Цели:
- обобщить, систематизировать знания по теме “Тепловые явления”,
- совершенствовать навыки решения задач различного типа,
- формировать навыки коллективной работы.
Эпиграф: Не стыдно знать, стыдно не учиться. (Русская пословица)
Подготовка к уроку:
- Класс делится на 2 команды, примерно равные по силам, в каждой команде выбирается капитан.
- Готовится ведомость, в которую жюри (2-3 старшеклассника или учителя) должно вносить оценки за каждый ответ. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Конкурсы
Конкурс “Знаешь ли ты формулы?”
На большом кубике написаны формулы, относящиеся к разделу “Теплота”. Представители команд выходят и бросают кубик, выпавшую формулу записывают на доске, поясняют ее назначение и физический смысл.
Затем члены команды-соперницы задают вопросы, относящиеся к этой формуле.
“Конкурс смекалистых”
Он посвящается решению качественных задач. Задачи записаны на карточках. Представители команд вытаскивают эти карточки и отвечают на вопрос. Если не могут ответить, просят помощи у команды, не справляется команда, помогает команда-соперница.
Конкурс “Соревнование любителей кроссвордов”
Вопросы записаны на доске. Сетка кроссворда на карточках, которые раздают каждому ученику. Кроссворд нужно решить , затем карточку сдать.
Конкурс “Понимаешь ли ты графики?”
Обучающиеся каждой команды берут по карточке, на которой график, рядом с каждым – вопросы, на них нужно ответить.
Конкурс “Аукцион”
На обсуждение по очереди выставляются лоты (предметы). Задача обучающихся – как можно больше сообщить о данном лоте. Информация является логически законченным высказыванием.
Конкурс “Поиск”
Это проверка домашнего задания. Команды заранее получили задание – найти интересные факты о тепловых явлениях и подготовить небольшое сообщение (1-2 мин)
- Подведение итогов.
Самые активные участники получают грамоты.
ЗАДАНИЯ И ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К КОНКУРСАМ
Конкурс “Знаешь ли ты формулы?”
Примеры:
Q = cm (t2о - t1о)
Q = λm
Q = Lm; Q = qm,
m = ρV.
Вопросы команды-соперницы:
- как ты понимаешь выражение “удельная теплоемкость вещества с = 230 .
- Lводы = 2,3 · 106 . Что это значит?
- Как ты понимаешь выражение “Удельная теплота плавления золота равна 67?
- Удельная теплота сгорания нефти равна 4,4 · 107 . Что показывает это число?
- При какой влажности воздуха на предметах появляется роса? ( = 100%)
“Конкурс смекалистых”
- Почему в летнюю жару температура воды в открытых водоемах (прудах, реках и озерах) всегда бывает ниже, чем температура окружающего воздуха?
(Две причины:
- большая теплоемкость воды, медленное ее нагревание;
- остывание из-за испарения с поверхности.)
- Удельная теплота сгорания различных пород дров можно считать приблизительно одинаковой. Почему же стоимость березовых дров значительно выше стоимости дров другой породы? (Плотность березы большая, в ней больше древесины, которая при сгорании и дает тепло. Поэтому куболитр березовых дров при сгорании дает большее количество теплоты, чем кубометр сосновых. Это и есть причина более высокой стоимости).
- Вспомните опыт Торричелли. Чем занято пространство, называемое “Торричеллиевой пустотой”? (парами ртути)
- Почему изморозь (иней), покрывающая ветви деревьев с утра, постепенно исчезает, хотя оттепели может и не быть? (Снег (лед) может превращаться из твердого состояния сразу в парообразное, минуя жидкую фазу)
- Почему для осени характерна низкая облачность? (Близкие к земной поверхности слои атмосферы охладились: в них происходит конденсация водяных паров – образуются облака)
- Почему смоченная одежда облегчает существование человека в условиях пустыни? (Вода испаряется с поверхности одежды и охлаждает ее)
- Нормальная температура человеческого тела равна 36,6 ˚С. Почему же человеку не холодно при 25 ˚С и очень жарко при 37 ˚С? (Телом человека непрерывно выделяется теплота, которая отдается окружающему воздуху). При температуре 37 ˚С процесс теплопередачи замедляется и в теле человека образуется избыточная внутренняя энергия).
- На чашки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?
- Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда чайник поставлен на лед, или когда лед положен на крышку чайника? (Когда лед положен на крышку чайника)
- Почему в строительной технике широко применяется пористый материал? (Пористый кирпич, различные пеноматериалы, стеклянная вата, войлок содержат воздух, обладающий малой теплопроводностью)
Конкурс “Соревнование любителей кроссвордов”
Рисунок 1
По горизонтали:
- Интенсивное парообразование, при котором внутри жидкости растут и поднимаются вверх пузырьки пара. (Кипение)
- Парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости. (Испарение)
- Шведский ученый, предложивший использовать стоградусную шкалу температур. (Цельсий)
- Прибор для измерения температуры. (Термометр)
- Тепловой двигатель, в котором пар или газ вращает вал без помощи поршня, шатуна и кривошипа. (Турбина)
- Вид теплопередачи, осуществляемый и в вакууме. (Излучение)
- Процесс, обратный плавлению. (Кристаллизация)
- Вид теплопередачи. (Теплопроводность)
- Как называется хаотическое движение молекул в теле? (Тепловое)
- Прибор для измерения влажности воздуха. (Гигрометр)
Указания: если вы верно ответили, то в выделенном столбце получится название прибора, который используется при проведении опытов для изучения тепловых явлений.
