Вид урока: рисование с натуры.
Цель: дать основы изображения цветов в акварельной технике.
Задачи:
- Образовательные задачи: Учить работать акварельными красками. Анализировать, формирование художественных знаний, умений и навыков.
- Развивающие задачи: Развивать зрительную память, образное мышление, двигательные способности, усидчивость, трудолюбие.
- Воспитательные задачи: Воспитывать эстетические чувства, бережное, доброе отношение к природе и животным.
Оформление урока: репродукции картин художника, работы учеников.
Музыкальное оформление:
- Антонио Вивальди “Времена года” “Лето”
- П.Чайковский. Вальс цветов из балета "Щелкунчик"
Оборудование: проектор, видео запись и фотографии поэтапного рисования.
Материалы: акварельная бумага, кисти, бумажное полотенце, акварель, палитра, баночка, тряпка х\б, белая свеча.
План урока:
- Организационная часть – 5мин.
- Изложение нового учебного материала – 10мин.
- Самостоятельная работа учащихся – 25мин.
- Завершение урока – 5мин
Ход урока
- Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
- Объявление темы и цели урока. Презентация
– Тема урока. “Ирисы”. Сегодня мы будем учиться рисовать, акварельными красками цветы ирисы. Ирисы – цветок, олицетворяющий одно из красивейших явлений природы, у русского народа нежно зовется “касатиком”. Этот гордый, устремленный к солнцу, сияющий, переливающийся всеми красками цветок манит необъяснимой сокровенностью, трепетной нежностью и хрупкостью. Это чудо природы вдохновляет художников, композиторы посвящают ему оперы, романсы, поэты – стихи.
Вступительная беседа.
Звучит музыка: П.Чайковский. Вальс цветов из балета "Щелкунчик". На экране фотографии цветов.
Учитель: Ребята, вас встретила прекрасная музыка.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какое настроение эта музыка и цветы у вас вызывают.
Ответ: Светлое, радостное, праздничное, яркое.
Учитель: Правильно. В музыке Чайковского много чувств и переживаний, она рассказывает нам о красоте и многообразии мира. Очень важно уметь и хотеть услышать и почувствовать этот мир сердцем. Люди любят цветы, настроение, которое они создают. Цветы окружают человека везде и сопровождают его всю жизнь. Цветы и краски окружающего нас мира. Их очень много.
На экране: Изображение Фрески из Кносского дворца, радуги, богини Ириды.
Рассказ ученика: Цветы ириса известны человеку с древнейших времён. На острове Крит на фреске, которая находилась на стене Кносского дворца, изображен жрец, окружённый цветущими ирисами. Этой фреске около 4 000 лет. В Средние века ирисы выращивали в садах замков и монастырей, откуда были перенесены в сады горожан. Своё имя цветок получил в древней Греции по имени богини Ириды, которая как посланница богов сходила по радуге на землю, поэтому слово “Ирис” в переводе с греческого означает радуга. Название этому цветку дал Гиппократ, греческий врач (около IV века до н.э.).
Рассказ ученика: У славянских народов широко использовалась радужная гамма цветов и оттенков и причудливые формы соцветия ирисов. Их можно было видеть в изделиях народных промыслов, в тканях, а также в украшении быта: роспись жилища, утвари, одежды (в орнаменте рубах, сарафанов, рушников, шалей и полушалков).
На экране: Работы художников изображающие цветы – ирисы.
Учитель: Теперь посмотрим на работы художников. Работы художников открываются нам, зрителям, только тогда, когда мы смотрим на них внимательно и вдумчиво, и только тем зрителям, которые умеют видеть. Чтобы уметь видеть зрителю нужно многое уметь и знать. Ему необходимо видеть красоту, созданную не только художником, но и самой природой.
Учитель: Скажите, вы увидели, как все художники стремятся передать изображение этих цветов?
Ответ: Нежно, полупрозрачно, тонко.
Учитель: Правильно! Особенно ярко это предал в своих работах художник Аркадий Пластов. Он с огромной теплотой и любовью к родине, к окружающей его природе смог передать свое впечатление, восторг от увиденного букета. Посмотрите, как нежно и трепетно А.Пластов написал цветы. Какие цвета используют художники, изображая цветы? (ответы учащихся).
- Показ учителем последовательности выполнения рисунка.
- Параллельно практическая работа учащихся.
На экране: итоговое изображение.
Учитель: Ребята! Посмотрите внимательно на экран это, то, что у нас должно получиться. Мы должны с вами научиться видеть простые формы. Выделить главное!
На экране: прошлогодние работы учащихся.
Учитель: Обратите внимание, как ребята хорошо справились с заданием, какие работы все разные!
Этапы рисования:
- 1 шаг:
Учитель: Какую геометрическую форму имеют цветы, листья?
Ответ: Круглую, овальную, трапециевидную, треугольную.
Необходимо рисовать от общего к частному. Расположим лист бумаги вертикально. Обозначьте точками и линиями центры основных цветов и листьев. И нарисуйте легкими еле заметными линиями общую форму цветов. Тем самым мы найдем нужную нам композицию. Набросок выполняется карандашом мягкостью (нВ или н).
- 2 шаг:
Когда мы нарисовали обобщенную форму цветов, листьев и нашли композицию можно приступить к нахождению формы лепестков у цветка.
Затем предадим нужную форму листьям. Добавим детали. Далее необходимо подчеркнуть живость линии, чтобы листья смотрелись более натуралистично. Для этого нужно в теневых местах усилить нажим карандаша, взяв при этом карандаш 2 в.
- 3 шаг:
Возьмем обычную белую свечку. Ее нужно заточить, как карандаш. И прорисовываем те места на лепестках, которые не должны прокраситься, должны остаться белыми.
- 4 шаг:
Приступаем рисовать акварельными красками. Начнем с цветов, а не с фона, для того чтобы можно было с помощью фона обобщить края цветов.
Помоем бумагу. Начнем со светлых мест, возьмем оттенки желтого и нанесем их на те места, где мы использовали свечку. Переходим к лепесткам и берем холодные оттенки красных и синих цветов.
Листья так же рисуем в холодном колорите, но в
нежных тонких местах добавляем теплые тона. И уже
фон рисуем солнечным теплым, добавляя отблески
зеленого. И с помощью этого создается
контрастное изображение цветов.