие таких видов восприятия, как восприятие пространства, времени, движения, человека. Формирование умения осуществлять воздействие и взаимодействие с окружающим миром;
- коррекция недостатков познавательной деятельности младших школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- закрепление умения находить в реальном и изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- совершенствование умения ориентироваться в задании и планировать работу;
- формирование эстетического чувства;
- эмоциональное воспитание младших школьников.
Вместе с тем предусматривается решение ряда специальных задач: коррекция недостатков психического развития, развитие речи, организующей и направляющей умственную и практическую деятельность детей с нарушениями интеллекта, формирование познавательной деятельности.
Базовые знания, умения и навыки в программе «Познание мира через чувства и движение» соответствуют требованиям «Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида»; содержание учитывает особенности познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта, выражена практическая направленность содержания, которое соответствует принципам коррекционно-развивающего обучения. В целом программа определяет оптимальный объем знаний и умений учащихся, доступный обучающимся в начальных классах школы VIII вида.
Базовыми элементами в структуре занятия в соответствии с концепцией программы выступают зрительная и пальчиковая гимнастика, комплекс упражнений на коррекцию психомоторной сферы, упражнения на развитие различных видов восприятия и сенсорной чувствительности, психогимнастика.
Приведем образец занятия по программе.
Конспект занятия по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (2-й класс)
Тема: «Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы».
Задачи:
- Совершенствование умения сравнивать предметы по массе.
- Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации.
- Воспитание волевых качеств (настойчивости, терпения, решительности).
Оборудование:
- плакат для зрительной гимнастики, картинки-символы для комплекса пальчиковой гимнастики;
- 4 больших емкости под воду, 4 маленьких, монеты, плакат «Зарисуй самого легкого»;
- шаблоны животных, изображенных на плакате, пластиковые и деревянные предметы больших размеров, тяжелые металлические предметы небольших размеров (гирьки, ключ, шайба, ножницы, подшипник), платок, весы;
- карточки «Сравни по массе», «Определи массу», слова «тяжелее», «легче», «равный», лист бумаги и простой карандаш на каждого, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Вводно-мотивационная часть.
1. Настоящее занятие будет посвящено сравнению предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы.
Цели урока:
- Наша встреча продолжит знакомство с массой предметов: будем определять массу разных предметов и рисовать их.
- На уроках математики вы узнали, что одни предметы тяжелее, другие легче. Иногда об этом можно догадаться, а иногда мы пользуемся приспособлениями для измерения массы – какое устройство для этого вы знаете? Весы. С помощью них можно в наше время измерить массу чего угодно – от пылинки до слона.
- Вы заметили, какими словами я обозначала массу предметов (легче, тяжелее) – на доске у нас все эти слова есть, и вы ими можете пользоваться.
2. Пальчиковая разминка.
А сейчас, как обычно, вспоминаем о наших незаменимых помощниках – пальцах. Приготовили руки:
У девочек и мальчиков на руке 5 пальчиков:
Палец большой – парень с душой,
Палец указательный, господин влиятельный,
Палец средний – тоже не последний,
Палец безымянный, с колечком ходит, чванный,
Пятый – мизинец – принес нам гостинец.
3. Пальчиковая гимнастика.
1) «Крючки».
- И.П. – руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.
- Кулаки разжать, мизинцы как можно сильнее потянуть.
- И.П.
- Кисти рук встряхнуть.
2) «Цепочка».
- И.П. – сцепляются колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук.
- Колечки расцепляются.
- И.П.
- Кисти рук встряхнуть.
3) «Слоник».
- И.П. – правая рука встает на выпрямленную левую ладонь; указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой и мизинец – задние ноги, вытянутый средний палец – хобот.
- «Слоник» двигается вперед.
- И.П.
- Кисти рук встряхнуть.
4) «Тяни – толкай».
- И.П. – руки, направленные тыльными сторонами друг к дружке, сплетаются.
- Наклон рук вправо.
- Наклон рук влево.
- Кисти рук встряхнуть.
