- Адресация.
Тип урока: Урок – лекция
Цели и задачи урока:
- Развивающая – формировать умение анализировать, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала с вновь изучаемым материалом; побудить интерес к работе с компьютером; развитие способностей анализировать условие задачи, делать выводы; развитие воображения; продолжить формирование умений выделять цели и способы деятельности, т.е. развивать творческое и логическое мышление.
- Образовательная – формировать понятие о регулярном и итерационном циклах; рассмотреть различные способы решения задач на накопление суммы; выбирать оптимальный путь для решения задач.
- Воспитательная – создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу; вызвать желание связать знания и умения, получаемые на уроках информатики с практическим применением; способствовать дальнейшему формированию нравственных норм поведения в коллективе; вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведение работ на компьютере; способствовать развития самостоятельности, самоуправлению.
Возраст: 10-й класс (15 лет)
Время работы: 1 урок (45 минут)
- Обеспечение
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение, раздаточный материал для самостоятельной работы.
ЗУНы, необходимые для самостоятельной работы: учащиеся должны знать понятие “команда цикла”, уметь работать в среде программирования QBasic, выполнять анализ условия задачи, производить математическую постановку задачи, составлять алгоритм и блок-схему, записывать программу.
Специальные ЗУНы: знать понятия алгоритма, блок-схемы, программы, записывать операторы и математические выражения в среде QBasic.
Мотивация: проверка на практике знаний полученных при изучении математики.
- Предполагаемые приращения
ЗУНы (новое содержание): учащиеся узнают практическое применение регулярных и итерационных циклов; умение резать задачи из курса алгебры с помощью циклов.
Новые практические приёмы: овладеют способами накопления сумм.
Развитие навыков: самостоятельная работа с условием задачи, составление алгоритмов и программ, самостоятельное применение коммуникативных умений и навыков, умение самостоятельной мыслительной деятельности, умение самоанализа и рефлексии.
- Воспитание толерантности.
- Расширение кругозора.
План урока.
№ | Этапы урока | Приёмы и методы | Время |
1 | Организационный момент. | Сообщения учителя | 1 |
2 | Изучение нового материала. | Сообщения учителя, демонстрация решения задач с использованием циклов | 15 |
3 | Закрепление. Практическая работа с текстами. | Самостоятельная работа учащихся по решению задач | 23 |
4 | Просмотр результатов практической работы. | Совместный анализ результатов работы, обсуждение альтернативных способов | 5 |
5 | Итог урока. | Сообщение учителя. | 1 |
Поурочное планирование.
№ | Название урока в поурочном планировании | Основное содержание | ТСО, наглядные пособия | Межпредметные связи | Контроль знаний учащихся | Примечание |
4 | Команда цикла. Регулярный и итерационный циклы. | Изучить команду цикла, понятия регулярного и итерационного циклов | Компьютер, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение, раздаточный материал. | Математика | Практическое применение навыков работы на компьютере, анализ и работа с задачами |
Деятельность учителя и ученика в процессе урока.
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Сообщение учителя. | Восприятие, запись в тетрадь. |
2 | Сообщение и демонстрация учителя. | Восприятие, запись в тетрадь. |
3 | Ответы на вопросы, индивидуальная работа с учащимися, предоставление дополнительной информации. | Практическая работа, изучение раздаточного материала, работа с компьютером. |
4 | Вопросы к учащимся. | Показ выполнения работ, ответы на вопросы учителя. |
5 | Комментарий учителя | Восприятие, анализ. |
Ход урока
- Организационный момент.
Изучение нового материала (лекция с демонстрацией).Приложение 1
Командой повторения или циклом называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий повторяется до тех пор, пока сохраняется значение некоторого логического выражения. При изменении значения логического выражения на противоположное повторения прекращаются (цикл завершается).
Для организации цикла необходимо выполнить следующие действия:
- перед началом цикла задать начальные значения параметра;
- внутри цикла изменять параметр цикла с помощью оператора присваивания;
- проверить условие повторения или окончания цикла;
- управлять циклом, т.е. переходить к его началу, если он не закончен, или выходить из цикла если он закончен.
Различают циклы с известным числом повторений (цикл с параметром или регулярный цикл) и итерационный (с предусловием).
В цикле с известным числом повторений параметр изменяется в заданно диапазоне.
Если в цикле изменяется простая переменная, то она является параметром цикла; если в цикле изменяется переменная с индексом, то индекс этой переменной является параметром цикла.
Для организации цикла с известным числом повторений в QBasic используется оператор FOR.
Структура цикла, организованного с помощью этого оператора, имеет вид:
For I=A to B step N
<операторы>
Next I
Здесь I – параметр, изменяющийся в цикле; A, B – выражения порядкового типа, обозначающие начальное и конечное значение параметра цикла. Шаг изменения параметра цикла равен N, если шаг изменения параметра N=1, то оператор step не пишется.
Порядок выполнения цикла с шагом N следующий: вычисляются значения начального и конечного значений параметра цикла; параметр I принимает начальное значение; если I меньше или равно конечному значению, исполняется тело цикла; значение параметра цикла увеличивается, т.е. I=I+N; проверяется условие A<=I<=B (для отрицательного шага, т.е. –N условие A>=I>=B) и при его выполнении цикл повторяется. Выход из цикла осуществляется, если I>B (I<B для отрицательного N) и выполняется оператор, следующий за оператором цикла. Если A>B (или A<B для отрицательного N), то цикл не исполняется ни разу.
