Блочная система структурирования учебного материала как условие оптимизации современного урока истории

Разделы: История и обществознание


Презентация

Исходя из современных требований к преподаванию истории, которые определены в Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также в Федеральном Компоненте Государственного стандарта общего образования (ФКГСОО) и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по истории и лично моей позиции я вижу следующий эталон преподавания предмета.

  • Содержание исторического образования должно быть качественным, педагогически адаптированным по отношению к ученику, чтобы он смог на основе исторического социального опыта накапливать свой опыт.
  • Знания учеников по истории должны быть систематизированы.
  • У школьника должно складываться целостное представление о событиях, явлениях и процессах изучаемой эпохи.
  • Ученику необходимо научиться понимать историческую обусловленность происходящего.
  • Изучать историю нужно таким образом, чтобы ученик видел общественные взаимосвязи (причинно-следственные, функциональные).
  • Учащиеся должны уметь “читать” различные источники (учебник, документ и другие), находя необходимую информацию для качественного анализа.
  • В процессе обучения истории должна быть представлена многовариантность исторического развития с точки зрения цивилизаций, конфессий, путей развития этносов и т.д. для того, чтобы учащиеся могли находить общее и различное, а также особенное в историческом пути той или иной страны или группы стран, делать собственный выбор.
  • Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы у учащихся формировалось критическое мышление по отношению к изученным событиям и явлениям, а также возникла потребность в собственной оценке происходящего.
  • Процесс исторического материала должен побуждать ученика к творчеству, к самостоятельному поиску, а иногда к детализации и углублению учебного материала.
  • Формы организации труда и технологии обучения должны быть разнообразными, чтобы стимулировать учеников к активной деятельности, давать им возможность для самореализации, а также воспитания таких качеств, как конструктивность, толерантность, гражданственность, ответственность.

В конечном итоге, нужно сформировать у учеников ключевые компетенции в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.

К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом ещё далеко от желаемого эталона.

  • Зачастую содержание образования оторвано от жизненного опыта ученика, его интересов, целей, установок.
  • Знания отрывочны и бессистемны.
  • Ученик не успевает осознать и понять то, что изучает.
  • Школьник не видит в учебном материале единого целого, а также связи внутри целого.
  • Не умеет извлекать из источников нужную информацию.
  • Познание закона единства и борьбы противоположностей является пока для многих большой трудностью.
  • Преобладают однообразные формы организации труда и технологии, что затрудняет осуществлять личностный и деятельностный подходы в процессе обучения.
  • Ученики не могут применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

Таким образом, возникают противоречия между:

потребностью общества в новом качестве образования и реальным качеством образования, которое не соответствует европейским стандартам и современным требованиям;
потребностью в новых подходах к организации учебно-воспитательного процесса и сохранением традиционных форм и обучения;
потребностью общества в активной, социально-адаптированной личности. и реальной личностью ученика, который не умеет самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, осознавать мотивы учебной деятельности, знание и опыт которого оторваны друг от друга.

Главными причинами противоречий, на мой взгляд, являются:

  • несовершенство организации учебного процесса;
  • нехватка времени и материальных средств;
  • трудности с переходом на новое (новое требует перелома в сознании умственных, психических, материальных затрат. Не каждый на это решится);
  • в государстве определены ценностные ориентиры общества и личности, но не продумана система их формирования;
  • ученики стали меньше читать;
  • школьникам не хватает подчас (из-за ослабленного здоровья, памяти и других факторов) сил и энергии для решения поставленных для них задач;
  • многие боятся трудностей;
  • учебный процесс некоторым кажется скучным и неинтересным.

Исходя из этого, возникает проблема:

  • Как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?
  • Что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?
  • Как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результаты труда?

Опыт преподавания привёл меня к необходимости структурировать материал в укрупнённые дидактические единицы (блоки), что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к эталонному, разрешить те противоречия, которые существуют в сфере образования.

Ряд известных в образовательной педагогике авторов акцентируют своё внимание на формирование блоков в учебном материале с точки зрения их эффективности, целесообразности, большой педагогической выгоды. (Ю.К. Бабанский, П.М. Эрдниев, П.Ф. Шаталов и др.)

