Умножение обыкновенных дробей

Разделы: Общепедагогические технологии


“Да, путь познания не гладок!
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет”.

Цель урока:

  • отработать умение и навыки применения правил умножения обыкновенных дробей;
  • контроль знаний;
  • способствовать развитию любознательности;
  • умение преодолевать трудности при решении примеров и задач;
  • потребности к самообразованию.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Оборудование: индивидуальные карточки с примерами, тесты, карточки для устного счета; карточки для девиза урока; кодоскоп.

ХОД УРОКА

Ученица читает стих о дробях:

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Мы зовем обыкновенной.
Посмотрите, что за дробь –
Дробь обыкновенная.
Проведем сегодня с ней
Действие мгновенное.
Пять восьмых и восемь пятых
Сколько будет? Две десятых.
Действие не верное –
Действие мгновенное.
Ну, а правильный ответ
Будем помнить много лет
Дробь на дробь просто умножить,
Надо числители и знаменатели перемножить.

  1. Организационный момент.

Учитель. Сообщение о домашнем задании.

Запись в дневниках задания на дом

№431(в)
№440(г)
№447(д)
№454(2)

IIв

№431(е)
№440(в)
№447(е)
№454(1)

Учитель. Сообщение темы урока и цель урока.

  1. Начало урока состоит в практическом задании для учащихся.

Ребята должны определить девиз урока

Учитель: ребята у вас на партах лежат карточки с примерами и личным номером. Вы решаете пример, подходите к доске, где ответы закодированы буквами. Находите ответ и номер вашей карточки на доске и пишите букву под вашим номером карточки.

Когда решены все задания правильно, и каждый ученик вписал свою букву, на доске появится надпись девиза урока.

Девиз урока: “Авось да как-нибудь до добра не доведут”.

Приложение1.

Приложение2.

Учитель: Теперь давайте обсудим смысл поговорки. Во время дискуссии учащиеся выступают с сообщениями по темам роль правильных математических вычислений:

  • В сельском хозяйстве (животноводство, растениеводство)
  • В строительстве, архитектуре.
  • В ракетостроении, самолетостроении.

Во время дискуссии обсуждение сообщений позволяет вывести учащихся на правильный ответ, вывод и сделать заключение о важной роли математики. Нахождение компромисса в ходе дискуссии и будет оптимальным решением, которое обобщает учитель.

Вывод: все математические вычисления выполнять аккуратно, четко, правильно.

  1. Новый этап урока. Устный счет

Для облегчения подготовки учителя к уроку использую кодоскоп. Ребятам раздаётся дидактический материал: сигнальные карточки с цифрами - 1, 2, 3, 4.

Перед началом устного счёта знакомлю с критериями оценивания. Последовательно проецирую на доску задания с примерами и предложенными вариантами ответов.Ребята считают и поднимают цифру, которой соответствует правильный ответ.

Для фиксирования правильных ответов разработана таблица контроля – список учащихся, количество заданий и количество правильных ответов.

Выполнить действия:

а)

 1) ; 2)  ; 3) ; 4)

б)

1)1,1; 2) 1; 3) 2; 4)

в)

1) 4; 2) ; 3)3; 4)

г)

1) ; 2) ; 3) 1; 4) 2

д)

1) 2; 2) 3; 3) ; 4)

е)

1) 2; 2) ; 3);  4) 1

ж)

1);  2);  3) ; 4)

з)

1) ; 2);  3);  4)

  1. Новый этап. Индивидуальные выступления ребят.

На предыдущем занятии учащиеся получили задание подготовить доклады по следующим темам:

  • В каких древних источниках встречаются первые упоминания о дробях?
  • Для чего нужны дроби?
  • Какие дроби использовались в Древнем Вавилоне?
  • Система дробей в Древнем Риме, в Древней Греции.
  • Когда и где стали записывать дроби с помощью числителя и знаменателя?

Такой вид деятельности можно предложить при взаимодействии с учителями истории, географии, литературы.

  1. Самостоятельная работа. Решение упражнений и задач.

На следующем этапе урока данный вид деятельности помогает повысить интерес и мотивацию учащихся к предмету, так как содержит в себе игровой и познавательный метод обучения. В результате деятельности у учащихся происходит смена вида деятельности, что снимает напряжение и улучшает атмосферу урока.

6 человек работают у доски по карточкам с примерами и шифром. Когда все задания будут решены правильно, в матрице ответов получается высказывание: “Математика – царица всех наук”.

Остальные выполняют задания на местах по двум вариантам. При решении первого варианта в ответе получается слово “Пять”, а во втором – “Семь”.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

  1. Физкультминутка.

Физкультминутка проводиться для снятия напряжения и восстановление внимания к следующему этапу урока. Я называю математические слова, определения или названия математических инструментов и приспособлений. Если математическое слово, то встали, если не математическое - то сидят (трава, транспортир); если математическое слово, то поднимите правую руку, если нет, то левую (прямоугольник, попугай); если математическое слово, то наклоните голову в право , если нет, то в лево (небо, дробь); если математическое слово, то руки вытянуть вперед, если нет, то поднят вверх (окружность, яблоко).

  1. Заключительный этап учебной деятельности.

Тест. Приложение 6.

Учащимся раздаётся индивидуальный раздаточный материал. Ребята решают, ответы записывают в тетрадь и на черновик, так как тетрадь после выполнения сдаётся учителю на проверку. Проверяем выполненную работу через кодоскоп на черновике. Каждый ученик видит свои ошибки, тем самым выполняет работу над ошибками дома.

  1. Итоги урока.

Перед подведением итогов звучит негромкая музыка.

Учитель подводит итог урока, озвучивает каждый этап и критерии оценивания каждого ученика. Заканчивается урок стихотворением, которое читает ученик, посвященное дробям:

Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.