“Да, путь познания не гладок!
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет”.
Цель урока:
- отработать умение и навыки применения правил умножения обыкновенных дробей;
- контроль знаний;
- способствовать развитию любознательности;
- умение преодолевать трудности при решении примеров и задач;
- потребности к самообразованию.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Оборудование: индивидуальные карточки с примерами, тесты, карточки для устного счета; карточки для девиза урока; кодоскоп.
ХОД УРОКА
Ученица читает стих о дробях:
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Мы зовем обыкновенной.
Посмотрите, что за дробь –
Дробь обыкновенная.
Проведем сегодня с ней
Действие мгновенное.
Пять восьмых и восемь пятых
Сколько будет? Две десятых.
Действие не верное –
Действие мгновенное.
Ну, а правильный ответ
Будем помнить много лет
Дробь на дробь просто умножить,
Надо числители и знаменатели перемножить.
- Организационный момент.
Учитель. Сообщение о домашнем задании.
Запись в дневниках задания на дом
Iв
№431(в) |
IIв №431(е) |
Учитель. Сообщение темы урока и цель урока.
- Начало урока состоит в практическом задании для учащихся.
Ребята должны определить девиз урока
Учитель: ребята у вас на партах лежат карточки с примерами и личным номером. Вы решаете пример, подходите к доске, где ответы закодированы буквами. Находите ответ и номер вашей карточки на доске и пишите букву под вашим номером карточки.
Когда решены все задания правильно, и каждый ученик вписал свою букву, на доске появится надпись девиза урока.
Девиз урока: “Авось да как-нибудь до добра не доведут”.
Учитель: Теперь давайте обсудим смысл поговорки. Во время дискуссии учащиеся выступают с сообщениями по темам роль правильных математических вычислений:
- В сельском хозяйстве (животноводство, растениеводство)
- В строительстве, архитектуре.
- В ракетостроении, самолетостроении.
Во время дискуссии обсуждение сообщений позволяет вывести учащихся на правильный ответ, вывод и сделать заключение о важной роли математики. Нахождение компромисса в ходе дискуссии и будет оптимальным решением, которое обобщает учитель.
Вывод: все математические вычисления выполнять аккуратно, четко, правильно.
- Новый этап урока. Устный счет
Для облегчения подготовки учителя к уроку использую кодоскоп. Ребятам раздаётся дидактический материал: сигнальные карточки с цифрами - 1, 2, 3, 4.
Перед началом устного счёта знакомлю с критериями оценивания. Последовательно проецирую на доску задания с примерами и предложенными вариантами ответов.Ребята считают и поднимают цифру, которой соответствует правильный ответ.
Для фиксирования правильных ответов разработана таблица контроля – список учащихся, количество заданий и количество правильных ответов.
Выполнить действия:
а)
1) ; 2) ; 3) ; 4)
б)
1)1,1; 2) 1; 3) 2; 4)
в)
1) 4; 2) ; 3)3; 4)
г)
1) ; 2) ; 3) 1; 4) 2
д)
1) 2; 2) 3; 3) ; 4)
е)
1) 2; 2) ; 3); 4) 1
ж)
1); 2); 3) ; 4)
з)
1) ; 2); 3); 4)
- Новый этап. Индивидуальные выступления ребят.
На предыдущем занятии учащиеся получили задание подготовить доклады по следующим темам:
- В каких древних источниках встречаются первые упоминания о дробях?
- Для чего нужны дроби?
- Какие дроби использовались в Древнем Вавилоне?
- Система дробей в Древнем Риме, в Древней Греции.
- Когда и где стали записывать дроби с помощью числителя и знаменателя?
Такой вид деятельности можно предложить при взаимодействии с учителями истории, географии, литературы.
- Самостоятельная работа. Решение упражнений и задач.
На следующем этапе урока данный вид деятельности помогает повысить интерес и мотивацию учащихся к предмету, так как содержит в себе игровой и познавательный метод обучения. В результате деятельности у учащихся происходит смена вида деятельности, что снимает напряжение и улучшает атмосферу урока.
6 человек работают у доски по карточкам с примерами и шифром. Когда все задания будут решены правильно, в матрице ответов получается высказывание: “Математика – царица всех наук”.
Остальные выполняют задания на местах по двум вариантам. При решении первого варианта в ответе получается слово “Пять”, а во втором – “Семь”.
- Физкультминутка.
Физкультминутка проводиться для снятия напряжения и восстановление внимания к следующему этапу урока. Я называю математические слова, определения или названия математических инструментов и приспособлений. Если математическое слово, то встали, если не математическое - то сидят (трава, транспортир); если математическое слово, то поднимите правую руку, если нет, то левую (прямоугольник, попугай); если математическое слово, то наклоните голову в право , если нет, то в лево (небо, дробь); если математическое слово, то руки вытянуть вперед, если нет, то поднят вверх (окружность, яблоко).
- Заключительный этап учебной деятельности.
Тест. Приложение 6.
Учащимся раздаётся индивидуальный раздаточный материал. Ребята решают, ответы записывают в тетрадь и на черновик, так как тетрадь после выполнения сдаётся учителю на проверку. Проверяем выполненную работу через кодоскоп на черновике. Каждый ученик видит свои ошибки, тем самым выполняет работу над ошибками дома.
- Итоги урока.
Перед подведением итогов звучит негромкая музыка.
Учитель подводит итог урока, озвучивает каждый этап и критерии оценивания каждого ученика. Заканчивается урок стихотворением, которое читает ученик, посвященное дробям:
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.