Путей повышения интереса школьника к твоему предмету множество: школьные праздники природы, экологические классные часы, географические вечера, выставки, походы. Но эти расширяющие кругозор и знания так называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым главным – уроком, на котором собственно, и начинается любой географический маршрут, открытие планеты Земля, открытие материков и океанов, открытие страны, в котором ты живёшь. Ни одна наука так не богата захватывающими приключениями, как география. Романы Жюля Верна и Майн Рида, Александра Дюма и Стефана Цвейга блёкнут перед реальными историями Великих географических открытий. Урок строится по-разному, во многом это творчество учителя. Начинается урок, новая наука для 6-ти классников. 50 глаз за тобою следят, ждут, кто-то улыбается, а вот очень серьезно на тебя смотрят, передо мною главная задача «заинтересовать». Ребята! Кто читал художественную книгу Н.Чуковского «Водители фрегатов» или А.Чумаченко «Человек с луны». Тишина. А может быть, знаете кто такие пираты? Френсис Дрейк – самый знаменитый пират. Он ограбил, потопил и сжег много десятков португальских и испанских судов. Глаза детей становятся удивленными, загалдели мальчики, поднимают руки и начинается у нас диалог. Урок вводит школьников в мир географии, путешествий, географической номенклатуры. Стараюсь создать познавательный эмоциональный настрой у школьников, заинтересовать их, показать, что они уже многое знают, и что им предстоит узнать гораздо больше. Настоящий, в моем понимании, урок – это минуты непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя « технологией» урока, в основу которой положены – востребованность учеником предмета разговора - исследования и сотворчество учителя и ученика. Как и у всех учителей в моей практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса. Для меня творческая деятельность на уроке - это деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности, умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, трудолюбие, способность видеть главное.
Повышение интереса учащихся к своему предмету, активизацию их познавательной деятельности стараюсь через разнообразные формы и методы. Главной целью ставлю: Рассмотреть способы использования приемов и методов, развивающих познавательный интерес на различных этапах урока. Самым первым и главным приемам активизации урока является не частная, вытекающая из темы данного урока, а общепедагогическая и общенаучные идеи. Общепедагогическая идея – это сопряжение отдельной, частной судьбы сидящего передо мной подростка, проживающего свою жизнь в единстве настоящего, будущего и прошлого и овладевающего через опыт понятиями: «Моя страна-Россия», «Москва – столица России», «БАМ» «Народ России», «Россия на карте мира» должно способствовать становлению патриотического чувства, чувство гордости за свою страну. С другой стороны выдающимися открытиями наших путешественников и исследователей Ф.Ф.Беллинсгаузена, Л.С.Берга, Н.И.Вавилова, В.И.Вернадского, А.И.Воейкова, С.И.Дежнёва, В.В.Докучаева, С.П.Крашенинникова, П.А.Кропоткина, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф.Лисянского, М.В.Ломоносова, Н.Н. Миклухо-Маклая, А.Никитина, В.А.Обручева, Н.М.Пржевальского, П.П.Семенова–Тян-Шанского, Ю.А.Сенкевича, С.И.Челюскина, И.Д.Черского и др., став на место открывателей. Элемент игры, путешествия, приключения присутствует при изучении курса. Но я говорю о другом – об умении учителя освободить внутренний голос ученика и рассказать, как он видит ту или иную ситуацию в реальной жизни. Например, на уроке в 7 классе: «Экспедиция Скотта погибла, и в память об отважных исследователях на месте ее гибели поставили крест с замечательными словами: «Бороться и искать, Найти и не сдаваться…». При этом должно возникнуть чувство уважения ко всем тем, кто ценой невероятных трудов и лишений, жаждой славы и приключений, гениальных прозрений и догадок сумел открыть для людей Землю, не видя ее всю целиком, определить какая она, создать точные карты. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновать, пробуждать у него интерес к еще не решенным задачам. Может быть, еще не доступным для данного возраста заданиям, но с которым он столкнется в будущем и которые ему предстоит решать. Вот другой пример предлагаю для учащихся 10-х классов: В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986г. от радиоактивного заражения пострадали 11 областей бывшего СССР, входивших в состав Украины, Белоруссии и России, с населением в 17 млн. человек. Общая площадь загрязнения цезием-137 только в России составила 60 тыс. км². Как решают эту проблему в настоящее время? Поставленная проблема перед учениками затрагивает глобальные проблемы. Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов. Проблемный подход в обучении географии помогает рассматривать наиболее эффективные с моей точки зрения, темы в целом. В этом случае формулируется основная проблема ко всей теме, затем она подразделяется на ряд частных проблем, которые решаются на отдельных уроках по изучению этой темы.
