Цели урока:
Образовательная:
-
Закрепить материал по теме прошлого урока «Реформы Избранной рады».
-
Актуализировать знания по теме «Русь и Золотая Орда», западные соседи Руси. (В качестве подготовки к изучению новой темы.)
-
Охарактеризовать два основных направления внешней политики Ивана IV – западное и юго-восточное. (Завоевание Казанского ханства, присоединение Астраханского ханства, покорение Западной Сибири; начало, ход и завершение Ливонской войны, причины поражения в ней России.)
-
Показать результативность внешней политики Ивана IV.
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и уважение к ее народным героям.
Развивающая: развитие личности учащихся и их кругозора через использование избыточного материала учебника и дополнительной литературы.
Оборудование урока:
-
Настенная карта «Русское государство в 16 веке (при Иване IV )».
-
Учебник А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История России», 6 класс.
-
Карта в учебнике на стр. 204-205.
-
Рабочая тетрадь, 6 класс, А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, §23, стр. 70-75.
-
Рисунок художника Б. Дехтерева «Гибель Ермака» на стр. 80 в книге «Любовью к Родине дыша»…
-
Фотография памятника Ермаку в Тобольске.
-
Тесты по истории России с древнейших времен до конца 16 века к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца 16 века, 6 класс». Т.П. Андреевская, издательство «Экзамен», Москва, 2007 год. Тема 8, стр. 82-83, 24 экземпляра.
-
Стихи автора урока.
-
Презентация. (см. Приложение. Слайды 1 - 20)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Интеллектуальная разминка. (Слайды 2 - 4)
III. Опрос по теме «Реформы Избранной рады».
Вопросы первому ученику:
-
Каковы цели реформ Избранной рады?
Дополнительный вопрос на осознание материала:
-
как привлекли широкие слои населения?
-
какие слои привлекли?
Вопросы на повторение:
-
Кто хотел захватить северные земли Руси в начале 13 века?
-
С кем сражались русские на реке Неве? Когда?
-
Показать на карте Швецию, Ливонский орден, Великое княжество Литовское, Польское королевство.
-
Какие были у них отношения с Россией в 16 веке?
Вопросы второму ученику:
-
Назвать дату реформы центрального управления и местного самоуправления.
- Рабочая тетрадь, № 2 на стр.71, схема управления государством во 2-й половине 16 века.
Вопросы на повторение:
-
В каком веке распалась Золотая орда?
-
На какие ханства она распалась? Какие взаимоотношения были у них с Россией в 16 веке?
-
Которые из ханств были особенно опасны? Почему?
Вопросы третьему ученику:
-
Назвать даты судебной и военной реформ и их содержание.
Дополнительный вопрос на осознание материала: когда впервые было введено пожилое?
-
Что означало увеличение пожилого в Судебнике Ивана IV в 1550 году?
-
По какой русской реке проходил «великий путь из варяг в арабы»?
-
Назвать дату монгольского ига на Руси.
-
Назвать событие, от которого считается начало ига, событие, которым оно закончилось.
Вывод. Хотя монгольского ига не стало, так как Русь от него освободилась, но осколки Золотой Орды в виде монгольских ханств сохранились и сильно мешали экономическому развитию России; большая часть торгового пути с Востоком находилась в середине 16 века на территории этих ханств, которые препятствовали торговле русских купцов с восточными странами по Каспийскому морю. Русское государство находилось в трудном положении; оно было окружено враждебными государствами с востока, юга и запада.
Отсюда вытекают задачи внешней политики Ивана IV:
-
обезопасить свою страну от внешних врагов;
-
создать условия для ее успешного экономического развития. (Материал повторения использовали как плавный переход от опроса к новой теме урока.)
IV. Изучение новой темы «Внешняя политика Ивана IV».
Рассказ учителя. Завоевание Казанского ханства. (Слайд 5)
Казанские отряды грабили пограничные уезды Руси, захватывали имущество и пленных, превращая их в рабов. 2 похода на Казань безуспешны, к третьему готовились серьезно: построили разборную крепость Свияжск, собрали 150 тысяч воинов, 150 артиллерийских орудий. Русские штурмом брали Казань, на них со стен кидали камни, толкали бревна, лили кипящую смолу. На штурмующих летели тучи стрел. Штурмом взять Казань не смогли. Началась осада. Осадными работами руководил Иван Выродков, сделали подкоп, заложили в него 48 бочек пороха. На рассвете 2 октября 1552 года раздался страшный взрыв, в пролом вошли войска. Страшная битва началась в самом городе: после боя всюду груды мертвых, всего с обеих сторон погибло около 200 тысяч. Казанское ханство покорилось. (Слайд 6) Населению обещали защиту от внешних врагов, уважительное отношение к исламу. Добровольно перешли в русское подданство удмурты, чуваши, марийцы, часть башкир. Русское государство стало еще более многонациональным. (Слайд 7)
Чтение стихотворения. (Слайды 8 - 10)
Вопрос перед чтением стихотворения: удалось ли автору стихотворения достаточно полно осветить историческое событие?
