Актуальность и содержание проблемы
В предполагаемом проекте реализуется школьная инновационная программа, направленная на реализацию одного из ведущих направлений Программы развития МОУ СОШ № 14 до 2010 года, решающая задачу внедрения и развития информационных технологий в системе школьного образования.
Основная идея проекта
Развитие образовательно-информационной среды школы, основанной на новейших инфотехнологиях, максимально содействующих социализации обучающихся, развитию возможностей системы образования, интеграции всех субъектов образования в единое информационное пространство.
Нормативно-правовая база
- Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 1996–2008 гг.);
- Приказ Министерства образования России от 11.02.2002 N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
- Приказ Министерства образования России от 10.02.2004 N 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации»;
- Региональная целевая программа «Развитие образования Мурманской области на 2006- 2010 годы» (в ред. Постановления Правительства Мурманской области от 28.06.05 № 255- ПП/8);
- Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы»
SWOT-анализ
I. Информационно-техническое обеспечение(характеристика)
II. «Сильные стороны»:
- обученные в области ИКТ педагоги школы
- педагоги с опытом разработки и проведения медиауроков;
- введена информатика, как отдельный курс в рамках основной школы (7-9 класс);
- введены элективные курсы и факультативы по информатике и ИКТ;
- участие педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах.
III. «Слабые стороны»:
- низкая информационная культура родителей обучающихся;
- недостаточный уровень технической оснащенности школы современными ИКТ средствами;
- недостаточное использование средств ИКТ для управленческих целей;
- невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
- нехватка специалистов в области информатизации;
- проблемы интеграции ИКТ с учебными предметами.
В связи с вышеизложенным для реализации программы нам необходимо решить следующие подготовительные задачи:
- Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИКТ подавляющего большинства педагогов.
- Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей школы.
- Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные инфопродукты.
IV. Анализ уровня готовности участников образовательного процесса к внедрению ИКТ в УВП
Основные цели и задачи проекта:
Цель: СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
Задачи:
- образовательные:
- освоение и использование ИКТ обучающимися и учителями- предметниками;
- внедрение ИКТ в УВП;
- обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к школьным информационным ресурсам;
- управленческие:
- формирование нормативной базы;
- разработка программы создания и развития единого информационного пространства;
- автоматизация документооборота всех участников образовательного процесса;
- создание эффективной образовательной программы школы на основе применения ИКТ;
- кадрово-методические:
- обеспечение оперативного доступа педагогических кадров к научно-методической информации;
- повышение профессиональной компетенции администрации и педагогических кадров школы в области ИКТ;
- проведение компьютерного всеобуча среди педагогических работников;
- материально-технические:
- техническое оснащение школы;
- обновление имеющегося компьютерного парка школы с учётом данной программы.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ИНФОРМАЦИОНАЯ ШКОЛА»
1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап: подготовительный: 2007-08 уч.год.
Цель: Создать единое информационное пространство.
Задачи: Обновление и пополнение компьютерного парка школы, установка соответствующего стандартам программного обеспечения, создание школьной локальной сети.
II этап: внедренческий: 2008-09 уч.год.
Цель: Автоматизация УВП.
Задачи: Автоматизация управления школой и документооборота, расширение школьной локальной сети, создание медиа - класса.
III этап: аналитический- 2009-2010 уч.год.
Цель: Использовать возможности информационного пространства школы как способа повышения качества образования.
Задачи: Реализация ИКТ через сеть специализированных кабинетов; создание школьной медиатеки; создание сети дополнительного образования на базе школьной информационной среды; содержательная корректировка образовательных программ; создание и продуктивное функционирование информационного центра как неотъемлемой части образовательного пространства школы.
2. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация проекта будет содействовать использованию Интернет-технологий в рамках формирования единой информационной, социо-культурной образовательной среды школы, стимулировать использование ИКТ в организации учебно- воспитательного процесса, предоставит дополнительные возможности для развития талантливой творческой молодежи, содержательной корректировке образовательной программы школы, учитывающей возможности эффективного взаимодействия обучающихся, педагогов и администрации с ИКТ и информационным обществом, росту качества образования, повысит возможности всех участников образовательного процесса в использовании Интернет-ресурсов.
3. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из четырех крупных направлений в работе, которые включают в себя комплекс мероприятий.
Информатизация управления, где необходимо решить задачи:
- Создание локальной административной сети школы;
- Обеспечение всех компьютеров административной сети специальным программным обеспечением;
- Техническое и методическое оснащение школьной медиатеки;
- Создание банка данных по различным направлениям.
