В настоящее время существует противоречие
между потребностью старшеклассников к
проявлению творчества, активности,
самостоятельности, самореализации и
ограниченностью времени для этого на уроках
математики. Начиная с 2006 года я использую
учебники «Алгебра 7, 8, 9» с углубленным изучением
математики Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюка, К. И.
Нешкова для учащихся математических классов с
целью совершения осознанного выбора
учащимися профиля обучения, предоставления
ученикам возможности работы на уровне
повышенных математических требований, развития
их учебной мотивации.
Как включить учеников в самостоятельную
исследовательскую деятельность, чтобы они сами
«открывали» новые свойства и отношения, а не
получали их от учителя в готовом виде?
Многолетний опыт работы и желание изменить в
себе традиционные представления об обучении
подтолкнули меня к применению исследовательской
деятельности на своих уроках математики.
Конечно, изменение метода работы, структуры
урока и принятия на себя функции
организатора процесса познания, функции
обеспечивающего системное включение каждого
ученика, независимо от интеллектуального уровня,
в основные виды деятельности, потребовало от
меня определенных знаний и готовности к
саморазвитию.
Я думаю, что включение учащегося в
деятельность влияет и на глубину и прочность
усвоения ими знаний, и на формирование у него
системы ценностей, то есть самовоспитание.
Наличие у учеников способностей к саморазвитию и
самовоспитанию позволит им успешно
адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним
условиям, не вступая при этом в конфликт с
обществом.
Тема раздела: «Свойства функций».
Тема урока: «Возрастание и убывание функций».
Тип урока: урок изучения и первичного применения нового материала.
Основные цели:
- Способствовать формированию у учащихся нового понятия монотонной функции;
- Воспитывать положительное отношение к знаниям, умение работать в парах;
- Способствовать развитию аналитического мышления, умений частично-поисковой познавательной деятельности.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
– Дайте определение функции.
– Какой формулой задаются функции, графики
которых изображены на чертеже. (Приложение
2)
II. Формирование новых знаний
На рисунке 1 (Рисунок 1, Приложение
1) изображен график некоторой функции у = f
(х), область определения которой – промежуток
[–5; 4].
При возрастании значений X от –5 до 1 значения Y
возрастают, а при возрастании значений X от 1 до 4
значения Y убывают. Говорят, что функция у = f
(х) на промежутке [–5; 1] возрастает, а на
промежутке [1; 4] – убывает.
Эталоны: (Приложение 3)
- Функция f(х) называется возрастающей на множестве Х, если для любых двух значений аргумента х1 и х2 множества Х, таких, что х2 > х1, выполняется неравенство f(х2) > f(х1).
- Функция (х) называется убывающей на множестве Х, если для любых двух значений аргумента х1 и х2 множества Х, таких, что х2 > х1, выполняется неравенство f(х2) < f(х1).
- Функцию возрастающую на множестве Х или убывающую на множестве Х, называют монотонной на множестве Х.
Выясним характер монотонности некоторых видов
функций: (Приложение 4)
Функция f(х) = – возрастающая. Докажем это.
Выражение имеет
смысл лишь при х > 0. Поэтому D(f) = [0; +).
Пусть х2 > х1 > 0.
Рассмотрим разность f(х2) – f(х1)
и преобразуем ее:
f(х2) – f(х1) = – = ( – ) ( +) / ( +) = .
Числитель и знаменатель дроби – положительные числа. Это следует из того, что х2 > х1 > 0, > 0 и > 0. Значит, f(х2) – f(х1) > 0, то есть f(х2) > f(х1). Поэтому функция f(х) возрастающая. (Приложение 5)
III. Работа в парах (карточки с элементами частично – поисковой деятельности):
- Выяснить характер монотонности линейной функции f(х) = k x + b, при k > 0 и k < 0.
- Выяснить характер монотонности степенной функции f(х) = хn, при четном n.
- Выяснить характер монотонности степенной функции f(х) = хn, при нечетном n.
- Выяснить характер монотонности обратной пропорциональности f(х) = при k > 0 и k < 0.
Учащиеся в парах исследуют функции на
монотонность, после чего делаем выводы:
Линейная функция, то есть функция, заданная
формулой f(х) = k x + b, при k > 0 является
возрастающей, а при k < 0 – убывающей. (Приложение 6)
Степенная функция f(х) = хn с
натуральным показателем n при четном n возрастает
на промежутке [0; + )
и убывает на промежутке (– ; 0]. При нечетном n функция f(х) = хn
возрастает на всей области определения, то есть
на промежутке (– ;
+). (Приложение
7)
Обратная пропорциональность, то есть функция f(х)
= в
каждом из промежутков (– ; 0) и (0; + )
при k > 0 убывает, а при k < 0 возрастает.
(Приложение 8)
Рассмотрим некоторые свойства монотонных функций (Приложение 9):
- Монотонная функция каждое свое значение принимает лишь при одном значении аргумента.
- Если функция у = f (х) является возрастающей (убывающей), то функция у = – f(х) является убывающей (возрастающей).
- Сумма двух возрастающих функций является возрастающей, а сумма двух убывающих функций является убывающей функцией.
- Если обе функции f и g возрастающие или обе убывающие, то функция (х) = f(g(х)) – возрастающая функция.
- Если функция у = f(х) монотонна на множестве Х и сохраняет на этом множестве знак, то функция g(х) = на множестве Х имеет противоположный характер монотонности.
IV. Формирование практических умений
Приведем примеры использования свойств монотонных функций:
Пример 1. (Приложение 10)
Выясним, в скольких точках прямая у = 9 пересекает график функции f(х) = + + .
Решение:
Функции у = , у = и у = – возрастающие функции (свойство 4).
Сумма возрастающих функций – возрастающая
функция (свойство 3). А возрастающая функция
каждое свое значение принимает лишь при одном
значении аргумента (свойство 1). Следовательно,
если прямая у = 9 имеет общие точки с графиком
функции f(х) = + + , то только
одну точку.
Подбором можно найти, что f(х) = 9 при х = 3.
Значит, прямая у = 9 пересекает график
функции f(х) = + + в
точке М(3; 9).
Пример 2. (Приложение 11)
Решим уравнение х3 – + = 0.
Решение:
Легко видеть, что х = 1 – корень уравнения. Покажем, что других корней это уравнение не имеет. Действительно, область определения функции у = х3 – + – множество положительных чисел. На этом множестве функция возрастает, так как каждая из функций у = х3, у = – и у = на промежутке (0; +) возрастает. Следовательно, данное уравнение других корней, кроме х = 1, не имеет.
Задания для работы в парах: (Приложение
12)
Определите характер монотонности функции:
- у = –
- у = –
- у = +
- у = +
Работая в парах учащиеся проговаривают друг
другу какие свойства монотонных функций
использовали. (Приложение 13)
Решите уравнение: х5 + х3 +
х = – 42.
Решите систему уравнений:
+ (х
– у)3 = 2, х2 – 6у + 1 = 0. |
V. Итог урока
Контрольные вопросы: (Приложение 14)
- Сформулируйте определение возрастающей и убывающей функций на множестве Х.
- Какая функция называется монотонной на множестве Х?
- Приведите примеры возрастающей и убывающей функций.
VI. Домашнее задание (Приложение 15)
1. Докажите, что функция g(х) является убывающей функцией:
а) g(х) = , где х > – .
б) g (х) = .
2. Докажите, что функция f(х) является возрастающей функцией:
а) f(х) = .
б) f(х) = (х – 2)2, где х > 2.
3. Решите уравнение: х2 + – = 15.