Рассказ учителя. Присоединение Астраханского ханства. (Слайд 11)
В 1556 году Астраханское ханство объявило о разрыве с Москвой. Туда были посланы русские войска.
Чтение стихотворения о взятии Астрахани. (Слайд 12)
Все Поволжье вошло в состав России, торговый путь по Волге был открыт для наших кораблей.
Закрепление по тестам: тема №8, задание 12.
На юго-восточном направлении успех, он окрылил Ивана IV. Царь стал думать, какое направление выбрать дальше: южное (Крымское ханство) или западное (Ливонский орден). Адашев и некоторые дальновидные бояре предлагали пойти на юг, а Иван IV настаивал пойти на запад, чтобы пробиться к Балтийскому морю. Кто из них был прав – царь или Алексей Адашев? (Ответ найдут учащиеся дома при чтении дополнительной литературы).
Рассказ учителя. Оборона южных рубежей.
Иван IV решил не начинать решительной борьбы с Крымским ханством, но Девлет – Гирей не унимался, он совершил набег на Русь в 1571 году, разграбил Москву, набег повторился, татары дошли до деревни Молоди в 50 км от Москвы, но были разбиты русскими войсками. Против набегов крымских татар при Иване 4 начали строить засечную черту из засек и крепостей, первая линия прошла от Брянска к Туле, от нее к Рязани. Позже построили Белгородскую черту от Белгорода к Ливнам, а от них к Воронежу.
Рассказ учителя. Покорение Сибирского ханства. (Слайд 13)
На Сибирское ханство в середине 16 века стали нападать южные кочевники. Поэтому хан Едигер перешел в российское подданство, надеясь получить от России защиту от набегов. Население этого ханства стало платить русскому царю ясак – дань пушниной.
После завоевания Поволжья русские купцы Строгановы стали осваивать Предуралье, им царь дал 146 верст земли по реке Каме до Чусовой. Их владения доходили до Сибирского ханства. В 1563 году к власти пришел Кучум, потомок Чингисхана. Он отказался платить ясак. Возобновил набеги в Предуралье. Строгановы получили разрешение царя давать им отпор.
В 1581 году они послали отряд казаков во главе с атаманом Ермаком на стругах, помощником был атаман Кольцо.
В упорном бою взяли Кашлык (он еще называется Искер, Сибирь); у казаков было преимущество: они имели огнестрельное оружие.
Картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». (Слайд 14)
Приближалась зима, город пуст, вокруг степь, топлива нет, продуктов тоже. Это пугало казаков. Они хотели вернуться назад. Но Ермак и его сторонники стали их убеждать остаться: «Вспомним, братцы, обещание, какое мы дали честным людям (Строгановым). Назад со стыдом возвратиться нам нельзя. Коли бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в этих странах, и слава наша вечна будет!» («Родная старина», стр. 347.)
Эта же мысль звучит в думе К.Ф. Рылева «Смерть Ермака»:
Нам смерть не может быть страшна:
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы – не праздно в мире жили!
(Межпредметная связь с литературой.)
Отряд Ермака остался на зиму в Кашлыке, население обложили данью, своим «ребятушкам» запретили своевольничать. К весне из 500 человек осталось только 270: остальные погибли от холода и голода. Вот какой ценой русским доставалось освоение Сибири! Летом 1582 года был послан Иван Кольцо в Москву с письмом о завоевании Сибирского ханства. Он вернулся, привел в подкрепление 500 стрельцов, боеприпасы, жалованье и доспехи Ермаку – подарок царя Ивана IV.
Показ скульптуры Ермака на стр. 208 учебника работы скульптора Марка Антокольского (1843-1907) (очень важно именно в этом месте, когда говорится о подарке царя - Ермак изображен в доспехах). Но жить трудно. Кучум беспокоит. Хлеба мало. 5 августа 1584 года казаки на стругах пошли встречать бухарский обоз с хлебом. Обоз не встретили, устали, нашли место для ночлега при слиянии реки Вагая с Иртышом. Темнота, ветер, гроза, дождь. Ермак охрану не выставил. Кучум с отрядом оказался поблизости. Враги подкрались к казакам, весь отряд вырезали. Остались двое: один казак и Ермак. Атаман проснулся от стона раненого. Ермак схватился за оружие, отбиваясь, дошел до берега Иртыша и кинулся вплавь к стругам. Ранен был, силы слабели, доспехи тяжелы.
