Урок-игра "Системы счисления"

Разделы: Информатика


Форма организации: групповая, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.

Тип урока: Урок-игра.

Оборудование: 6 компьютеров + 1 компьютер учителя, проектор, дидактический материал: карточки с дополнительным материалом (Приложение 2), карточки с заданиями (Приложение 3), программа электронного калькулятора NumLock Calculator.

Методическое обеспечение: презентация (Приложение 1).

Цели:

  • Образовательная: формирование информационной культуры; умений и навыков работы с позиционными системами счисления; умений использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операций в позиционных СС.
  • Развивающая: развитие умений: анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания; работать в группах; развитие познавательных и творческих способности учащихся, наглядно-образного мышления.
  • Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности, повышение культуры.

Требования к знаниям и умениям:

  1. Учащиеся должны знать:
    а) что такое системы счисления;
    б) правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
    в) арифметические операции в позиционных системах счисления.
  2. Учащиеся должны уметь:
    а) переводить числа из одной системы счисления в другую;
    б) выполнять арифметические операции в ПСС;
    в) работать в электронном калькуляторе.

Ход урока

Учитель

Учащиеся

1. Организационный момент (2 мин.).

 

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Елена Валерьевна. Сегодня я проведу у вас конкурсный урок. Мы расширим и углубим знания по информатике, попытаемся на практике применить эти знания.

 

2. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (2 мин.).

 

На столах у вас лежат карточки разного цвета. Возьмите карточку зелёного цвета. Ознакомьтесь с текстом:

 

«В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей».

Непонятные числа (данные)

Эти данные записаны в другой системе счисления.

(НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ЧИСЛА ИЗ ЗАДАЧИ:

 

44

 

Через 1 год

 

100

 

34

 

11

 

10

 

200)

 

Ответьте на вопрос: в чем состоит странность этого письма?

 

Почему?

 

Из каких цифр они состоят?

0, 1, 2, 3, 4.

Помогут ли нам эти цифры в разгадке этого числа?

Нет.

Как называются цифры, которые мы используем в жизни?

1, 3, 2, 3, 4, 5, 6.

Какой способ используется для записи этих цифр?

Арабские.

Какие ещё способы записи вы знаете?

Римские.

Что такое способ записи чисел? Или как называется способ записи чисел?

Системы счисления

Какие системы счисления вам известны?

Позиционные и непозиционные.

Попробуем сформулировать тему урока.

Системы счисления.

Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?

Расширить знания по теме «Системы счисления».

Договоримся, что целью урока будет расширение и углубление знаний по теме «Системы счисления».

 

3. Сообщение правил игры (1 мин).

 

Работу мы организуем в форме игры «Информационное лото».

 

Вы разделились на 4 группы.

 

Первый конкурс мы выберем вместе, а следующий выберет команда победитель.

 

Победителем считается та команда, которая первая и правильно выполнит задание. Если команда при ответе допускает ошибку, право ответа передается другой команде. Тогда вторая команда считается победителем.

 

За правильный ответ команда получает балл. Его мы фиксируем на доске с помощью фишек. Они лежат у вас на столах.

 

Приступаем.

 

Выбираем конкурс.

 

Конкурс “SOS” (карточка желтого цвета).

 

В этом конкурсе каждой команде предлагается выяснить следующее: к какой системе счисления, позиционной или непозиционной относятся следующие системы счисления: римская, двоичная, древнеегипетская, алфавитная, десятичная, шестнадцатеричная, восьмеричная.

Позиционные – двоичная, десятичная, шестнадцатеричная, восьмеричная.

Непозиционные – римская, древнеегипетская, алфавитная.

Конкурс «Чёрный ящик» (оранжевого цвета).

 

Калькулятор у вас свернут на панели пуск. Откройте его. Используя приложение Калькулятор OC Windows заполнить таблицу:

 

Dec

1011

 

 

 

Dec

Oct

 

1011

 

 

Oct

Bin

 

 

1011

 

Bin

Hex

 

 

 

1011

Hex

Dec

1011

521

11

4113

Dec

Oct

1763

1011

13

10021

Oct

Bin

1111110011

1000001001

1011

1000000010001

Bin

Hex

3F3

209

B

1011

Hex

Конкурс «Нарисуй фигуру»

 

Переведите числа в скобках из двоичной системы счисления в десятичную. По полученным координатам постройте фигуру.

 

См. приложение 4

Вернемся к «Странному письму».

 

Можем мы расшифровать сейчас это письмо?

Можем.

Как? Вспомним, что в нем странного?

Числа записаны в одной системе счисления

В какой?

10 и т. д.

В какой наименьшей системе счисления можно записать все эти числа сразу?

5.

Расшифровку письма фиксируется на слайде.

 

Понятно ли вам сейчас это письмо и какой прием мы использовали для решения этой задачи?

Создание презентаций.

Не пора ли нам перейти к практике, поработать на компьютерах (Конкурс «Эрудит»).

Конкурс «Эрудит».

На рабочем столе есть папка «ПРЕЗЕНТАЦИЯ». Задание будет следующее: подготовить презентацию по теме «Системы счисления».

Создайте презентации по теме «Системы счисления». Дополнительный материал к презентациям находится в папке «ПРЕЗЕНТАЦИИ» на рабочем столе по следующему плану:

  • 1-й слайд: Название темы.
  • 2-й. слайд: Определение системы счисления  и её виды.
  • 3-й слайд: Позиционные системы счисления. Примеры позиционных систем счисления.
  • 4-й слайд: Отличие от непозиционных систем счисления.
  • 5-й слайд: Где применяются позиционные системы счисления.
  • 6-й слайд: Где применяются непозиционные системы счисления.

Ребята, кто готов? Кто хочет показать свою презентацию?

 

7. Подведение итогов урока (3 мин).

 

Какие знания вы использовали на уроке?

 

Какие новые знания вы приобрели?
Где можно использовать эти знания?

Работа с калькулятором,  построение фигуры с использованием перевода, создание презентаций на других предметах.

8. Домашнее задание (1 мин).

 

Попробуйте создать презентацию по любимому предмету и записать её на диск, который я вам дарю на память о нашем занятии.

 

До свидания.