Задачи урока:
- Дидактическая – познакомить учащихся с приёмами редактирования текста. Научить производить над текстом следующие операции: вставлять символ, удалять символ, производить замену символа, разделять слово на две части, соединять абзацы.
- Развивающие и коррекционные задачи:
- активизация процессов запоминания и воспроизведение вербальной памяти через многократное повторение алгоритмов действий,
- коррекция зрительного восприятия с помощью упражнений в узнавании и различия; упражнений на внимание.
- коррекция мелкой моторики рук с помощью работы с клавиатурой компьютера, выполнение пальчиковой гимнастики.
- коррекция логики мышления на основе упражнений в закреплении смыслового сигнала.
- Воспитательные: воспитание мотивации к учению, воспитание информационной культуры, самоконтроля.
Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Продолжительность урока: 40 минут.
Оборудование: доска, компьютеры, презентация (приложение 6), карточки №1 (приложение 1), карточка № 2 (приложение 2), карточка № 3 (приложение 3), лист самоконтроля (приложение 4), ответы к карточкам (приложение 5), критерии оценивания (приложение 7).
План урока:
- Орг. момент. (1 мин)
- Актуализация знаний. (7 мин)
- Теоретическая часть(5 мин)
- Практическая часть. (20 мин)
- Д/з (3 мин)
- Итог урока. (3 мин)
Ход урока
I. Орг. момент. Проверка на подготовку к уроку.
Здравствуйте, сегодня на уроке мы продолжим изучать возможности компьютера по обработке текстовой информации.
II. Актуализация знаний.
- С помощью, каких программных средств мы можем обрабатывать текстовую информацию? (текс. редактор и текс. процессор)
- Текстовой редактор и текстовой процессор – это прикладные программы по обработке текстовой информации. Они имеют общие возможности, но и чем-то отличаются друг от друга. У вас на партах лежит карточка номер 1, на которой предложен список этих возможностей. Из предложенного списка выберите основные возможности ТР и ТП. (на карточки №1 отметить эти возможности) (2 мин).
- Что имеют общее и чем отличаются текстовой редактор и текстовой процессор? (Общее-…, различие -…) Молодцы, с д\з справились, для получения оценки на уроке воспользуемся листами самоконтроля, напоминаю критерии оценивания: все правильно – 3 балла, 1 ошибка - 2 балла , 2-3 ошибки - 1 балл, боллее3 ошибок – 0 баллов). Оцените себя за первое задание. Microsoft Word - это программа ТР или ТП? Почему вы считаете, что это ТП? Какие основные этапы работы с текстовыми документами вы знаете?
На прошлом уроке мы работали над созданием текстового документа. Сегодня на уроке, будем изучать второй этап работы с текстовыми документами – Это редактирование текста.
III. Теоретическая часть.
Тема нашего урока: Работа в текстовом процессоре: основные приемы редактирование текста.
Узнать, что такое редактирование текста, нам поможет учебник.
Открыли учебник на стр. 78 . нашли параграф 15 , пункт режим ввода – редактирование текста. Внимательно пробегите его глазами и найдите ответ на вопрос: «Что такое редактирование текста? (Читаем, повторяем, пересказываем.)
И что чаще всего приходиться редактировать?» (Работа с учебником).
Следовательно, задача нашего урока научиться редактировать (исправлять) текст. Открыли тетради, записали число и тему урока (презентация).
Редактированием называют изменение текста (запись в тетрадь).
Редактирование нужно, если:
- в тексте присутствуют орфографические ошибки, ошибки пунктуации, стилистические или речевые ошибки;
- текст, следует разбить на абзацы;
- отдельные строки объединить в абзацы;
- нужно заменить некоторые слова другими;
- требуется дополнить текст и т. д.
Три типа ошибок:
- пропущенная буква или знак препинания,
- лишняя буква или знак препинания,
- неправильная буква или знак препинания.
Поэтому для исправления ошибок нужно уметь:
- вставлять символ,
- удалять символ,
- заменять символ
- разделять абзац на 2 части.
Поэтому, сегодня на уроке, вы должны научиться удалять ошибочный символ; заменять один символ на другой; вставлять пропущенные символы, т.е. выполнять Корректировку текста - исправление ошибок в набранном тексте.
IV. Практическая работа.
- «Коррекционная работа на синтаксическом уровне». Основная задача – использование языкового анализа и синтеза (научиться определять количество, линейную последовательность слов, место слова в предложении, отграничивать речевые единицы, понимать причинно-следственные связи в предложении).
Предлагаются следующее задание: Прочитать текст и его откорректировать: разделите пробелами слова, удалите пустые строки, грамотно оформите предложение.
Давайте пересядем за компьютеры и научимся всё это выполнять. Взяли с собой ручки и листы самоконтроля.
Зарядка для рук. Внимательно выполняем мои инструкции.
На рабочем столе у вас находится папка 7 класс, открыли файл, текстовой документ 2. Внимательно посмотрели на открывшийся документ.
Ой, что это с моим документом случилось. Когда я его писала, он не был подчеркнут, а у вас он разноцветный. Как вы думаете почему? (ошибки) давайте их исправим, найдем первую ошибку. Внимательно прочитайте первое слово, какая здесь ошибка, Поставили курсор перед лишней буквой ( используя манипулятор мышь или направляющие стрелки клавиатуры). Используя команду Delete, удалили символ, прочитали второе слово… Теперь самостоятельно, исправили до конца все предложение.