Если в операторе цикла с параметром начальное или конечное значение параметра заданы переменными или выражениями, то значение этих переменных должны быть определены в программе до оператора цикла. Не следует внутри цикла изменять параметр цикла, его начальное и конечное значения с помощью операторов присваивания или ввода.
Достаточно часто цикл с параметром используется при разработке программ обработки массивов.
По сравнению с регулярным циклом итерационные циклы являются универсальными. Для организации итерационных циклов используются операторы цикла с предусловием WHILE.
Эти операторы не задают закон изменения параметра цикла, поэтому необходимо перед циклом задавать начальное значение параметра с помощью оператора присваивания, а внутри цикла изменять текущее значение этого параметра.
Структура итерационного цикла имеет вид:
Здесь В – логическое выражение.
Для оператора цикла с предусловием проверяется значение логического выражения, если оно имеет значение “истено”, то операторы, входящие в цикл, выполняются, в противном случае осуществляется выполнение оператора, следующего за циклом.
Входить в цикл можно только через его начало, т.е. нельзя входить внутрь цикла с помощью управляющего оператора т.к. в этом случае параметр цикла не определен.
Команды цикла применяются при решении задач на нахождения и накопления сумм, произведений. Используются при нахождении сумм числовых последовательностей (арифметических и геометрических прогрессий), которые вы изучали по алгебре в 9-м классе.
Задача 1.(Приложение 2. Слайд 3). Дана последовательность натуральных чисел от 1 до 100. Вычислить сумму элементов последовательности.
Выполним математическую постановку задачи:
Дано: А – элемент последовательности натуральных чисел
Требуется: S – сумма элементов последовательности
Связь
S0=0
S1=0+1=S0+1
S2=0+1+2=S1+2
S3=0+1+2+3=S2+3
…
S100=0+1+2+3+…+99+100=S99+100
S=S+A - метод решения задачи
Разработаем алгоритм решения задачи:
алг сумма (нат А, цел S)
арг А
рез S
нач
S:=0
для А от 1 до 100 шаг 1
нц
S:=S+A
кц
вывод S
кон
Составим блок-схему:
Напишем программу:
REM ”Сумма”
CLS
S=0
FOR A=1 TO 100 STEP 1
S=S+A
NEXT A
PRINT “S=”; S
END
В результате выполнения данной программы сумма элементов последовательности будет равна 5050. Решим данную задачу с использованием итерационного цикла. Математическая постановка задачи является точно такой же. Разработаем алгоритм решения задачи:
алг сумма (нат А, S)
арг А
рез S
нач
S:=0
А:=1
пока А <=100
нц
S:=S+A
А:=А+1
кц
вывод S
кон
Составим блок-схему
Напишем программу:
REM ”Сумма”
CLS
S=0
А=1
WHILE A<= 100
S=S+A
A=A+1
WEND
PRINT “S=”; S
END
- Закрепление изученного материала (самостоятельная работа).
Задача 2. Даны два натуральных числа. Найти наибольший общий делитель.
Выполним математическую постановку задачи.
Дано: А, В – натуральные числа
Требуется: NOD – наибольший общий делитель
Связь
пока A<>B
если А>В
то А=А-В
иначе В=В-А
Разработаем алгоритм:
алг НОД (нат А, В, NOD)
арг А, В
рез NOD
нач
запрос А
запрос В
NOD:=A
пока NOD <>B
нц
если NOD >B
то NOD:=NOD-B
иначе B:=B-NOD
все
кц
вывод NOD
кон
Составим блок-схему алгоритма:
Напишем программу:
REM ”NOD”
CLS
INPUT “Введите А”; A
INPUT “Введите B”; B
NOD=А
WHILE NOD<>B
IF NOD>B THEN NOD=NOD-B ELSE B=B-NOD
WEND
PRINT “NOD=”; NOD
END
Контрольные вопросы и задания
- Назовите отличия интерактивных и регулярных циклов
- Какова структура оператора цикла с параметром? Как выполняется цикл с параметром?
- Какого типа должен быть параметр цикла, его начальное и конечное значения в цикле с параметром?
- Могут ли параметр цикла, его начальное и конечное значения в цикле с параметром быть разных типов? Обоснуйте ответ.
- Какова структура итерационного цикла? Как выполняется этот цикл?
- Сколько раз исполнится фрагмент программы?
For I = 1 to -1 step 1
K = K * I
Next I
- Сколько раз исполнится фрагмент программы?
For I = -1 to 1 step 1
K = K * I
Next I
- Сколько раз исполнится фрагмент программы?
For I = 1 to -1 step -1
K = K * I
Next I
- Сколько раз исполнится фрагмент программы?
M := 123
While M > 0
M := M - 10
WEnd
- Для цикла с параметром запишите его полный эквивалент с помощью итерационного цикла.
- Задание на дом.
Дана последовательность натуральных чисел от 1 до 15. найти произведение элементов последовательности.
- Итоги урока.
Мы с вами сегодня рассмотрели команды цикла, выяснили, как решаются задачи, в которых происходит неоднократное повторение выполнения одних и тех же действий. Разобрали на практике как проверить правильность вычислений нахождения сумм последовательностей чисел.