Целями такой технологии является достижение целостности знаний как одного из условий развития и саморазвития интеллекта учащихся; создание более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающие их единство и целостность.Подобная система обеспечивает полную и всеобщую активность на уроке и способствует оптимизации учебного процесса.

Описание сущности опыта.

Цели:

  1. совершенствование учебно-воспитательного процесса для перехода его в новое качество;
  2. разработка универсальной системы преподавания истории, которая должна включать в себя элементы многих современных технологий обучения.
  • В начале учебного года составляется тематическое планирование – курс истории разбивается на отдельные блоки, которые могут включать 3, 4, 5 параграфов, в зависимости от содержания и идеи, которая объединяет это содержание. Блок должен восприниматься и усваиваться учеником целостно (как образ).
  • Перед изучением темы даётся задание: предварительное ознакомление с содержанием параграфов, постараться запомнить главные факты.
  • Блок разбивается на отдельные уроки. Первый урок вводный. На нём в начале урока проводится проверка прочитанного. Учителем либо задаются несложные вопросы классу, либо выполняются простые тесты.

Вопросы могут быть такого характера:

  • о каких событиях в истории страны ты узнал из прочитанного (каждый говорит то, что запомнил)?
  • какие это события (экономические, политические, социальные, культурные)?
  • с какими историческими деятелями ты познакомился? Кто они (военные, политики, руководители, реформаторы и так далее)?
  • с какими новыми понятиями столкнулись?
  • что тебя заинтересовало больше всего?

Опрос должен занимать не больше 5-6 минут. Подводятся итоги. Учителем заранее выписываются на обратной стороне доски главные события темы, фамилии исторических деятелей, понятия. Внимание учащихся обращается на это (элемент вторичного закрепления).

2-й этап I урока.

В тетради и на доске составляется опорный конспект блока, цель которого такова:

  1. объединить разрозненные знания в единое целое. Учителем составлена памятка – алгоритм работы по составлению опорного конспекта (памятки в распечатанном виде присутствуют на парте у каждого ученика):
  2. постарайся определить главную проблему или проблемы эпохи (не более 2-3 минут);
  3. найди причинную обусловленность возникшей проблемы (проблем);
  4. есть ли взаимосвязь между возникшими проблемами;
  5. как и кем решались возникшие исторические проблемы:
  • мирным путём (реформы, изменение сознания у людей, переговоры и другое);
  • насильственным путём (восстания, войны, революции, бунты, террор);
  • конкретное решение проблем (называются факты, например, открытие Америки (Колумб, 1492г), “Указ о вольных хлебопашцах” (Александр I, 1803г), “Русско – Японская война 1904-1905г и так далее.
  • удалось ли решить эти проблемы? Почему?
  • кто сыграл главную роль (на ваш взгляд) в решении или нерешении этих проблем (отельные личности, какие-то объединения, народные массы)?
  • что осталось за кадром (попытки, проекты).

Примечание: в опорном конспекте должны быть отражены

  • проблемы или задачи эпохи:
  • установлены взаимосвязи между ними;
  • пути разрешения проблем и задач и указано: решены или нет;
  • названы основные факты и понятия, участники событий;
  • основная идея (лейтмотив эпохи).

Домашнее задание:

  1. знать опорный конспект;
  2. чтение параграфов учебника, индивидуально: может быть (иногда) задание – подготовить сообщение на 2-3 минуты о каком-то историческом деятеле по памятке - алгоритму.
  • Кто он (фамилия, имя, отчество).
  • Когда и где родился.
  • Чем занимается (государственный деятель, деятель культуры – художник, военный, писатель и другие).
  • Заслуги перед отечеством (написал проект реформы, провёл реформы, создал какие-то произведения, открыл законы, выиграл сражения и так далее).
  • Ведущие черты (талант, патриотизм, образованность, честность, преданность и другие).
  • Моё отношение к этому человеку.
  1. Другие сообщения.

II урок - углублённого изучения исторического материала по теме.

