Триединая цели:
- Образовательные:
- продолжить расширять представления детей об осени;
- научить детей составлять описательный рассказ по сделанной картине.
- Развивающие:
- совершенствовать грамматический строй речи;
- продолжить развивать мелкую моторику рук.
- Воспитательные:
- воспитывать в детях начало экологической культуры;
- формировать навыки сотрудничества.
Материал к занятию:
- Магнитофон.
- Кассета с музыкой из серии: «Осень»
- Подготовленная воспитателями картина «Осенний лес» с элементами «бисероплетения» и «оригами».
- По количеству детей: клей, салфетки, бумага, набор бисера, проволока, пуговицы.
- Костюм для воспитателя «Лесовичок».
- Размещение столов на 2 команды: «Листопад», «Муравьи».
- Индивидуальные значки для детей: «Листопад», «Муравьи».
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулках за изменениями животного и растительного мира в природе.
- Сбор осенних листьев.
- Закрепление умения детей определять вид дерева по стволу и листве.
- Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, стихотворений и загадок об осени, деревьев, насекомых.
- Игры на данную тематику.
Словарная работа:
1. Листопад, кленовый, рябиновый, дубовый, ствол,
крона.
2. Муравей, муравейник, кузнечик, оса, пчела,
бабочка, стрекоза.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I часть
Воспитатель входит в группу со шнуром в руках, приглашает детей на занятие, предлагает им взяться за узелки на веревочке и пройти вслед. Дети проходят на ковер, выстраиваются в круг, протягивают шнур через руки, держась за узелки и произнося текст.
Воспитатель («Лесовичок»):
Течет среди елок лесная речушка,
Журчит и торопится к светлой опушке.
Несется по камушкам весело речка,
А мы из веревочки свяжем колечко.
«Лесовичок» предлагает детям связать концы веревки и уложить кольцо из веревки на ковер.
«Лесовичок»: Лесная речка привела нас на опушку осеннего леса. Пройдите к стульчикам, представьте, что это пенечки, садитесь.
«Лесовичок»:
Я в городе большом
Сегодня заблудился,
Поэтому с визитом
Немного припозднился!
Я пришел вас навестить,
В гости в лес вас пригласить-
В таинственное царство,
В лесное государство!
Очень богатое царство мое,
Несет красоту, и добро, и тепло!
Мой волшебный, мудрый лес
Полон сказок и чудес!
– Вы хотите попасть в волшебный, сказочный лес? (Да)
II часть
«Лесовичок» предлагает дошкольникам загадки:
Есть главные жители в царстве моем.
А как же мы жителей этих зовем? (Деревья)
А царство мое как называется? (Лес)
Вот деревья здесь стоят
И листвою шевелят.
Ручьи мелкие текут
Кто немного помолчит,
Для тех лес вдруг зазвучит (Музыка)
Беседа о деревьях:
– Царство мое – лес, в нем много деревьев. Что
вы знаете о них? Что такое дерево? (Дерево самое
большое растение
– Назовите его части (Корни, ствол, ветки и
листья – крона)
– Как вы думаете, дерево живое? (Да)
– Почему? (Оно растет, питается, у него
появляются детки побеги)
– А кто еще живет в лесу? (Звери, птицы,
насекомые)
– Да звери, птицы, насекомые – они все живые. Чем
же отличаются деревья, от зверей, птиц, насекомых?
(Деревья молчат и не могут двигаться).
– Когда наступает осень, вся живая и неживая
природа готовится к зиме. Что же происходит в
природе? (Желтеют и опадают листья, животные
меняют летний мех на зимний, птицы улетают на юг.
Люди одеваются в теплую одежду. Осенью часто идут
холодные дожди, дни становятся короче, ночи
длиннее...)
III часть. Работа с картиной
«Лесовичок»: Перед вами картина, на
которой изображены одни стволы. Дети! Вы сможете
узнать по стволу дерево? (Да)
– Это какое дерево? (Дуб)
– Как догадались? (У дуба ствол большой, кора
крупная, можно сказать могучий дуб)
– А узнаете это дерево? (Береза). Почему так
решили? (Ствол у березы белый с черными
полосками).
Уточнение «Лесовичка»: Это
единственное на земле дерево с белой корой.