Начинаем изучение нового раздела. Для актуализации знаний делю доску пополам и слева пишу «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем». Ученики по очереди выходят на левой половине доски фиксируют те знания, которыми уже обладают, параллельно я проверяю эти знания с помощью вопросов. На второй половине доски сама пишу те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не владеют. Именно эти знания предстоит «открыть» ребятам. После такого урока. Учащиеся обязательно заранее прочитают параграф.
Слово, слова для успешного изучения географии очень важны. Исследование слова в его географической специфике не исключает серьезной словарной работы над незнакомыми, новыми словами, их значением, происхождением. Много бед в обучении происходит оттого, что детей обязывают заучивать слова и их сочетания, не проникающие в душу. Этой беды удастся избежать, если сам человек проникнет в суть слова. Здесь неизменно срабатывает принцип обратной связи. Великий Леонардо да Винчи оставил изречение: «Пойми разумное основание, и тебе не понадобится опыта». Не придется бессмысленно зазубривать информацию, она сама естественным образом разместится внутри, если вначале внутри нее самой побывает пытливая мысль человека. Как работать со словом на уроках географии.
Совет первый:
- проговорите слово медленно, внимательно рассмотрите его написание и определите корень, от которого образовано, - именно его сущность и подскажет вам верное восприятие слова;
- затем образуйте от этого корня родственные слова, чтобы они, подобно ветвям дерева, расширили смысловое звучание, добавили к вашему слову оттенки;
- если это слово вы слышите впервые, желательно выстроить небольшую словесную конструкцию так, чтобы она отражала основную смысловую нагрузку, которую несет данное слово.
Например, корень слово «речка» - реч ( «ректи» в старославянском означает «говорить»); следовательно, речка – это нечто говорящее, имеющее свою речь. Кстати, реки и говорят по-разному: равнинные - тихо, неспешно, плавно, а горные - громко, торопливо, перебивая друг друга. Благодаря такому разбору появляются многочисленные ассоциативные связи со словом «речка», рождается образ живой, одушевленной природы, что настраивает учеников на бережное отношение к ней.
Карта – второй язык географии. Что является главным помощником в любом путешествии? На уроках постоянно повторяю детям замечательные слова Н.Н.Баранского «Карта-альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования…» Понимая карту, лучше запоминаешь ее и, следовательно, чувствуешь себя более комфортно в глобальном информационном пространстве. Урок понимания карты обязательны. Дети, например, любят решать по карте следующие задачи:
- В каком направлении от Москвы находятся: Киев ____. Мурманск ____. Каир ____.
- Определите максимальную высоту: о. Мадагаскар ____. п-ва Аравийского ____.
Задачи должны быть интересными. Учащиеся должны научиться пользоваться картами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Если я научу их работать с картами. Это здорово.
