Введение.
Особенность человеческого мышления такова, что даже простейшее восприятие и запоминание требуют неоднократного обращения к материалу. Начальные темы стереометрии изучаются длительное время, поэтому процесс забывания неизбежен. Следовательно, программой необходимо предусмотреть уроки тематического повторения, работающие на перспективу применения этих знаний в новой ситуации. Обобщающее повторение начал стереометрии имеет особое значение, т.к. является фундаментом для решения задач на построение сечений, нахождение их площадей, нахождение площадей поверхности и объемов и др. Для того, чтобы избежать однообразия и активизировать самостоятельную деятельность учащихся, необходимо расширить знания учащихся, предоставить другие формы деятельности. Современные информационные технологии позволяют сделать это. Новыми преимуществами являются: возможность остановок в непрерывном процессе построения изображения, возможность возврата к более ранним стадиям процесса, возможность установки имеющихся материалов в информационных сетях разного уровня (что обеспечивает широкий доступ к ним) и, наконец, возможность использования мультимедийных технологий для анимации и озвучивания тех или иных фрагментов процесса обучения.
На основании этого вашему вниманию представлен обобщающий, интегрированный урок по теме «Сечение многогранников» в 10-м
Тема урока: «Сечение многогранников»
Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания и рассмотреть их развитие в перспективе.
Задачи урока:
Образовательная:
- обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания на предыдущих уроках,
- при помощи информационных технологий построить сечения,
- проверить свои знания с помощью теста.
Развивающая:
- развитие геометрической интуиции на образы, свойства, методы построения.
- развитие пространственного мышления, пространственной абстракции, их общности, анализа и синтеза геометрических образов, пространственного воображения.
- развитие логического мышления (владение правилами логического вывода и построения, владение разными методами геометрии).
Воспитательная: воспитывать активность и самостоятельность, аккуратность учащихся, интерес к предмету.
Тип урока: обобщающий, интегрированный урок.
Форма проведения урока: урок с компьютером.
Методы: словесные, наглядные, межпредметные связи, проектная деятельность.
Оборудование урока: компьютеры, проектор, экран.
План урока
- Организационный момент - 1 мин.
- Презентация тема «Сечение многогранника» - 3 мин.
- основные понятия
- демонстрация сечений
- Устное решение задач. 5 мин.
- Презентация методов построения сечений - 7 мин.
- Аксиометрический метод: метод следов
- Аксиометрический метод: метод вспомогательных сечений
- Комбинированный метод.
- Гимнастика для глаз - 1 мин.
- Защита проектов - 15 мин
- Тест по теме «Сечение многогранника»-10 мин
- Подведение итогов урока. Рефлексия. - 2 мин.
Ход урока
Организация начала занятий.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Наши последние занятия были посвящены теме «Сечение многогранника», мы изучили основные определения, познакомились с различными методами построения сечений, решали задачи на построение и конечно же анализировали свои решения и результаты. Сегодня наш урок интегрированный, на занятии мы повторим, обобщим, закрепим полученные знания, как на уроках геометрии, так и на уроках информатики. Мы решим задачи на построение сечений с помощь компьютера и конечно продемонстрируем свои творческие, проектные работы.
Учитель: Для начала вспомним, что мы называем многогранником и сечением многогранника.
Ученик 1: Многогранником называется - тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников.
Ученик 2: Сечением поверхности геометрических тел называется - плоская фигура, полученная в результате пересечения тела плоскостью и содержащая точки, принадлежащие как поверхности тела, так и секущей плоскости.
Учитель: Замечательно, а каким способом можно задать секущую плоскость.
Ученик 3: Через три точки, по теореме о способе задания плоскости: «Через три точки можно провести плоскость и только одну».
Ученик 4: Через прямую и не лежащую на ней плоскость, по теореме «Через прямую и не лежащую на ней точку можно провести плоскость и только одну».
Ученик 5: Через две пересекающиеся прямые, по аксиоме «Если две различные прямые имеют общую точку, то через них можно провести плоскость и только одну».