Если сделали, то карточки отредактировать на бумаге карандашом.
Посмотрели на экран. Вот такое предложение должно у вас получиться. Прочитали. Проверили, а вас так? Если есть ошибки, исправили. Молодцы. Второе предложение выполнили самостоятельно. Оцените свою работу.
Так как удалить лишний символ?
Третье…
Правила: Для того чтобы выполнить любое из этих действий, необходимо сначала переместить курсор к тому месту, где обнаружилась ошибка.
Вставка символа
Чтобы вставить пропущенный символ, достаточно нажать на клавишу с этим символом, и ошибка будет исправлена. Все символы нашего текста, стоящие после вставленного символа, автоматически сдвинутся вправо.
Удаление символа
Удалить лишний символ можно двумя способами:
- Курсор стоит слева от того символа, который нужно удалить. В этом случае нужно воспользоваться клавишей Delete. Эта клавиша удаляет символ справа от курсора, текст после курсора автоматически сдвигается влево.
- Курсор стоит справа от того символа, который нужно удалить. В этом случае нужно воспользоваться клавишей BS. Эта клавиша удаляет символ слева от курсора, текст вместе с курсором автоматически сдвигается влево.
Замена символа
Для того чтобы заменить символ, сначала удаляем неверный символ, а затем вставляем верный, т.е. замена сводится к удалению и вставке.
Способы редактирования текста:
Delete |
удаление символа справа от курсора |
Backspace () |
удаление символа слева от курсора |
Enter (внутри строки) |
разбивка строки на две |
Enter (начале строки) |
вставка пустой строки |
Delete (за последним символом) |
склейка двух строк |
Delete (на пустой строке) |
удаление пустой строки |
с помощью клавиатуры установить курсор мыши в нужное место документа: |
|
на один символ влево, вверх, |
|
Ноте |
в начало -------строки |
End |
в конец ---------строки |
Ctrl + |
на слово ---------вперед |
Ctrl + |
на слово ----------назад |
Ctrl + Home |
в начало ---------документа |
Ctrl + End |
в конец -----------документа |
Shift+буква |
Ввод заглавной буквы |
Enter |
Конец абзаца |
Caps Lock |
Ввод текста заглавными буквами |
Вернулись за рабочие места, физминутка.
Какие ошибки вы научились исправлять? Как это делать? Что вы научились выполнять?
Давайте прочитаем наш отредактированный текст полностью.
Все равно с моим компьютером что-то случилось, потому что текст имел название, а сейчас нет. Какое название можно придумать нашему тексту? А в чем заключаются правила поведения в кабинете?...
Молодцы, знаете правила поведения. Сегодня хорошо поработали, и правило поведения повторили, и ошибки в текстовом процессоре научились исправлять. А какие ошибки?
Проверим, как вы это запомнили. Открыли тетради. Карточки №3. Прочитали задание. Что означает каждая ошибка? Выполнили задание. Проверили (исправили ошибки). Выполняем второе задание, исправляя ошибки.
Ещё раз повторим: Как удалить лишний символ? (презентация)
Как вставить пропущенный символ? Как разбить слово на две части?
Молодцы, научились редактировать текст. Что бы не забыть, как это выполнять в сою тетрадь вложите таблицу, которая называется способы редактирования текста.
Хорошо, а теперь такое задание.
«Коррекционная работа на уровне буквы». - Устно
Основная задача – развитие звукового (фонематического) анализа и синтеза.
Работа с заданиями, предложенными здесь, напоминает работу с перфокартами: в текст заданий ребенок должен впечатать буквы, слоги, слова-паронимы. В данный момент задания включают лишь наиболее часто смешиваемые пары букв.
Перед вами слова. Уберите в каждом слове одну согласную так, чтобы получилось новое слово (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).
Вставьте в каждое слово одну букву так, чтобы получилось новое слово (дар, стол, клад, оса).
Молодцы, справились с заданием. Мы сейчас с вами изменяли слова, следовательно, изменяли текст, то есть занимались редактирование текста. Так что это такое? А что можно редактировать?
VI. Итог урока.
Мы с вами научились выполнять второй этап работы с текстовым документом, а на следующем уроке будем изучать третий этап работы с текстовыми документами это Форматирование.
Поэтому домашнее задание такое: на стр. 79-80 прочитать текст и подчеркнуть карандашом в учебнике ответ на вопрос: Что такое форматирование текста?
И дома отредактировать выданный текст. А что значить его отредактировать?
Открыли дневники, записали домашнее задание.
Дневники не закрываем, поработаем с листами – самооценки.
Сложили все баллы. Записали в итого.
Если у вас получилась 13-15 балов оценка 5, 12–10 баллов – оценка 4, 9–5 баллов – оценка – 3. менее 5 – оценка – 2. Выставили оценки в дневник. У кого 5? 4? 3?
Молодцы, хорошо поработали на уроке. Урок окончен.
Список литературы:
- Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 7 класса. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
- Оценка качества подготовки выпускника основной школы по информатике. М., Дрофа, 2002 г.