Ребята! Самое необходимое для успешного изучения географии это…. Дети дружно продолжают «карта, учебник и кто-то обязательно скажет тетрадь». А я отвечаю. Карту с тетрадью можно купить, а вот умению думать нам предстоит научиться, используя логику, и самое главное, образное мышление, позволяющее нам как создавать новые миры в своем воображении, так и путешествовать по карте мира. Но ведь на карте тысячи названий? Как всё запомнить? Обязательно воскликнет с последней парты ученик. Давайте поиграем в игру «Войдем в образ» – отвечаю детям. Начинаю показывать очертания материков. Вот самый большой материк – Евразия, а это жаркая Африка, маленькая Австралия. Закройте глаза на 5-7 секунд и попытайтесь воспроизвести эти материки, включите свой внутренний экран. Открыв глаза, кто-то скажет, что очертания материков видели, запомнили. У некоторых только запоминаются цвета, а кое-кто вообще ничего не увидит. Опыт показывает, что результаты значительно улучшаются уже после пятиминутной тренировки на уроке. А уж если ребята станут проделывать это упражнение в самых различных обстоятельствах и довольно часто, то они быстро в этом преуспеют. Часто на уроках географии возникает необходимость мысленно перенестись в другое место, а то и в другое время. Имея хорошо развитое образное мышление легче путешествовать по карте по странам и континентам, став путешественником, морским пиратом, мореплавателем
К интересным для ребят жанрам можно отнести уроки-диспуты, «круглые столы», пресс-конференции, уроки-путешествия. Например, урок-экспедиция. Цель: знакомство с географией Месопотамии и Палестины, с градусным счетом, новыми географическими объектами и явлениями. Ставится учебная проблема: помогала ли изрезанность берегов и островов в плаваниях древних греков? Дети вспоминают историю и рассматривают карту Греции, а затем от их лица у доски поочередно выступают Геродот, Пифей и А. Македонский, рассказывая, что и где им удалось увидеть.
А вот урок-путешествие, цель: знакомство с природой и людьми Южной и Центральной Европы. Путешествие начинается: Альпы, Монблан, Дунай, Рим. С карты переходим смотреть слайды горных хребтов, ледников, водопадов, средиземноморской и центральноевропейской природы по разные стороны Альп. «…Путешествие–это проникновение в область значительного и прекрасного» (К.Г.Паустовский «Муза дальних странствий»). Отличительная особенность уроков-путешествий-организация деятельности учащихся. Отправляясь в воображаемое путешествие, учащиеся определяют способ передвижения в зависимости от природных особенностей (пеший, на лошадях, машинах, кораблях и т.д), перечисляют или изготавливают рисунки или макеты оборудования, составляют дневники, отчеты, рисую картосхемы. Начинаем изучение темы «План и карта», путешествуя. Вначале рисуем хребет География и наносим вершины так: Азимутальная, Масштабная, Засекреченная, Эрудит, Пропасть, Горизонтальная. И конечная цель Успех. И отправляемся в путешествие, преодолевая все трудности. Узнали, запомнили и преодолели определенное препятствие, два моих помощника приклеивают флажки на покоренную вершину. Так из класса в класс ребята путешествуют вместе со мной, изучая разные темы. Обилие географических объектов не страшно, потому что есть карта, которая всегда выручит и многое объяснит.
В процессе игры с картой школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом.
Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Занятием обучающего характера с творческим подходом учащихся на уроке является ролевая игра. Итак, тема игры: «Освоение природного комплекса Амазонии». Что может стать предметом обсуждения? Проект освоения. Значит, необходима группа учащихся, составляющих такой проект. Кто может обсуждать эти вопросы? Какие компетентные лица? Ими могут стать сотрудники Института тропических лесов, представители международной организации Гринпис, наконец, журналисты. При первом совместном обсуждении выстраивается общий сюжет игры: группы учащихся представляют проекты комплексного освоения Амазонии, а ученые специалисты и представители прессы обсуждают возможные экологические последствия в случае их реализации. Вот так, определяются участники игры и обговариваются правила их ролевого поведения.