Варианты (формы) проведения подобных уроков:

  • индивидуальная работа с первоисточником (документом);
  • групповая работа с первоисточником;
  • интерактивные формы работы в группах;
  • парная работа с первоисточником;
  • индивидуальная, парная, групповая работа с текстом учебника.

Например, одна группа будет углублённо работать с первой частью блока, II – со II, III- с III и так далее. Результаты работы заслушиваются и обсуждаются. Группы могут задавать друг другу вопросы (перед началом урока все получают конкретные задания).

Примечание: в начале урока производится проверка конспекта (фронтально, письменно по памяти, расскажи друг другу – и в других формах) – 5-6 минут, не больше 9.

Домашнее задание: повторить опорный конспект, продолжаем читать параграфы учебника по теме. Можно задать отдельные вопросы по вариантам (по учебнику в конце параграфа).

III урок – практикум.

Цель этого урока: отработка умений и навыков.

Варианты заданий:

  • работа с контурной картой;
  • работа с рабочей тетрадью (решить кроссворд, описать портрет, картину, найти главное, осуществить самопроверку через тестовые задания в рабочей тетради, составить план и другие).

Задания могут выполняться индивидуально, в парах, в группах.

Домашнее задание: подготовка к зачёту (знать факты, хронологию, участников событий, понятия, причинно-следственной связи, этапы и так далее).

IV урок. Зачётный.

Цель: систематизация и контроль знаний и умений.

  1. этап. Фронтальный опрос: 5-6 минут.
  2. этап. Взаимопроверка (в парах) (10 минут).
  3. этап. Контрольное тестирование по типу ЕГ (20 минут).

(Примечание берутся задания из серии “А” и из серии “Б”).

Задания из серии “С” выполняются на практических занятиях или урока углублённого изучения.

Результативность и эффективность опыта работы (системы).

  1. Качество обученности учеников значительно выше, 75 -80% учится на “4” и “5”, при традиционной системе – 60-70%.
  2. Экономится время. Освобождённая часть времени тратится на многократное повторение, практические задания.
  3. Время на подготовку домашнего задания сокращается, так как основная нагрузка (углубление, практические задания, в том числе работа с контурными картами и рабочими тетрадями) выполняется на уроках. Отсюда снижается перегрузка учеников. Исключение составляет подготовка к первому уроку для тех, кто медленно читает.
  4. У значительной части учеников меняется мотивация учения (учусь, так как интересно, учиться побуждает ответственность перед другими в группе, перед своим напарником, хочется проверить свои силы и так далее).
  5. Данная система развивает у ученика такие качества, как:
  • познавательный интерес;
  • ответственность
  • активность;
  • конструктивность;
  • сотрудничество;
  • толерантность.

- Работает на подготовку к ЕГ (на уроках зачётных подбираются задания по типу ЕГ).

- Даёт возможность вести индивидуальную работу в группах с отстающими и свести на нет количество неуспевающих по предмету;

- В комплексе решает познавательные, развивающие, практические и воспитательные задачи.

Резюме.

  1. Предложенная система позволяет неоднократно повторять исторический материал, тем самым иметь более прочные знания по предмету. Повторение идёт не механическое, а по спирали.
  2. Совершенствует учёбно-воспитательный процесс, выводит качество образования на новый уровень.
  3. Позволяет реализовать развивающий аспект обучения всех учащихся с разным уровнем способностей и подготовки.
  4. Формирует устойчивый познавательный интерес к предмету.
  5. Через данную систему осуществляется процесс осознанного приобщения к общечеловеческим и общероссийским ценностям.
  6. Учебный процесс выстраивается на основе сотрудничества учителя и ученика, а также ученика – ученика.
  7. Способствует формированию целостной картины мира.
  8. Данная система за счёт смены форм учебной деятельности сотрудничества обучаемых и обучающих, более высокого уровня мотивации и деятельностного характера обучения создаёт возможность для формирования ключевых компетентностей в различных сферах, оптимизировать современный урок истории, сделать его более эффективным.

Презентация

Приложение