Совершенствование курса информатики, где необходимо:
- Разработать программу непрерывного курса информатики;
- Систематически повышать учителям информатики свой профессиональный уровень;
- Проводить разнообразные внеклассные мероприятия по информатике.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс предусматривает:
- Курсовую подготовку учителей-предметников для работы на компьютерах;
- формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся;
- Проведение учителями-предметниками компьютерных уроков;
- Использование электронных учебников по предметам школьного курса;
- Создание школьного образовательного сервера с различной информацией для учителей и учащихся;
- Компьютерные тестирования учащихся.
Технология открытого образования необходима для решения задач:
- Дистанционное дополнительное образование учителей и учащихся;
- Участие учителей в дистанционных семинарах, педагогических советах, конференциях;
- Участие учащихся в сетевых образовательных проектах.
4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок |
Мероприятие |
Исполнители |
Ресурсы |
Показатели реализации |
2006–2008 гг. |
Внедрение непрерывного курса информатики и ИКТ с 7 по 11 класс |
Директор школы |
Наличие современных компьютерных классов, подготовленные специалисты |
Анализ учебного плана, анализ учебных программ |
2006–2008гг. |
Обучение учителей ИКТ |
Директор школы, МО |
МОИПКРО, ПГУ, ОЛАиМР, кабинет информатики |
Использование ИКТ в учебном процессе |
2007–2008 гг. |
Создание общешкольной локальной сети |
Директор школы, заместитель директора по АХЧ |
Средства бюджета, привлечение спонсорских средств |
Обеспечение оперативных информационных связей |
2008 г |
Оборудование медиа-класса |
Директор |
Компьютер в сети, мультимедийный проектор, доска, сканер, принтер, |
Повышение качества обучения |
2007-2008 гг. |
Создание школьного сайта |
Зам. дир., отв.за информатизацию |
Сервер, модем, выход в Интернет |
Расширение инфопространства школы |
2007-2008 |
Обобщение опыта в «Сети творческих учителей» |
Л.Г.Масько- учитель начальных классов |
Интернет |
Сертификаты, персональный профиль в Сети |
2008–2009 г.г. |
Разработка электронного каталога, имеющихся в ОУ образовательных информационных ресурсов |
Учителя информатики, библиотекари |
Медиатека |
Внедрение информационных технологий в УП |
2008–2009 г.г. |
Информатизация деятельности администрации школы |
Директор школы, заместитель директора по УВР |
Наличие компьютеров и программ АСУ |
Высвобождение временных ресурсов |
2006–2007 г.г. |
Утверждение квалификационных требований к уровню владения ИКТ |
Аттестационная комиссия |
Квалификационные требования по должности «Учитель» |
Аттестация учителей |
2008–2009г.г. |
Создание электронной библиотеки исследовательских работ учащихся и педагогов |
Заместитель директора школы по УВР |
Выход в Интернет, сайт школы |
Аттестация обучающихся и учителей |
2008 г. |
Размещение на сайте школы публичного доклада |
Участники ШИП, заместитель директора по ВР |
Наличие электронной почты у обучающихся |
Обеспечение оперативной связи |
2008 г. |
Организация дистанционной психологической помощи семье и ученику на сайте школы |
Заместитель директора школы по УВР |
Наличие компьютеров у учащихся, выход в Интернет |
Проведение компьютерного всеобуча для родителей |
2007 г. |
Обеспечение лицензионными и сертифицированными программными продуктами |
Директор школы, учителя предметники |
Средства федерального бюджета, привлечение спонсорских средств |
Внедрение информационных технологий в учебный процесс |
2008 г. |
Использование телекоммуникаций в учебном процессе |
Учителя-предметники |
Кабинет информатики, медиа-кабинет предметника, электронные учебники, программы |
График проведения уроков в компьютерном кабинете и медиа- кабинете предметника |
2007–2008 г. |
Публикация на сайте школы теоретических материалов и практических результатов деятельности учащихся и учителей школы. |
Директор школы, учителя информатики |
Выход в Интернет, учителя информатики |
Анализ работы школы |
5. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В 2006–2008 ГОДАХ
№ п/п |
Показатель реализации |
2006–2007 уч. год |
2007–2008 уч. год |
1 |
Увеличение компьютерного парка |
+ 13(всего: 42) |
+6(всего: 48) |
|
Обеспечение лицензионными и сертифицированными программными продуктами |
- |
100% |
2 |
Создание общешкольной локальной сети |
В сети: 16 компьютеров |
В сети: 26 компьютеров; Подключение «КМ-школы». |
3 |
Создание школьного сайта |
- |
www.scool14monch.ukoz.ru |
4 |
Обучение учителей ИКТ |
+15(всего 46.5%) |
+2(всего 48.2%) |
5 |
Внедрение непрерывного курса информатики и ИКТ с 7 по 11 класс |
7, 10-11 классы |
7-8, 10-11 классы |