Форма организации: групповая, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.
Тип урока: Урок-игра.
Оборудование: 6 компьютеров + 1 компьютер учителя, проектор, дидактический материал: карточки с дополнительным материалом (Приложение 2), карточки с заданиями (Приложение 3), программа электронного калькулятора NumLock Calculator.
Методическое обеспечение: презентация (Приложение 1).
Цели:
- Образовательная: формирование информационной культуры; умений и навыков работы с позиционными системами счисления; умений использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операций в позиционных СС.
- Развивающая: развитие умений: анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания; работать в группах; развитие познавательных и творческих способности учащихся, наглядно-образного мышления.
- Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности, повышение культуры.
Требования к знаниям и умениям:
- Учащиеся должны знать:
а) что такое системы счисления;
б) правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
в) арифметические операции в позиционных системах счисления. - Учащиеся должны уметь:
а) переводить числа из одной системы счисления в другую;
б) выполнять арифметические операции в ПСС;
в) работать в электронном калькуляторе.
Ход урока
Учитель |
Учащиеся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент (2 мин.). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Елена Валерьевна. Сегодня я проведу у вас конкурсный урок. Мы расширим и углубим знания по информатике, попытаемся на практике применить эти знания. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (2 мин.). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На столах у вас лежат карточки разного цвета. Возьмите карточку зелёного цвета. Ознакомьтесь с текстом: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей». |
Непонятные числа (данные) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эти данные записаны в другой системе счисления. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ЧИСЛА ИЗ ЗАДАЧИ: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Через 1 год |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
200) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответьте на вопрос: в чем состоит странность этого письма? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Почему? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из каких цифр они состоят? |
0, 1, 2, 3, 4. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помогут ли нам эти цифры в разгадке этого числа? |
Нет. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как называются цифры, которые мы используем в жизни? |
1, 3, 2, 3, 4, 5, 6. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какой способ используется для записи этих цифр? |
Арабские. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие ещё способы записи вы знаете? |
Римские. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что такое способ записи чисел? Или как называется способ записи чисел? |
Системы счисления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие системы счисления вам известны? |
Позиционные и непозиционные. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Попробуем сформулировать тему урока. |
Системы счисления. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? |
Расширить знания по теме «Системы счисления». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Договоримся, что целью урока будет расширение и углубление знаний по теме «Системы счисления». |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Сообщение правил игры (1 мин). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работу мы организуем в форме игры «Информационное лото». |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вы разделились на 4 группы. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый конкурс мы выберем вместе, а следующий выберет команда победитель. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Победителем считается та команда, которая первая и правильно выполнит задание. Если команда при ответе допускает ошибку, право ответа передается другой команде. Тогда вторая команда считается победителем. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
За правильный ответ команда получает балл. Его мы фиксируем на доске с помощью фишек. Они лежат у вас на столах. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приступаем. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выбираем конкурс. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс “SOS” (карточка желтого цвета). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В этом конкурсе каждой команде предлагается выяснить следующее: к какой системе счисления, позиционной или непозиционной относятся следующие системы счисления: римская, двоичная, древнеегипетская, алфавитная, десятичная, шестнадцатеричная, восьмеричная. |
Позиционные – двоичная, десятичная, шестнадцатеричная, восьмеричная. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Непозиционные – римская, древнеегипетская, алфавитная. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс «Чёрный ящик» (оранжевого цвета). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калькулятор у вас свернут на панели пуск. Откройте его. Используя приложение Калькулятор OC Windows заполнить таблицу: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс «Нарисуй фигуру» |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переведите числа в скобках из двоичной системы счисления в десятичную. По полученным координатам постройте фигуру. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
См. приложение 4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернемся к «Странному письму». |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Можем мы расшифровать сейчас это письмо? |
Можем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как? Вспомним, что в нем странного? |
Числа записаны в одной системе счисления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В какой? |
10 и т. д. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В какой наименьшей системе счисления можно записать все эти числа сразу? |
5. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расшифровку письма фиксируется на слайде. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понятно ли вам сейчас это письмо и какой прием мы использовали для решения этой задачи? |
Создание презентаций. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не пора ли нам перейти к практике, поработать на компьютерах (Конкурс «Эрудит»). |
Конкурс «Эрудит». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рабочем столе есть папка «ПРЕЗЕНТАЦИЯ». Задание будет следующее: подготовить презентацию по теме «Системы счисления». |
Создайте презентации по теме «Системы счисления». Дополнительный материал к презентациям находится в папке «ПРЕЗЕНТАЦИИ» на рабочем столе по следующему плану:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребята, кто готов? Кто хочет показать свою презентацию? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Подведение итогов урока (3 мин). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие знания вы использовали на уроке? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие новые знания вы приобрели? |
Работа с калькулятором, построение фигуры с использованием перевода, создание презентаций на других предметах. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание (1 мин). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Попробуйте создать презентацию по любимому предмету и записать её на диск, который я вам дарю на память о нашем занятии. |
|
До свидания.