Ответы:
- Кипение.
- Испарение.
- Цельсий.
- Термометр.
- Турбина.
- Излучение.
- Кристаллизация.
- Теплопроводность.
- Тепловое.
- Гигрометр.
Конкурс “Понимаешь ли ты графики?”
1. По графику (рис.2) определить:
Рисунок 2
- какой процесс изображает график?
- для какого вещества?
- что происходит на участке АВ? CD?
- По графику (рис.3) определить:
- какой процесс изображает график?
- какому состоянию вещества соответствует участок АВ? CD?
- через сколько минут температура перестала расти?
Конкурс “Аукцион”
Лот № 1. Калориметр (кладется на стол)
Примерные высказывания обучающихся:
- Это физическое тело – калориметр.
- Прибор для проведения опытов в школьных условиях.
- Он состоит из двух сосудов.
- Сосуды разделены воздушным промежутком.
- Дно внутреннего сосуда отделено от внешнего специальной подставкой.
- Позволяет уменьшить потери энергии при теплопередаче.
Лот № 2. Психрометр (вешается на доску)
Примерные высказывания обучающихся:
- Прибор для определения влажности воздуха.
- Он состоит из двух термометров.
- Один из них показывает температуру воздуха.
- Резервуар другого термометра обвязан батистом, опущенным в воду.
- Другой показывает более низкую температуру, обусловленную интенсивностью испарения с влажного батиста.
- Имеется психрометрическая таблица, позволяющая определить влажность воздуха.
Конкурс “Поиск” (обзор примерных сообщений)
- Вода обладает удивительным свойством. Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды!При температуре от 0˚С до + 4˚С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При + 4˚С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м3.
- Температура кипения зависит от давления, оказываемого на свободную поверхность жидкости. При увеличении этого давления рост и подъем пузырьков внутри жидкости начинается при большей температуре, при уменьшении давления – при меньшей температуре. Например, в горных районах (на высоте 3 км, где p = 70 кПа) вода кипит при 90˚С. Поэтому жителям этих районов, использующим такой кипяток, требуется больше времени для приготовления пищи, чем жителям равнин. А сварить в этом кипятке куриное яйцо вообще невозможно, т.к. белок при температуре ниже 100˚С не сворачивается.
- Различие в температурах кипения разных веществ находит широкое применение в технике в процессе перегонки нефти. При нагревании нефти до 360˚С мазут остается в ней, а те ее части, у которых температура кипения ниже 360˚С, испаряются. Из образовавшегося пара получают бензин и некоторые другие виды топлива.
- Первая универсальная паровая машина была построена английским изобретателем Джеймсом Уаттом. Начиная с 1768 года он занимался усовершенствованием ее конструкции. При поддержке крупного промышленника Болтона за 10 лет в период с 1775 по 1785 года фирма Уатта построила 66 паровых машин: из них 22 для медных рудников, 17 для металлургических заводов, 7 для водопроводных, 5 для каменноугольных шахт и 2 для текстильных фабрик. За следующие 10 лет фирмой было поставлено 144 такие машины. Изобретение паровой машины сыграло огромную роль в переходе к машинному Производству. Недаром на памятнике Уатту написано “Увеличил власть человека над природой”.
- В России в 1834 году отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы, крепостные горнозаводчика Урала Демидова, построили первый отечественный паровоз. Этот паровоз перевозил руду на территории Нижнетагильского завода по специальной “Чугунной дороге”. Он развивал скорость 15 км/ч при грузе 3,5 кг.
Литература
- Алексеева М.Н. Физика – юным: Теплота. Электричество: книга для внеклассного чтения. 7 кл. Сост. М.Н.Алексеева. – М.: Просвещение, 1980 – 160 с.
- Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986 - 255 с.
- Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. ср. шк. – 6-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 1994 – 191 с.
- М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике в 6-7 кл. Пособие для учителей. М: Просвещение – 1976 г. - 128 С; ил.
- Б.Ю. Коган. Сто задач по физике. Изд. второе, перераб. Под ред. И.Е. Иродова. М,: Наука – 1986г. – 62 с.
- Нестандартные уроки. Физика 7-10 кл. Составитель С.В. Боброва – Волгоград, Изд. “Учитель”. – с.55
- А.Б. Карпович. Сборник задач-вопросов по физике (VIII-X кл.) Под ред. проф. П.А.Знаменского. Изд. Академии пед. наук РСФСР М,: 1956г.-с.139
- Ц.Б. Кац. Биофизика на уроках физики. Книга для учителя. Из опыта работы. Изд. второе, перераб. М.: Просвещение 1988 – с.159
- И.Я. Ланина. 100 игр по физике. Кн. для учителя. М.: Просвещение 1995 – 224 с.: ил.
- Урок физики в современной шк.:Творч. Поиск учителей. Кн. для учителя/Сост. Э.М. Бравермсен; Под ред. В.Г.Разумовского.- М.: Просвещение, 1993.-288с.