Цели и задачи:
- формирование умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции;
- уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки;
- осуществление межпредметных связей;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие операций мышления, памяти, воображения, речи;
- создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма;
- воспитание аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма.
Оборудование:
- презентация к уроку (приложение);
- имитация табло для показа счёта игры;
- индивидуальные карточки для выполнения самостоятельной работы;
- «чёрный ящик»;
- плакат «Правописание безударных гласных в корне слова»;
- мишень настроения.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. Эмоциональный настрой. (Слайд 1).
Учитель: Сегодня на уроке мы проведём игру «Что? Где? Когда?» (Слайд 2).
– Как называются участника этой игры?
Дети: Знатоки.
Учитель: Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Для этого нам нужны такие качества, как: знание, понимание, интерес, реакция. (Слайд 3).
Роль ведущего в этой игре буду исполнять я, а задания вам приготовили сказочные персонажи.
Раунд 1. Разминка.
Угадайте, от кого пришло это письмо? (От Буратино, Слайд 4).
Запишите в столбик только безударные гласные, которые надо запомнить в следующих словах: (один ученик работает у доски, остальные самостоятельно).
вокзал |
|
|
|
собака |
характер |
|
|
|
погода |
баран |
|
|
|
комната |
тетрадь |
|
|
|
квартира |
сапог |
|
|
|
дельфин |
(Слайд 5).
Взаимопроверка.
Учитель: Испытание вы выдержали достойно. 1:0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло).
2. Постановка проблемы.
Раунд 2. Итак, уважаемые знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Следующее письмо от … (Бабы-яги, Слайд 6).
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти.
Собрались ребята вечером. «Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт».
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был длинный деревянный меч. Ребята расстроились, что в футбол поиграть не удастся. Почему так получилось? (Слайд 7).
Дети: Дима допустил ошибку в своей записке.
Учитель: Какое правило не знал Дима?
Дети: Правило о правописании безударных гласных в корне.
Учитель: Кто же мне скажет тему нашей игры?
Дети: Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова. (Слайд 8).
Учитель: Давайте повторим алгоритм правописания безударных гласных в корне слова. (Работа с плакатом).
Учитель: Помогите Диме исправить его ошибку.
Дети: Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет в сильной позиции, т.е. под ударением: с мячом – мяч, мячик.
Учитель: Запишите предложение в тетрадь, выделите корень, подчеркните орфограмму, подберите проверочное слово. (Один ученик работает у доски).
Взаимопроверка.
Учитель: Все ли гласные в слабой позиции требуют проверки? Назовите их. Испытание вы выдержали достойно. 2:0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло).
2. Актуализация знаний.
Раунд 3. Следующее задание от … (Вини-Пуха, Слайд 9).
Учитель: Откройте учебник на с. 77 упр.104.
Прочитайте слова. Однокоренные ли эти слова? Почему? Как вы их понимаете? Прочитайте о значении двух последних слов в толковом словаре (с. 144).
Запишите слова в тетрадь, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
В каких словах в корне есть два безударных гласных?
Каким словом проверим первую безударную гласную?
Вторую гласную? (Проверка на слайде 10).
Учитель: Испытание вы выдержали успешно. 3 : 0 в пользу Знатоков! (Счёт устанавливается на табло).
Учитель: Следующее письмо прислала нам … (Красная шапочка, Слайд 11).
Она предлагает вам отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз.
Динамическая пауза. Гимнастика для глаз. (Слайд 12).
Раунд 4. Это письмо вам прислала … (Русалочка, Слайд 13).
Учитель: Внимание! «Чёрный ящик!» Отгадайте загадку. (Слайд 14).
Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут.
Идут, а с места не сдвинуться.
Дети: Часы.
Учитель: Проверим. (Достаёт из ящика часы).
Молодцы! Счёт в пользу Знатоков 4:0! (Счёт устанавливается на табло).
Какие это часы?
Дети: Механические.
Учитель: А какие ещё бывают часы?
Дети: Электронные, песочные, солнечные…
Учитель: Какая орфограмма есть в слове часы?
Дети: Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Учитель: Запишите отгаданное слово и ряд родственных слов, подчеркните слово, которое будет проверочным для всех остальных. (Дети записывают, один ученик работает у доски).
Взаимопроверка.
Раунд 5. А это письмо вам прислала … (Царевна-лягушка, Слайд 15).
Работа в группах. (Слайд 16).
Постарайтесь за 2 минуты придумать как можно больше слов с безударной гласной, которую можно проверить.
Проверка. По одному представителю от каждой группы. (Зачитывают слова вместе с проверочными).
Учитель: Молодцы! Счёт в пользу Знатоков 5 : 0! (Счёт устанавливается на табло).
Раунд 6. Задание прислала … (Золушка, Слайд 17).
Следует установить соответствие. Приглашается 1 участник из команды Знатоков. (Слайд 18).
(Комментированное письмо. Дети называют проверочные слова к данным, записывают на доске и в тетради).
стр_на |
|
|
|
и |
м_сты |
|
|
|
е |
п_сьмо |
|
|
|
а |
з_мля |
|
|
|
я |
п_тно |
|
|
|
о |
Учитель: Молодцы! Счёт 6:0 в пользу Знатоков! (Счёт устанавливается на табло).
На этом наша игра заканчивается. Я попрошу вас всех пройти к мишени настроения.
С каким настроением вы уходите с урока?
Прикрепите магнитики на мишень в зависимости от того, как вы поработали: Радостное настроение – магнитики в центре мишени; спокойное настроение – внутренний круг; печальное – внешний круг.
Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей, Благодарю всех за работу!