5) «Мячик».
- И.П. – округленные ладони накладываются одна на другую.
- Отвести ладони в стороны.
- Соединить округленные ладони, правая наклонена влево.
- Отвести ладони в стороны.
- Соединить ладони в стороны, правая наклонена вправо.
- Кисти рук встряхнуть.
6) «Домик».
- И.П. – Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально – «труба».
- Ладони в кулак.
- И.П.
- Кисти рук встряхнуть.
7) «Цветок».
- И.П. – руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в сторону и даже прогнуты – «лепестки».
- Выпрямленные кверху ладони сомкнуть.
- И.П.
- Кисти рук встряхнуть.
Усложнения: увеличение темпа игры, изменение порядка следования одной или нескольких пальцевых позиций, замена некоторых позиций запретом, приказом замереть и т.п. Упражнение выполняется с использованием картинок-символов, поскольку данный комплекс пальчиковых упражнений реализуется в течение четверти (Приложение 1) [8].
4. Зрительная гимнастика.
– Теперь нашего внимания ждут только глазки – другие наши незаменимые помощники. Пусть они станут нашими лучшими помощниками:
А) моргание (20 сек.);
Б) зажмуривание (10 сек.). Моргание (5 сек.);
В) стрельба глазами: влево-вправо, вниз-вверх (по 30 сек.);
Г) рисование глазами (Приложение 2);
Д) массаж вокруг глаз круговыми движениями пальцев (1 мин.);
Е) упражнение «Взгляд вдаль – на кончик носа» (20 сек.);
Ж) моргание (10 сек.).
II. Основная часть.
1. Упражнение «Определи массу предметов».
Цель: актуализировать знания детей о том, почему предметы могут иметь разную массу.
На столе около 5 предметов – пластмассовый и деревянный куб, пластиковый и резиновый шар, железная гайка. Рядом – весы.
– Подойдите ко мне и познакомьтесь на ощупь со всеми предметами, которые лежат на столе.
– Назовите одинаковые по размеру и форме предметы?
– Будет ли у них масса одинакова? А почему? Наверное, потому, что использованы разные материалы при их изготовлении – дерево и пластмасса, резина и пластик, железо и дерево.
– Разложите их по порядку – от тяжелого к легкому. Подумайте, гайка у нас на столе самая маленькая – будет ли она самая легкая? Сравним их массу на весах.
– Молодцы. Теперь вы вспомнили, что одни предметы могут быть тяжелее и легче других и это может зависеть от их размера и материала, из которого они изготовлены. Поэтому одинаковые по форме предметы могут быть разными по массе.
2. Упражнение «Определите массу предметов на картинке».
Ребятам раздаются картинки, на которых изображены нелепые ситуации и просто сюжеты, связанные со сравнением массы (Приложение 3). Необходимо ответить на следующие вопросы:
- Почему чаши весов расположены так?
- Почему с медведем случилась такая история?
- Почему человек с чемоданом и сумкой идут по-разному?
- Что тяжелее: арбуз или помидор?
- Кто легче: бегемот или черепаха?
- Кто тяжелее: медведь или заяц?
3. Игра-конкурс «Постарайся не утопить».
Цель игры: не дать малой емкости утонуть. Кроме того, данная игра в структуре занятия выполняет роль динамической паузы.
Оборудование: на столе емкости с водой, куда опускаются емкости меньшего объема, которые должны плавать по поверхности. Дети делятся на команды по 2 человека. Каждой команде предоставляется емкость с водой с плавающей емкостью, некоторое количество монет (достаточное, чтобы утопить вторую емкость).
Ход игры: по сигналу члены команд поочередно опускают монеты в плавающую емкость. Нужно опускать монеты и определить момент, когда вторая емкость должна утонуть. Команда подает сигнал ведущему о том, что емкость должна утонуть. Ведущий считает количество монет, которые могут утопить емкость. Победит та команда, у которой будет насчитано меньшее количество монет до момента затопления.