– Это ствол какого дерева? (Ёлка – ствол
тонкий, коричневый, корешки у елей не уходят
глубоко в землю, они боятся осеннего и зимнего
ветра).
– Чего же не хватает? (Кроны)
– Сегодня мы её сделаем.
Воспитатель: Много вы знаете об изменениях в природе. А сейчас отгадайте загадки:
У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее … (Стрекоза)Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка)По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет,
Вот прожорливая штучка,
А свернулась закорючкой. (Гусеница)
– Молодцы! Правильно отгадали. О ком идет речь? (О
насекомых)
– Что происходит с насекомыми осенью?
(Насекомые забираются в щели коры дерева под
сухой лист, коряги, пни и спят до весны)
V часть. Изготовление поделок детей для завершения сюжета картины
(работают сразу 2 воспитателя)
– А сейчас послушайте задание:
Команда «Листопад» | Команда «Муравьи» |
Задание: выполнить крону из бумаги к каждому дереву, приклеить к стволу и назвать свое дерево, цвет кроны. | Задание: выполнить насекомых из
бисера, бус, пуговиц, поместить на картину. Назвать свое насекомое и место, где зимует. |
«Лесовичок»: Прежде чем мы приступим к выполнению поделок, приготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика «Разогреем наши ручки»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо из дома
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Самый малый малышок
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя.
Наши пальцы мастера
За работу им пора
– Команда «листопад» приклеивают к стволу крону. – Назови свое дерево (Это береза – осенью крона желтая, это клен – крона малиновая, это дуб – крона коричневая, елка зеленая – зимой и летом одним цветом. У ели не лисья а хвоя)
«Лесовичок»: Почему это происходит с деревьями? (Потому что наступает осень, деревья готовятся к зиме, прекращается сокодвижение).
Воспитатель: Команда «муравьи» помещают своих насекомых в «домик», называют свое насекомое, и место, куда они прячутся на зиму.
- Это стрекоза, она прячется под сухой лист и старые гнилые коряги.
- Божья коровка зарывается в землю, или забиваются в щели коры деревьев.
- Муравьи великолепные строители, зимуют в своих муравейниках.
Воспитатель: Каких насекомых вы еще знаете? (Кузнечик, оса, пчела, муха, комар)
VI часть
Словесная игра «Четвертый лишний»
- Бабочка, воробей, комар, жук. (Лишний воробей – это птица)
- Стрекоза, кузнечик, заяц, пчела. (Лишний заяц – это животное)
- Клен, шиповник, береза, дуб. (Лишний шиповник – это кустарник)
- Рябина, смородина, елка, клен. (Смородина – это куст)
Подвижная игра «Осенний букет»
Ход игры:
На ковре раскладываются обручи на расстояние
между обручами 1,5–2м. Дети делятся на 2 команды.
Каждая команда встает около одного из обручей,
дети берутся за руки. Одновременно с чтением
стихотворения каждая команда начинает хоровод
возле своего обруча в правую или левую сторону.
После слов педагога «букет скорее собери» дети
собирают листья. Во время сбора листьев педагог
считает:
Раз-два-три,
Свой кружок найди!
После слов «свой кружок найди!» дети каждой команды бегут к своим обручам и складывают собранные листья в букет.
Сарафан одела осень –
Пестрый, расписной.
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой!
То поднимет, то бросает
Ветер озорной
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой!
Соберем букет на славу,
Пышный и большой:
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой! раз, два, три скорее собери! (счет до 10)
1, 2, 3 – свой кружок найди!
«Лесовичок»: Приклейте на картину каждый свой листок и назовите его.
1 ребенок: Кленовый лист
2 ребенок: Березовый лист
3 ребенок: Рябиновый лист
4 ребенок: Дубовый лист
VII часть. Заключительная
«Лесовичок» предлагает детям сесть на свои пенечки рассмотреть картину и составить краткий описательный рассказ по сделанной картине.
«Лесовичок»:
Как красиво!
Дуб налево, дуб направо,
Просто – целая дубрава!
Вас, ребята, угостить хочу.
Подходите, не стесняйтесь,
Угощайтесь, угощайтесь!
А что же – мы еще в лесу?
Нужно возвращаться!
Мы на миг закроем глазки,
Открываем – мы не в сказке.
И домой нам всем пора!