Важнейшим методическим средством обучения в сочетании с групповой работой являются деловые игры. Такие игры актуальны при изучении в 9-10 классах экономической и социальной географии. Это наиболее эффективная альтернатива традиционным методам; успешно идет усвоение материала, отмечены высокие результаты, так каждый ученик приобретает ответственность за оказание помощи друг другу, вместе решают любые проблемы, овладевают знаниями и умениями, навыками каждого ученика на уровне и соответствует его индивидуальным особенностям развития. В 9 классе предлагаю деловую игру «Инвестиция». При изучении темы «Экономико-географическая характеристика Восточной Сибири» класс делится на 6 групп с учетом склонностей и желания учащихся. Первые 5 групп представляют собой управленческий аппарат областей, входящих в экономический район (губернатор, министры промышленности и сельского хозяйства). Оставшаяся группа представляет собой инвесторов, которые на основе докладов делают инвестиции в ту или иную отрасль любой области и республики. В содержании деловых игр естественно переплетаются знания и умения, полученные при изучении темы. А вот ученики 10-х классов хотят стать дилерами. Дилер - физическое или юридическое лицо, деятельность которого сосредоточена на продаже товаров и услуг. В кабинете столы стоят по периметру, каждый стол оформлен: название фирмы, дилеры, товарные знаки, рекламные буклеты, проспекты и т.д. На экране проектора слайд: «Туристическая биржа» понятия: биржа, дилер, прайс-лист. Игра начинается с презентации «Туризм в странах Западной Европы». Определяется последовательность выступления жеребьёвкой, выдаются прайс-листы каждому участнику игры. Происходит презентация, на которую отводится 3 минуты и 1 минута на ответы. Каждый участник игру заполняет прайс-лист (выставляет оценки), учитывая содержание наглядность, представление. В конце прайс-листов каждая фирма указывает три фирмы, с которыми они будут заключать договор о сотрудничестве. Проводится общий итог. Фирмы, выигравшие конкурс, получают дополнительные оценки.
Такая деловая игра помогает не просто усваивать учебный материал, а активизировать интеллектуальную деятельность, способствуя более глубокому осознанию информации учащимися. Такая форма обучения, как показывает опыт, требует длительной и тщательной подготовки учителя и учащихся. В обучении сюжет игры всегда связан с учебным материалом, а сама форма игры придает яркую эмоциональную окрашенность, создает увлекательную ситуацию на уроке и позволяет школьникам легче и иногда быстрее усвоить определенный объем учебной информации
Практическая работа – это несколько иное действие. Практические работы бывают обучающие, тренировочные и итоговые. В ходе выполнения практических работ создаются благоприятные условия для развития навыков самоконтроля за усвоением знаний и умений. Например: учимся описывать речную систему. Сначала сформулируем правило: для того чтобы описать речную систему по картам, необходимо:
- Знать содержание понятия речная система.
- Последовательно определить по карте особенности каждого из ее элементов и рассказать о них.
- Чтобы описание получилось интересным, продумать начальные и заключительные фразы.
Далее ставится задача: Пользуясь необходимыми картами составить описание речной системы Макензи (В Северной Америке) или Параны (в Южной Америке). Ребята справились с заданием. Анализ результата практических работ позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям. Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий. «…Привычка странствовать по картам, видеть в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности». К.Паустовский.
Особое внимание хотелось бы уделить развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность. Проектный метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений и конструированию новых процессов. Стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, а интерпретировать и применять её. Давайте создадим проект «Мой край в судьбе России». «Будущее моего края» обращаюсь к ученикам 9-х классов. Начинается поиск материалов по Бурятии, Байкалу и БАМ. А потом начинается проектное исследование. Кто-то составил карту БАМа, кто-то нашел очень интересное сведение про наш район. Принесли книги про Байкал, Бурятию, про Муйскую долину. Создали проект, что-то получилось, а это не надо было. Успокаиваю детей и продолжаем работать дальше.
Познавательную деятельность учащихся добиваться очень хорошо через использование «Опорных конспектов». Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников. Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний, как по географии, так и по другим предметам. Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала. Так игра «Нарисуем!» это игра с матрицами. При изучении материков и океанов, а также их деталей (острова, полуострова, заливы, проливы, моря) интересным моментом, способствующим запоминанию и стимулирующим узнавание всего перечисленного, может оказаться игра с матрицами.