Инструкция детям: сейчас по моему сигналу члены команд начнут по очереди опускать монеты в плавающую емкость. Опускаем монеты до тех пор, пока вы не решите, что следующая монета может утопить емкость. Затем говорите ведущему – скоро утонет. Победит команда, которая точнее определила время затопления – для этого ведущий посчитает монеты, которые нужно опустить до полного затопления плавающей емкости.
4. Упражнение «Определи, кто тяжелее, кто легче».
На доске изображения тех животных, которые есть на плакате «Зарисуй самого легкого» (Приложение 4), расположенных в порядке убывания веса.
Задача детей: определить, почему животные изображены в такой последовательности (от самого тяжелого к самому легкому).
Ребята, посмотрите внимательно на доску и определите, почему слон на рисунке стоит первым, а бабочка – последней. Правильно, потому что слон самый тяжелый, а бабочка – самая легкая. Значит, на этой картинке животные построились в соответствии со своей массой: сначала самый тяжелый, затем более легкий, еще более легкий и так далее. Сравним их по весу:
- Слон самый тяжелый;
- Бегемот тяжелее утки, но легче слона;
- Утка тяжелее зайца, но легче бегемота;
- Заяц тяжелее мыши, но легче утки;
- Мышь тяжелее бабочки, но легче зайца
- Бабочка легче всех – самая легкая.
Запомнили? А теперь я убираю эту картинку и ставлю другую. Сейчас вы должны будете выполнить еще одно задание.
5. Упражнение «Зарисуй самое легкое животное».
Перед вами плакат, на котором изображены животные. Масса их неодинакова: одни тяжелее, другие легче (Приложение 5).
Ваша задача зарисовать по шаблонам, которые лежат на столе, животных в порядке возрастания массы: сначала самое легкое животное (поставить номер один), затем по убыванию: самый легкий из оставшихся и так далее. Не забывайте нумеровать последовательность животных: самое легкое – 1, самое легкое из оставшихся – 2, снова самое легкое из оставшихся – 3.
Постарайтесь не допустить ошибок. Я буду оценивать качество вашей работы: задание должно быть выполнено правильно и аккуратно.
Для тех, кто выполнит все быстрее остальных – более сложное задание: он может раскрасить картинку – это будет очень хорошо.
III. Заключительная часть.
А теперь подведем итоги – передайте ваши работы на выставку.
Оценка с помощью карточек-символов (Приложение 6) и комментирование присвоения символов).
В центре ковра – чудесный мешочек. Задание: возьмите каждый по одному предмету и становитесь в круг. Поочередно обменяйтесь предметами со своими соседями справа. Определите, чей предмет тяжелее: у вас или у вашего соседа справа.
Задание на дом: определить, что тяжелее – ручка или карандаш.
* * *
За период разработки программы (с 1999 г.) получен диагностический материал, который позволяет оценить эффективность программы по заявленным в ней задачам. При обследовании используются модифицированная схема обследования моторики Н.П. Вайзмана, рекомендации С.Л. Мирского по изучению детей с недостатками развития, методики психологического и нейропсихологического обследования (С.Д. Забрамная, Н.И. Гуткина, С.Я. Рубинштейн, А.В. Семенович, Н.Я. и М.М. Семаго и др.).
Улучшение уровня развития психомоторики и сенсорных процессов у учащихся по результатам обследований стабильно составляет 5–25 %, как в течение года, так и в течение полугодия. Это подтверждает достаточную эффективность программы «Познание мира через чувства и движения» при работе с младшими школьниками со стойкими нарушениями интеллекта.
Литература:
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи. – М.: ACT, 1999.
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1996.
- Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. – М.: Просвещение, 1985.
- Касицына М.А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М.: Издательство ГНОМ и Д.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: Гном-пресс, 1998. – 16 с.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. – М.: Гном-пресс, 1999.
- Кряжева H. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1999.
- Триста шестьдесят пять развивающих игр. / Сост. Е.Беляков. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1999.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Владос, 1995.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1999.
- Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972.
- Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – М.: У-Фактория, 2006. – 228 с.