Тема урока: "Возрастание и убывание функций"

Разделы: Математика


В настоящее время существует противоречие между потребностью старшеклассников к проявлению творчества, активности, самостоятельности, самореализации и ограниченностью времени для этого на уроках математики. Начиная с 2006 года я использую учебники «Алгебра 7, 8, 9» с углубленным изучением математики Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюка, К. И. Нешкова для учащихся математических классов с целью совершения осознанного выбора учащимися профиля обучения, предоставления ученикам возможности работы на уровне повышенных математических требований, развития их учебной мотивации.
Как включить учеников в самостоятельную исследовательскую деятельность, чтобы они сами «открывали» новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде? Многолетний опыт работы и желание изменить в себе традиционные представления об обучении подтолкнули меня к применению исследовательской деятельности  на своих уроках математики. Конечно, изменение метода работы, структуры урока и принятия на себя функции организатора процесса познания, функции обеспечивающего системное включение каждого ученика, независимо от интеллектуального уровня, в основные виды деятельности, потребовало от меня определенных знаний и готовности к саморазвитию.
Я думаю, что включение учащегося  в деятельность влияет и на глубину и прочность усвоения ими знаний, и на формирование у него системы ценностей, то есть самовоспитание. Наличие у учеников способностей к саморазвитию и самовоспитанию позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям, не вступая при этом в конфликт с обществом.

Тема раздела: «Свойства функций».

Тема урока: «Возрастание и убывание функций».

Тип урока: урок изучения и первичного применения нового материала.

Основные цели:

  • Способствовать формированию у учащихся нового понятия монотонной функции;
  • Воспитывать положительное отношение к знаниям, умение работать в парах;
  • Способствовать развитию аналитического мышления, умений частично-поисковой познавательной деятельности.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

– Дайте определение функции.
– Какой формулой задаются функции, графики которых изображены на чертеже. (Приложение 2)

II. Формирование новых знаний

На рисунке 1 (Рисунок 1, Приложение 1) изображен график некоторой функции у = f (х), область определения которой – промежуток [–5; 4].
При возрастании значений X от –5 до 1 значения Y возрастают, а при возрастании значений X от 1 до 4 значения Y убывают. Говорят, что функция у = f (х) на промежутке   [–5; 1] возрастает, а на промежутке [1; 4] – убывает.

Эталоны:  (Приложение 3)

  • Функция f(х) называется возрастающей на множестве Х, если для любых двух значений аргумента х1 и х2 множества Х, таких, что х2 > х1, выполняется неравенство f(х2) > f(х1).
  • Функция (х) называется убывающей на множестве Х, если для любых двух значений аргумента х1 и х2 множества Х, таких, что х2 > х1, выполняется неравенство f(х2) <   f(х1).
  • Функцию возрастающую на множестве Х или убывающую на множестве Х, называют монотонной на множестве Х.

Выясним характер монотонности некоторых видов функций: (Приложение 4)
Функция f(х) = – возрастающая. Докажем это.
Выражение имеет смысл лишь при х > 0. Поэтому D(f) = [0; +).
Пусть х2 > х1 > 0. Рассмотрим разность f(х2)f(х1) и преобразуем ее:

f(х2)f(х1) =  – = ( – ) ( +) / ( +) = .

Числитель и знаменатель дроби – положительные числа. Это следует из того, что х2 > х1 > 0, > 0 и > 0. Значит, f(х2)f(х1) > 0, то есть f(х2) > f(х1). Поэтому функция f(х) возрастающая. (Приложение 5)

III. Работа в парах (карточки с элементами частично – поисковой деятельности):

      • Выяснить характер монотонности линейной функции f(х) = k x + b, при k > 0 и k < 0.
      • Выяснить характер монотонности степенной функции f(х) = хn, при четном n.
      • Выяснить характер монотонности степенной функции f(х) = хn, при нечетном n.
      • Выяснить характер монотонности обратной пропорциональности f(х) =  при k > 0 и k < 0.

Учащиеся в парах исследуют функции на монотонность, после чего делаем выводы:
Линейная функция, то есть функция, заданная формулой  f(х) = k x + b, при k > 0 является возрастающей, а при k < 0 – убывающей. (Приложение 6)
Степенная функция f(х) = хn с натуральным показателем n при четном n возрастает на промежутке [0; + ) и убывает на промежутке (– ; 0]. При нечетном n функция f(х) = хn возрастает на всей области определения, то есть на промежутке (– ; +). (Приложение 7)
Обратная пропорциональность, то есть функция f(х) =  в каждом из промежутков (– ; 0) и (0; + ) при k > 0 убывает, а при k < 0 возрастает. (Приложение 8)

Рассмотрим некоторые свойства монотонных функций (Приложение 9):

  • Монотонная функция каждое свое значение принимает лишь при одном значении аргумента.
  • Если функция у = f (х) является возрастающей (убывающей), то функция у = – f(х) является убывающей (возрастающей).
  • Сумма двух возрастающих функций является возрастающей, а сумма двух убывающих функций является убывающей функцией.
  • Если обе функции f и g возрастающие или обе убывающие, то функция (х) = f(g(х)) – возрастающая функция.
  • Если функция у = f(х) монотонна на множестве Х и сохраняет на этом множестве знак, то функция g(х) =  на множестве Х имеет противоположный характер монотонности.

IV. Формирование практических умений

Приведем примеры использования свойств монотонных функций:

Пример 1. (Приложение 10)

Выясним, в скольких точках прямая у = 9 пересекает график функции f(х) = + + .

Решение:

Функции у = , у =  и  у = – возрастающие функции (свойство 4). Сумма возрастающих функций – возрастающая функция (свойство 3). А возрастающая функция каждое свое значение принимает лишь при одном значении аргумента (свойство 1). Следовательно, если прямая у = 9 имеет общие точки с графиком функции f(х) = + + , то только одну точку.
Подбором можно найти, что f(х) = 9 при х = 3. Значит, прямая у = 9 пересекает график функции  f(х) = + +  в точке М(3; 9).

Пример 2. (Приложение 11)

Решим уравнение  х3+ = 0.

Решение:

Легко видеть, что х = 1 – корень уравнения. Покажем, что других корней это уравнение не имеет. Действительно, область определения функции у = х3+ – множество положительных чисел. На этом множестве функция возрастает, так как каждая из функций у = х3у = –  и у =  на промежутке (0; +) возрастает. Следовательно, данное уравнение других корней, кроме х = 1, не имеет.

Задания для работы в парах: (Приложение 12)
Определите характер монотонности функции:

  1. у = –  
  2. у =
  3. у =  +
  4. у = +

Работая в парах учащиеся проговаривают друг другу какие свойства монотонных функций использовали. (Приложение 13)
Решите уравнение:  х5 + х3 + х = – 42.
Решите систему уравнений: 

+ (ху)3 = 2,
х2 – 6у + 1 = 0.

V. Итог урока

Контрольные вопросы: (Приложение 14)

  • Сформулируйте определение возрастающей и убывающей функций на множестве Х.
  • Какая функция называется монотонной на множестве Х?
  • Приведите примеры возрастающей и убывающей функций.

VI. Домашнее задание (Приложение 15)

1. Докажите, что функция g(х) является убывающей функцией:

а) g(х) = , где х > – .
б) g (х) = .

2. Докажите, что функция f(х) является возрастающей функцией:

а) f(х) = .
б) f(х) = (х – 2)2, где х > 2.

 3. Решите уравнение:   х2 +  = 15.