Ученик 6: Через две параллельные прямые, по определению «параллельных прямых: прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются».
Учитель: А сейчас, я вам продемонстрирую сечения, а вы назовете их.
Ученик 7: Сечение параллельное плоскости основания, диагональное сечение, сечение параллельное плоскости грани.
Ученик 8: Если перед нами параллелепипед или прямая призма, то это может быть сечение перпендикулярное плоскости основания.
Делаем выводы:
- Секущая плоскость пересекает грани многогранника по прямым, а точнее по отрезкам.
- Так как секущая плоскость идет непрерывно, то разрезы образуют замкнутую фигуру-многоугольник.
- Полученный таким образом многоугольник и будет сечением тела.
3. Устное решение задач.
Учитель: Вы хорошо справились с теоретическими вопросами, предлагаю устно решить задачи.
- Докажите, что сечение, проходящее через середины ребер пирамиды параллельна плоскости основания данной пирамиды.
- Найдите площадь данного сечения, если площадь основания равно 96. (24)
- Найдите площадь и периметр сечения, параллельного плоскости основания тетраэдра, ребро которого равно 10 см. (15 и )
- Найдите диагональное сечение куба, ребро которого 8 см. ()
- Стороны основания прямоугольного параллелепипеда равны 3 см и 4 см, а высота 8 см. Найдите площадь диагонального сечения. (40)
- Диагональное сечение куба имеет площадь , найдите ребро куба. (4)
- Докажите, что сечение параллельное боковой грани прямой призмы, перпендикулярно плоскости основания этой призмы.
4. Презентация методов построения сечений.
Учитель: Настало время поговорить о методах построения сечений, вспомним, какие мы рассматривали методы построения сечений?
Ученик: метод следов, комбинированный метод, метод вспомогательных сечений.
Учитель: Итак, метод следов, на чём основывается?
Ученик: На аксиомах стереометрии, суть метода заключается в построении вспомогательной прямой, являющейся изображением линии пересечения секущей плоскости с плоскостью какой-либо грани фигуры. Удобнее всего строить изображение линии пересечения секущей плоскости с плоскостью нижнего основания. Эту линию называют следом секущей плоскости. Используя след, легко построить изображения точек секущей плоскости, находящихся на боковых ребрах или гранях фигуры.
Учитель: Вспомним метод следов на практике, для этого решим задачу.
Постройте сечение призмы, проходящее через точки O,F,G
- Проводим через точки F и O прямую FO.
- Отрезок FO есть разрез грани KLBA секущей плоскостью.
- Аналогичным образом отрезок FG есть разрез грани LMCB.
Почему мы уверены, что сделали разрезы на гранях?
Аксиома: Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку (а у нас даже 2 точки).
Теорема: Если две точки прямой принадлежат плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости.
- Проводим прямую АВ, до пересечения с прямой FO.
- Получим точку H, которая принадлежит и секущей плоскости, и плоскости основания.
- Аналогичным образом получим точку R.
- Через точки H и R, проводим прямую HR – след секущей плоскости
Почему мы уверены, что прямая HR – след секущей плоскости на плоскости основания?
Аксиома: Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку (а у нас даже 2 точки).
Теорема: Если две точки прямой принадлежат плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости.
- Так как прямая HR, пересекает нижнюю грань многогранника, то она пересекает нижнее основание в точках Е и S.
- Таким образом, отрезок ES есть разрез грани ABCD.
- Проводим отрезки ОЕ (разрез грани KNDA) и GS (разрез грани MNDC).
Почему мы уверены, что все делаем правильно?
Аксиома: Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку (а у нас даже 2 точки).
Теорема: Если две точки прямой принадлежат плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости.
Все разрезы образовали пятиугольник OFGSE, который и является сечением призмы плоскостью, проходящейчерез точки O, F, G.
Задание № 1. Задание № 2
Постройте сечения призмы по трем данным точкам.
А теперь проверь себя!!!
Отлично!
Учитель: Метод вспомогательных сечений.
