Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цели:
- Создать условия для формирования у учащихся умения умножать и делить числа, полученные при измерении, на круглые десятки.
- Продолжить совершенствовать мыслительную деятельность (анализ, сравнение, обобщение) через использование математических упражнений и задач; совершенствовать речь через чтение правила, примеров, текста задачи.
- Создать условия для формирования умения слушать, слышать и самостоятельно оценивать свою деятельность.
Ход урока
- Организационный момент
- Подготовка к активной деятельности на основном этапе.
- – Назовите известные вам меры, которые получаются при измерении.
– Какие единицы измерения массы вы знаете.
– Назовите их в порядке возрастания (аналогично меры стоимости, длины). - Продолжите предложение, вставив необходимую единицу измерения.
– Пакет молока стоит 29…
– Длина стола 1…
– Вес человека 68…
– Длина карандаша 1…
– Масса слона 3…
– Стоимость ручки 365…
– Расстояние от дома до школы 2… - Заспорили 3 мартышки. Кто у них тяжелее. Разрешите спор.
- 180 кг
- 2 ц
- 172 кг 900 г
– Назовите вес каждой из них.
– Расставьте меры веса в порядке убывания.
- Изучение нового материала.
Прочитайте примеры. Выберите те, которые относятся к теме урока.
- 5 ц 74 кг * 6 =
- 46 р. 40 к. / 20 =
- 5 дм 5 см / 5 =
- 94 т 7 ц * 60 =
Образец решения примера дает учитель:
46 р. 40 к. / 20 = 2 р. 32 к.
46 р. 40 к. = 4640 к.
Алгоритм решения: чтобы выполнить деление или умножение числа, полученного при измерении на круглые десятки, нужно:
- выразить число, полученное при измерении в более мелких мерах;
- выполнить вычисление;
- число, полученное в ответе, выразить в более крупных мерах.
На доску вывешиваются опорные слова: “выразить в мелких мерах”, “выполнить вычисление”, “выразить в крупных мерах”.
- Первичная проверка понимания нового материала.
Учащийся решает у доски пример с опорой на алгоритм:
94 т 7 ц * 60 = 5 682 т
94 т 7 ц = 947 ц
Работа с правилом по учебнику.
Физкультпауза: гимнастика для глаз
- Закрепление знаний.
Работа по карточкам:
- Задача (I группа учащихся – низкий и средний уровень обученности).
- Задача + примеры (II группа учащихся высокий уровень обученности).
Задача: учащиеся школы собрали 34 кг 290 г чеснока. Весь чесок разложили в 30 одинаковых пакетов. Сколько чеснока в 1 пакете?
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче?
- Послушайте полезную информацию об этом растении (рассказывает учащийся).
- Что нового вы узнали о чесноке?
- Прочитайте задачу еще раз.
- Что известно?
- Что требуется узнать?
- Подберите синоним к слову “разложили”.
- Каким арифметическим действием можно узнать, сколько чеснока в одном пакете?
Вторая группа учащихся записывает решении задачи самостоятельно. Далее -решают примеры (самопроверка по ответам на карточках).
Примеры:
4 м 36 см * 40 =
130 р. 80 к. / 30 =
Работа учащегося по решению задачи у доски.
34 кг 290 г / 30 = 1 кг 142 г
34 кг 290 г = 34 290 г
Ответ: 1 кг 142 г чеснока в одном пакете.
- Подведение итогов.
- Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.