Показ рисунка художника Б. Дехтерева «Гибель Ермака». (Слайд 15)
Спасшийся казак вернулся в Искер, сообщил о гибели Ермака. Но царь (уже Федор Иванович) прислал казаков и стрельцов, которые упорно продвигались в глубь Западной Сибири, настигли и разбили Кучума, он бежал и вскоре погиб. Сибирское ханство покорено Россией. Открылся путь для освоения всей Сибири до Дальнего востока и берегов Тихого океана. Ермака не забыли. Народ помнил о нем и складывал песни. В 1839 г в городе Тобольске, недалеко от того места, где находился древний Искер, ему поставлен памятник.
Памятник Ермаку. (Слайд 16)
Чтение стихотворения. (Слайд 17)
Перед чтением вопрос: Насколько достоверно?
Закрепление по тестам: тема №8, вопрос 6.
Восточная политика Ивана IV привела к:
- завоеванию Поволжья и Западной Сибири. (Эти названия регионов изучают учащиеся по географии лишь в 8 классе, поэтому идет их изучение опережающим путем.)
- 1552, 1556, 1558 – 1598. По какому принципу образован ряд?
Рассказ учителя. Ливонская война.
Иван IV принял решение вести активную внешнюю политику на западе за выход в Балтийское море против Ливонского ордена.
- По настенной карте и карте учебника на стр. 204 – 205 сравнить территории России и Ливонского ордена.
- Ставится проблемный вопрос: кто должен победить в этой войне? Почему?
- Учащимся предлагается выдвинуть свою гипотезу.
(Учащиеся предположили, что победит Россия, потому что она больше по территории, у нее больше материальных и человеческих ресурсов.)
После этого предлагается дата войны (1558 - 1583). (Слайд 18)
Сколько лет длится война? Почему так долго? (Недоумение учащихся.) (Слайд 19 - 20)
Вопрос учителя. Теперь какое у вас мнение? У России стало много сильных противников.
Вывод. Всем учащимся стало ясно, почему война стала затяжной.
Рассказ учителя. В 1576 были выборы короля в Польше, им бы мог быть и Иван IV , но он затребовал все Ливонские земли и Киев. Конечно, это не могло устроить польских феодалов. Они предпочли семиградского воеводу Стефана Батория, который был хорошим полководцем. Он вернул Полоцк назад, но взять Псков не смог (взятые им 2 башни русские взорвали вместе с находившимся там противником), русские сделали 46 вылазок, но город в своих руках удержали, что помогло России избегнуть полного разгрома.
По условиям Ям-Запольского (1582) с Речью Посполитой и Плюсского (1583) со Швецией перемирия Россия вернула все Ливонские Земли и отдала часть русских земель: город Велиж, крепости Ям, Копорье, Ивангород, западный берег Ладожского озера.
Итоги Ливонской войны печальны:
- Выход в Балтику не пробили.
- Страна истощила все свои силы в этой неравной борьбе.
Тесты по теме 8 на стр. 82, задание 8. Главная причина поражения в Ливонской войне?
IV. Итог урока.
Внешнюю политику однозначно оценить нельзя: блестящие успехи на восточном направлении не могут затмить катастрофические неудачи на западном. Но задачи внешней политики России на будущее обозначились четко: борьба за выход в Балтийское море, дальнейшее освоение Сибири. Сохранение Крымского ханства на юге предопределило враждебные отношения России с Турцией на долгие годы, вызвало непрерывную полосу русско-турецких войн.
V. Домашнее задание.
Записывают домашнее задание в дневники:
§ 24, раб. тетрадь № 2 на стр. 75; №4 на стр. 77.
Индивидуальное задание двум учащимся этого класса:
-
Прочитать статью в «Энциклопедии истории России для детей» и ответить на вопрос: Кто же был прав в споре о направлении внешней политики в конце 50-х годов 16 века – Алексей Адашев или Иван IV?
-
Прочитать дополнительный очерк в этой же «Энциклопедии» Д. Володихина о гибели Ермака на стр. 340 и ответить на вопрос: чья версия более достоверна: Сиповского В.Д. (из книги «Родная старина» на стр. 348) или Д. Володихина.