Классный час "В мире права"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Расширить знания о правах человека, обязанностях. Определить какие различия существуют между правами и обязанностями детей и взрослых.

Подготовительная работа: видеосюжеты (см. приложение 1, приложение 2) , презентация Microsoft Power Point (см. приложение 3).

Оборудование: видеопроектор, бумага, фломастеры, клей.

Ход занятия

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правах человека и конечно же об обязанностях. На одном из классных часов мы уже начали разговор о том, что нет прав без обязанностей и сегодня этот разговор мы продолжим.

В это время слайд на экране:

Слайд №1«Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека» (Приложение 3)

Ведущий 1: Права человека. А что это такое?

Ведущий 2: Готовясь к классному часу, мы задали этот вопрос ребятам нашей школы, учителям. Давайте посмотрим, что получилось и какие ответы мы услышали.

(Приложение 1)

Сценарий фильма 1

В классе сидят дети, они задумались.

Входит мальчик Саша и говорит: «А чё это вы тут делаете?»

Девочка Маша с места, из-за парты отвечает: «Татьяна Ивановна дала задание подготовиться к классному часу. Надо знать «Что такое права человека».

Саша: «У нас в школе 1200 учеников, неужели никто не подскажет?»

Другой мальчик с места вскочил из-за парты и говорит: «Так у нас есть в классе корреспонденты. Вот вы, ребята, точно сможете взять интервью не только у ребят, но и у взрослых. А мы пока в шахматы поиграем…» В это время все достают сотовые телефоны и начинают играть…

Корреспонденты пошли выполнять задание. В коридоре один из корреспондентов Алеша спрашивает у ребят: «У кого спрашивать будем?» Девочка Аня отвечает: Давай сначала у старшеклассников спросим, а потом и у взрослых можно спросить». Третий мальчик Женя говорит реплику: «Так что же это такое «права человека».

1-й старшеклассник: «Права человека – ограничивают власть государства над человеком».

2-й старшеклассник: «Права человека нельзя купить, заработать, получить в наследство, потому, что они присущи каждому человеку, независимо от цвета кожи, религии, национального и социального положения».

Педагог: «Права человека предоставляют свободы гражданам в отношениях с государством и требуют от государства удовлетворения основных потребностей своих граждан».

Социальный педагог: «А мне хотелось бы. Чтобы вы знали о правах ребенка. Права ребенка – права человека, не достигшего совершеннолетия. Дети имеют особые права, связанные с их возрастом, положением в семье. Правам ребенка посвящены специальные международные документы: Декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка».

Классный руководитель: а как вы поняли, ребята, что же такое права человека?

(Высказывания детей).

Ведущий 1 (после просмотра сюжета): У нас в школе работает школьный инспектор – Наталья Валерьевна. И сегодня мы просим ее рассказать о правах, правах детей. И вообще отличаются ли права детей от прав взрослых.

В это время слайд

Слайд №2 «Права – охраняемая государством, узаконенная свобода, возможность что-либо делать, не запрещенная законом».

  1. Правоспособность (Слайд №3);
  2. Права с рождения (Слайд №4);
  3. Права с 6 лет; 8; 11 лет (Слайды №5–7);
  4. Чем отличаются права детей от прав взрослых;
  5. Права с 14 лет; (Слайд №8);
  6. Об обязанностях (Слайд №9).

Ваши права не могут быть нарушены лишь в том случае, если вы выполняете в полном объеме свои обязанности.

Ведущий 2: Да-да Наталья Валерьевна, мы часто забываем про свои обязанности. Вот посмотрите сюжет из нашей жизни.

Просмотр сюжета (см. приложение 2).

Сценарий фильма 2

«Олег, почему у тебя синяк под глазом?» — спро­сила Татьяна Ивановна, когда класс наконец-то утихо­мирился после бурно проведённой перемены. Вооб­ще-то она знала, откуда берутся синяки, но спросить и поругать всё равно было нужно. Конечно, маль­чишки всех времён и народов иногда дерутся, но взрослые всех времён и народов знают, что драка драке рознь. Иногда безобид­ная вроде бы драка может искалечить человека на всю жизнь – можно ос­таться без глаза, например. «Олег, что же ты молчишь?» Олег хотел сначала соврать, что стукнулся о дверь, потому что очень торопился на урок, но потом выпрямился и сказал гордо: «Потому что я дрался! Я имею право защищать свою честь и до­стоинство! Вот! Сами научили!»

Татьяна Ивановна покачала головой. Ох, и верно, права-то они все хоро­шо усвоили и теперь вовсю этим пользуются.

«Так-так», – сказала она. — «С правами у нас, как я погляжу, всё в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. Обязанности-то у вас есть?»

«Чур, у меня только права», – быстро сказал Олег. «Документ, который мы изучали, называется «Конвенция о правах ребенка», а не «Конвенция прав и обязанностей». Значит, обязанностей у нас нет».

«Это у кого как», — вздохнула Марина. — «У меня их – целая гора. Мусор вынеси, в магазин сбегай, рыбку и хомячка накорми, у попугая клетку вычисти, Иринку в школу искусств отведи…»

«Это не те обязанности», — возразил Олег. – «Про Иринку и хомячка в документах не написано, значит, можно не выполнять».

«Просто ты, Олег, ещё не все документы читал», – улыбнулась Татьяна Ивановна. – Главный закон на­шей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то про обязанности и написа­но. По Конституции ты, Олег, обязан соблюдать все законы, платить налоги, охранять природу, защищать Отечество, заботиться о родителях и детях, получить образование, беречь историческое и культурное наследие».

«Это все я?» – с ужасом спросил Олег. – «Какое наследие? Наследство, что ли? Так у меня, его нет, а то бы я сберёг. Нет, мне Конвенция о правах ребёнка больше нравится».

«Да», – согласилась Марина. « Про права как-то веселее написано. А про обязанности читаешь, и так грустно делается...»

Классный руководитель: обязанность, как вы это поняли?

(Высказывания детей).

После высказываний слайд.

Слайд №10 «Обязанность – это моральное или юридическое обязательство действовать или воздержаться действия в соответствии с предписанием закона. Человек или государство может быть привлечено к ответственности за неисполнение определенной обязанности».

Ведущий 1: Права личности и обязанности гражданина неразделимы – это две стороны нашей жизни.

Классный руководитель: Мы получили много информации о правах и обязанностях. И теперь мне хотелось бы убедиться – всё ли удалось уяснить. Давайте сейчас попробуем собрать две необыкновенные ромашки. «Сердцевинки» ромашки у меня тоже необыкновенные – первая «права», вторая «обязанности», а вы соберите «лепестки». Наши ведущие и будут капитанами команд. Капитаны – у вас есть право выбрать себе команду. Каждый капитан зовет одного из детей из класса в свою команду. Тот ученик, который вышел – приглашает следующего и т.д.

По окончании работы в группах – командах, капитаны представляют свою «ромашку». Желательно, чтобы каждый член команды проговорил по одному «лепестку».

Рефлексия: Что для тебя было интересного, полезного на этом классном часе или в его подготовке?

(Высказывание детей).

Классный руководитель: Душа поёт от того, как хорошо вы теперь у меня знаете права и обязанности.

Ведущий 1: Татьяна Ивановна – это не только ваша душа поет, но и Анина скрипка (играет девочка на скрипке мажорную мелодию).

Приложение 4