Этот метод построения сечений многогранников является в достаточной мере универсальным. В тех случаях, когда нужный след (или следы секущей плоскости оказывается за пределами чертежа, этот метод имеет даже определенные преимущества. Вместе с тем следует иметь в виду, что построения, выполняемые при использовании этого метода, зачастую получаются «искусственное». Тем не менее в некоторых случаях метод вспомогательных сечений оказывается наиболее рациональным.
На ребре BM пирамиды MABCD зададим точку Р. Построим сечение пирамиды плоскостью PQR, точку R которой зададим на грани АMD,а Q на грани DMC.
- Находим точки Р', Q' и R' и затем строим вспомогательное сечение пирамиды плоскостью, определяемой какими-нибудь двумя пересекающимися прямыми из трех прямых MP, MQ и МR. Например, плоскостью МРQ.
- Построим другое вспомогательное сечение пирамиды плоскостью определяемой двумя пересекающимися прямыми, одна из которых — это прямая MR, а другая прямая — та, на которой мы хотим найти след плоскости PQR. Например, прямая МС.
- Находим точку F, в которой пересекаются прямые Р'Q' и R'С, а затем строим прямую MF — линию пересечения плоскостей.
- В плоскости MPQ’ проводим прямую PQ и находим точку F'=PQ пересекается MF.
- Так как точка F' лежит на прямой PQ, то она лежит в плоскости PQR. Тогда и прямая RF, лежит в плоскости PQR. Проводим прямую RF', и находим точку С'=RF' пересекается МС. Точка С', таким образом, лежит и на прямой МС, и в плоскости PQR, т. е. она является следом плоскости PQR на прямой МС (в данном случае и на ребре МС).
- Дальнейшие построения вполне понятны: строим C'Q, D', D'R, А', А'Р, РС'. Четырехугольник РС'D'А' — искомое сечение.
Задание № 3. Построить сечение призмы по трем данным точкам самостоятельно.
Желаю успеха!
Отлично!
Учитель: Комбинированный метод
Суть комбинированного метода построения сечений многогранников состоит в применении теорем о параллельности прямых и плоскостей в пространстве в сочетании с аксиоматическим методом.
Постройте сечение куба, проходящее через точки P, R, Q.
- Точки P и R лежат в одной плоскости, проведём прямую PR.
- Прямая PR лежит в плоскости AA’B’B, точка Q лежит в плоскости DD’C’C, параллельной AA’B’B.
- Проведём через точку Q прямую параллельную прямой PR, получим точку K
Почему мы уверены, что все делаем правильно?
Теорема. Если две точки прямой принадлежат плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости.
Если две параллельные плоскости пересекаются третьей, то прямые пересечения параллельны
- Найдём точку пересечения прямых PR и AB, получим точку L.
- Прямая LK в плоскости ABCD оставляет след FK
- Точки R и F лежат в одной плоскости AA’D’D, проведём прямую RF.
- Прямая RF лежит в плоскости АA’D’D, точка Q в плоскости BB’C’C,параллельной плоскости AA’D’D.
- Проведём прямую параллельную прямой RF, через точку Q, получим точку M.
- Проведем PM
- Полученный шестиугольник является искомым сечением.
Почему мы уверены, что все делаем правильно?
Аксиома: Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку.
Теорема: Если две точки прямой принадлежат плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости.
Теорема: Если две параллельные плоскости пересекаются третьей, то прямые пересечения параллельны.
Задание № 4
Постройте сечение куба, по трем данным точкам, а потом проверьте себя, кликнув по этому рисунку
5. Гимнастика для глаз
6. Далее ребята защищают свои мини проекты по темам:
- «Многоугольники, полученные в сечении куба».
- «Нахождение площади сечений в многогранниках».
7. Тест по теме «Сечения многогранников».
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Приложение 1. Презентация «Сечение многогранников»
Приложение 2. Презентация «Нахождение площади сечения в многогранниках»
Приложение 3. Презентация «Многоугольники, получающиеся в сечении куба»
Приложение 4. Обзор электронных образовательных ресурсов
Приложение 5. Тест.