Для успешного усвоения школьниками учебного материала я практикую на уроке 9-10 классов составление структурно - логических схем. Составление схем позволяет избежать многословия и учит учащихся делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайно важным навыком, необходимым каждому человеку в дальнейшем процессе самообразования. Наличие схемы в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал. Опыт подтверждает эффективность данной методики.
Особенно мне нравятся использовать элементы модульной технологии обучения на уроках. Модуль - функциональный целевой узел, в котором объединены учебная информация и технология овладения ею. Модуль имеет: учебные элементы – это последовательные шаги, с которыми школьник работает непосредственно; инструкцию, в которой определены цели усвоения модуля и каждого учебного элемента; материалы для работы; указания на вид и форму работы; контроль определяющий степень усвоения учебного материала. Например:
Модуль «Географическое положение Австралии»
Учебный элемент |
Содержание информации |
Методическое руководство |
УЭ 1 |
Входной контроль. Вспомните прием определения ГП материка.
|
Чтобы выполнить задание используйте текст учебника на стр.138-139. |
УЭ 2 |
|
|
Может быть несколько учебных элементов. В 9-10 классах хорошо проводить уроки блочно-модульные по разделам. Например, тема «Современная политическая карта мира».
Состав модуля:
- Многообразие стран мира, группировки.
- Типология стран. Международные отношения.
- Государственный строй. Политическая география.
- Контрольная работа.
Изучив этот модуль, учащиеся должны будут
- Называть и показывать на карте государства разного типа, их столицы; основные формы правления и государственного устройства стран.
- Определить уровень экономического развития разных стран.
- Характеризовать этапы формирования политической карты мира.
Введение элементов компьютерных технологий позволяет мне значительно разнообразить учебный процесс, выводит его на качественно новый уровень, выполняет несовершенство учебных пособий, а также развивает личность, формирует её познавательную активность, творческий потенциал. Например, учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов, автор учебного материала Петрова Н.Н. содержит около 1300 слайдов, 34 видеофрагмента, 12 анимационных фрагментов. При изучении тем: Планета Земля, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера Земли вместе с детьми с удовольствием смотрим. После просмотра ученики приносят интересные творческие работы. Использование ИКТ на уроках географии – это один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения, который позволяет организовать учебный процесс на основании принципов индивидуализации. Ученики 9-10 классов с удовольствием могут дома подготовить презентацию. Так были подготовлены презентации по теме: «Рекреационные ресурсы мира». Страны Средиземноморья, Жёлтое море, Лазурный берег и т.д. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала.
Природа очень мудрая. Каждому из нас отдает способность в той или иной сфере. Благодаря этому одни бывают гениальными учеными, другие имеют эмоциональные данные (поэты, художники, актеры, артисты), третьи – спортсмены, балерины, танцоры, а четвертые – повара, токари, портные, сапожники, ювелиры, овощеводы, хлеборобы, животноводы, механизаторы и другие. Поэтому в своей педагогической системе самым важным я считаю учитывать способности и возможности каждого ребенка для формирования целостного представления о мире. Обеспечить разумную нагрузку содержания по предмету в интересах сохранения здоровья обучающихся. Сместить акценты в методиках и технологиях своей образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности и положительного стимулирования школьников: одобрение, похвала, доверие. Учение должно быть с увлечением, требовательность без принуждения. Свои уроки рассматриваю с разных точек зрения и разных ракурсов: как текст, на котором отрабатываются разные уровни и способы понимания и коммуникации, как культурный опыт, в котором осваиваются разные деятельности, как моделирование разных взглядов на мир и человека, как разные формы мышления, языки и образы жизни. Стараюсь, в этом случае уметь «поворачивать» предмет к ученику в разное время и разных обстоятельствах разными гранями.