Правописание безударных гласных в корне слова

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • формирование умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции;
  • уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки;
  • осуществление межпредметных связей;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие операций мышления, памяти, воображения, речи;
  • создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма;
  • воспитание аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма.

Оборудование:

  • презентация к уроку (приложение);
  • имитация табло для показа счёта игры;
  • индивидуальные карточки для выполнения самостоятельной работы;
  • «чёрный ящик»;
  • плакат «Правописание безударных гласных в корне слова»;
  • мишень настроения.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. Эмоциональный настрой. (Слайд 1).

Учитель: Сегодня на уроке мы проведём игру «Что? Где? Когда?» (Слайд 2).

– Как называются участника этой игры?

Дети: Знатоки.

Учитель: Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Для этого нам нужны такие качества, как: знание, понимание, интерес, реакция. (Слайд 3).

Роль ведущего в этой игре буду исполнять я, а задания вам приготовили сказочные персонажи.

Раунд 1. Разминка.

Угадайте, от кого пришло это письмо? (От Буратино, Слайд 4).

Запишите в столбик только безударные гласные, которые надо запомнить в следующих словах: (один ученик работает у доски, остальные самостоятельно).

вокзал

 

 

 

собака

характер

 

 

 

погода

баран

 

 

 

комната

тетрадь

 

 

 

квартира

сапог

 

 

 

дельфин

(Слайд 5).

Взаимопроверка.

Учитель: Испытание вы выдержали достойно. 1:0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло).

2. Постановка проблемы.

Раунд 2. Итак, уважаемые знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Следующее письмо от … (Бабы-яги, Слайд 6).

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти.

Собрались ребята вечером. «Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт».

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был длинный деревянный меч. Ребята расстроились, что в футбол поиграть не удастся. Почему так получилось? (Слайд 7).

Дети: Дима допустил ошибку в своей записке.

Учитель: Какое правило не знал Дима?

Дети: Правило о правописании безударных гласных в корне.

Учитель: Кто же  мне скажет тему нашей игры?

Дети: Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова. (Слайд 8).

Учитель: Давайте повторим алгоритм правописания безударных гласных в корне слова. (Работа с плакатом).

Учитель: Помогите Диме исправить его ошибку.

Дети: Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет в сильной позиции, т.е. под ударением: с мячом – мяч, мячик.

Учитель: Запишите предложение в тетрадь, выделите корень, подчеркните орфограмму, подберите проверочное слово. (Один ученик работает у доски).

Взаимопроверка.

Учитель: Все ли гласные в слабой позиции требуют проверки? Назовите их. Испытание вы выдержали достойно. 2:0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло).

2. Актуализация знаний.

Раунд 3. Следующее задание от … (Вини-Пуха, Слайд 9).

Учитель: Откройте учебник на с. 77 упр.104.

Прочитайте слова. Однокоренные ли эти слова? Почему? Как вы их  понимаете? Прочитайте о значении двух последних слов в толковом словаре (с. 144).

Запишите слова в тетрадь, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

В каких словах в корне есть два безударных гласных?

Каким словом проверим первую безударную гласную?

Вторую гласную? (Проверка на слайде 10).

Учитель: Испытание вы выдержали успешно. 3 : 0 в пользу Знатоков! (Счёт устанавливается на табло).

Учитель: Следующее письмо прислала нам (Красная шапочка, Слайд 11).

Она предлагает вам отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз.

Динамическая пауза. Гимнастика для глаз. (Слайд 12).

Раунд 4. Это письмо вам прислала … (Русалочка, Слайд 13).

Учитель: Внимание! «Чёрный ящик!» Отгадайте загадку. (Слайд 14).

Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут.
Идут, а с места не сдвинуться.

Дети: Часы.

Учитель: Проверим. (Достаёт из ящика часы).

Молодцы! Счёт в пользу Знатоков 4:0! (Счёт устанавливается на табло).

Какие это часы?

Дети: Механические.

Учитель: А какие ещё бывают часы?

Дети: Электронные, песочные, солнечные…

Учитель: Какая орфограмма есть в слове часы?

Дети: Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Учитель: Запишите отгаданное слово и ряд родственных слов, подчеркните слово, которое будет проверочным для всех остальных. (Дети записывают, один ученик работает у доски).

Взаимопроверка.

Раунд 5. А это письмо вам прислала … (Царевна-лягушка, Слайд 15).

Работа в группах. (Слайд 16).

Постарайтесь за 2 минуты придумать как можно больше слов с безударной гласной, которую можно проверить.

Проверка. По одному представителю от каждой группы. (Зачитывают слова вместе с проверочными).

Учитель: Молодцы! Счёт в пользу Знатоков 5 : 0! (Счёт устанавливается на табло).

Раунд 6. Задание прислала … (Золушка, Слайд 17).

Следует установить соответствие. Приглашается 1 участник из команды Знатоков. (Слайд 18).

(Комментированное письмо. Дети называют проверочные слова к данным, записывают на доске и в тетради).

стр_на

 

 

 

и

м_сты

 

 

 

е

п_сьмо

 

 

 

а

з_мля

 

 

 

я

п_тно

 

 

 

о

Учитель: Молодцы! Счёт 6:0 в пользу Знатоков! (Счёт устанавливается на табло).

На этом наша игра заканчивается. Я попрошу вас всех пройти к мишени настроения.

С каким настроением вы уходите с урока?

Прикрепите магнитики на мишень в зависимости от того, как вы поработали: Радостное настроение – магнитики в центре мишени; спокойное настроение – внутренний круг; печальное – внешний круг.

Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей, Благодарю всех за работу!