Цель занятия: воспитание таких нравственных качеств как умение дружить и беречь дружбу.
Задачи:
- определить принципы (правила) жизнедеятельности между друзьями;
- развивать коммуникативные возможности учащихся;
- формировать умение аргументировать свою точку зрения;
- расширить словарный запас детей через определение личностных характеристик человека;
- развивать умение решать проблемные ситуации, анализировать поступки.
Оборудование: ТСО (аудиомагнитофон, телевизор, DVD-плеер), доска, толковый словарь, пословицы напечатаны на листочках, листочки с названием качеств человека, листы с определениями качеств, карточки в конвертах с записью проблемных ситуаций, листочки с нарисованными рожицами, книга Хаткиной М. А. «Весёлые уроки кота Этикета»
Оформление доски:
Друг познаётся
лучше новых двух Друга ищи, в беде Дружба дороже а найдёшь – береги Старый друг денег |
Кто может быть настоящим другом? | Правила дружбы |
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
1. Игра приветствие-кричалка «Привет»
Учитель:
– Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему …
Дети:
– Привет!
Учитель:
– С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой …
Дети:
– Привет!
Учитель:
– При встрече через много лет вы крикнете
друзьям …
Дети:
– Привет!
Учитель:
– И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …
Дети:
– Привет!
Учитель:
– И вы запомните совет: дарите всем друзьям …
Дети:
– Привет!
Учитель:
– Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем
мы…
Дети:
– Привет!
2. Минутка радости:
Учитель:
– Возьмёмся за руки, пожмём друг другу руки и
поделимся своей радостью.
II. Постановка темы и задач занятия
На доске написаны вразброс части пословиц, дети должны их соединить и прочитать получившиеся. По желанию объяснить их смысл.
– На какую тему эти пословицы?
– Как вы думаете, на какие вопросы будем искать
ответы, что важно для нас знать и уметь?
– Выясним, что такое дружба. Кто может считаться
настоящим другом.
III. Актуализация опорных знаний:
1. Беседа:
– Что такое дружба?
2. Работа с толковым словарём
Дети смотрят в толковом словаре значение слова «дружба».
– Певец С. Адамо считал: «Дружба – это
дополнение одного человека другим. Это полное
понимание друг друга и умом, и душой. В дружбе
важно: если вы хотите побыть в одиночестве, друг
должен понять вас и уйти, исчезнуть на время.»
– Как понимаете выражение «дополнение одного
человека другим»?
– Как научиться дружить?
3. Игра «Незаконченное предложение»
– Закончите предложение «Друг – это тот, кто…»
Каждый высказывает своё мнение.
IV. Работа над темой урока
1. Групповая работа над составлением портрета настоящего друга
На парте у каждой группы находится набор
листочков, на которых записаны качества
человека, как положительные, так и отрицательные.
Дети обсуждают и определяют, какие из них
относятся к настоящему другу. Выбранные листы
прикрепляются к доске. Все рассматривают
получившийся «портрет», и обсуждают участники
обеих групп, согласны ли они с выбором тех
качеств, которые выбрала другая группа.
У каждой группы также имеется словарик,
составленный учителем, на котором записано
определение каждого качества. (Приложение
1)
– Какие новые слова встретились? Что они
обозначают?
– Какие ещё добавите качества?
2. Решение проблемных ситуаций в группах
Группы вытягивают листочки, на которых записаны проблемные ситуации, обсуждают их и оглашают своё решение:
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
- Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
- Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
3. Исполнение под караоке «Песенка друзей» с выполнением танцевальных движений (дети заранее готовятся, это было их домашнее задание)
4. Анализ ситуации
Чтение учеником рассказа «Сплетницы» из книги Хаткиной М.А. «Весёлые уроки кота Этикета» (Приложение 2).
– Как поступили друзья по отношению друг к
другу?
– Какие выводы можно сделать? (Если тебе
доверили тайну, не рассказывай её никому. Так
поступают настоящие друзья. Не сплетничай. Не
передавай всякие гадости ни о друзьях, ни о
знакомых, ни о незнакомых. Не хочешь, чтобы о тебе
распространяли сплетни – и сам держи язык за
зубами.)
5. Тест «Какой ты друг» (Приложение 3)
– Вы будите отвечать на вопросы, ответы никто смотреть не будет, поэтому отвечайте честно и сделайте для себя вывод.
6. Составление памятки в группах «Правила дружбы»
Прикрепляются на доску, в течение недели дополняются и оформляются в уголок класса.
V. Итог занятия
– Какое значение имеет это занятие, как поможет в жизни, есть ли над чем задуматься?
VI. Рефлексия
– Выразите ваше настроение с помощью условных значков.
Ребята прикрепляют к доске картинки с весёлой или грустной рожицей.