Программа "Одарённые дети"

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Концепция работы с одарёнными детьми

Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень креативных возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одарёнными.

У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока “ не по зубам”; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в толковании событий и явлений и это нередко вызывает проблемы в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой деятельности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других “стандартных” решений. Общая одаренность выражается в более “быстром” обнаружении решения.

Одарённые дети:

  • как правило, более активны и всегда чем – либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку;
  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную и информацию;
  • благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  • они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;
  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  • некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Условно можно выделить три категории одарённых детей:

1 категория 2 категория 3 категория
Дети, с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте) Дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте) Учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся раскрываются в старшем школьном возрасте)

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.

В работе с этой категорией учащихся образовательное учреждение руководствуется:

  • Принципом индивидуализации обучения;
  • Принципом свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принципом максимального разнообразия представляемых возможностей;
  • Принципом особого внимания к проблеме межличностных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • Принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.

Стратегические задачи:

  1. Координация и активизация работы школы с одаренными и способными детьми на основе обеспечения единой системы исследования природы и развития одаренности.
  2. Повсеместное проведение диагностических обследований детей на выявление одаренных и способных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех ступенях обучения).
  3. Составление банка данных об одаренных детях, прогнозирование их развития.
  4. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе дифференцированного обучения их в различных образовательных областях, художественного творчества; совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, методик.
  5. Создание необходимых условий для дифференцированного обучения всех одаренных детей.
  6. Определение комплекса мер, обеспечивающих поддержку и стимулирование активной деятельности одаренных и способных детей, а также специалистов, работающих с ними.

Основные цели и задачи Приложение

Требования к учителю

 Учитель должен быть:

  • творческим;
  • профессионально грамотным;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • владеть современными образовательными технологиями;
  • умелым организатором учебно–воспитательного процесса;
  • владеть компетентностным подходом к обучению;
  • умеющим развивать компенсаторные способности учащихся

Учителю характерны:

  • желание работать нестандартно;
  • поисковая активность;
  • знание психологии одаренных детей;
  • готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми;
  • признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе;
  • стремление к интеллектуальному совершенствованию
  • создание на уроке и во внеурочной деятельности доверительных межличностных отношений;
  • признание прав учащегося на ошибку,
  • обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

 Модель профессионализма учителя

Основные показатели профессиональной компетентности учителя:
  • специально – профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное создание знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем от категории: чем выше уровень профессионализма, тем выше компетентность учителя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области.
  • психолого-педагогические знания – это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях подготовительной деятельности и общения личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.
  • психолого-педагогические умения – способность психологически грамотно осуществлять взаимодействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.

 Модель одаренного ребенка

  • личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
  • личность, способная реализовать в жизни “Я – концепцию”, способная к саморазвитию, самопознанию и самоизменению;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

  Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми:

1 Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми через:
  • проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов и т.д. по данной проблеме;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • систематический обзор литературы по данному направлению
2 Подбор материалов и инструментария для выявления возможности работы педагогов с одарёнными детьми
3 Коррекционно–развивающая работа в форме лекционных занятий, деловых игр, социально – психологических консультаций, тренинги
4 Выявление достоверно значимых изменений в личностной, коммуникативной, эмоциональной, профессиональной сфере педагогов, непосредственно связанных с процессом межличностного взаимодействия с одарёнными и способными детьми
5
  1. Разработка программы действий по результатам проделанной работы.
  2. Диагностика педагогических затруднений в области межличностного взаимодействия с одаренными учащимися.
  3. Выявление основных затруднений педагогов, их классификация.

 Этапы выявления “Одаренных детей”

 Формы работы с одаренными учащимися.

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы, элективные курсы, индивидуально-групповые занятия;
  • организация учебно-исследовательской деятельности;
  • функционирование НОУ “Поиск”;
  • участие в интеллектуальных конкурсах, марафонах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня;
  • организация летних профильных отрядов;
  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Этапы реализации программы.

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2005-2006 гг)

Мониторинг одаренности.

Создание:

  • банка данных по одаренным детям;
  • банка творческих работ учащихся;
  • банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;
  • рекомендаций по работе с одаренными.

Организация:

  • внеклассной работы по предмету;
  • деятельности научного общества.

2 этап: деятельностный (2006-2009 гг)

  • Апробация учебных программ для детей повышенного образовательного уровня.
  • Продолжение работы по выявлению одаренных и способных детей на ранних этапах обучения.
  • Организация системы учебно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Внедрение метода проектов.
  • Переход на систему портфолио.
  • Проведение выставок детского творчества.
  • Представление опыта работы по технологиям интеллектуального развития.

3 этап: завершающий (2010 г)

  • Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
  • Выпуск методического бюллетеня “Опыт работы с одаренными детьми”.
  • Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

План мероприятий по реализации программы “Одаренные дети” на 2005 – 2010 гг

Направления деятельности (мероприятия) Сроки Ответственные
1 Создание проблемной группы по реализации программы 2005
  • Директор;
  • Заместители директора по УВР
2
  • Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования педагогов по проблеме.
  • Систематический обзор новых поступлений.
постоянно
  • Директор;
  • Заместители директора по УВР;
  • Зав. библиотекой
3 Разработка подпрограммы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей 2005-2006
  • Заместители директора по УВР;
  • Педагог-психолог
4 Знакомство с имеющимся практическим опытом работы по проблеме 2005-2006
  • Заместители директора по УВР;
  • Руководители предметных МО;
  • Члены проблемной группы
5 Открытие гимназических классов С 2005
  • Директор;
  • Заместители директора по УВР
6 Открытие профильных классов С 2006
  • Директор;
  • Заместители директора по УВР
7 Продолжение функционирования классов повышенного образовательного уровня 2006-2010 Заместители директора по УВР
8 Создание постоянно – действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми:
  • направление на курсы, семинары и т.д.
  • проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, круглых столов и т.д.
ежегодно
  • Директор;
  • Заместители директора по УВР
9 Организация и проведение предметных олимпиад, конференций, конкурсов разного уровня и т.д. постоянно Заместители директора по УВР
10 Диагностика уровня одарённости школьников. ежегодно
  • Педагог-психолог;
  • Кл. руководители
11 Создание и пополнение накопительной папки достижений учащихся “Портфолио” постоянно
  • Заместители директора по УВР;
  • Кл. руководители
12 Создание и пополнение банка данных одаренных детей школы. ежегодно Заместители директора по УВР
13 Организация научно – исследовательской деятельности учащихся в рамках научного общества учащихся “Поиск” ежемесячно Заместители директора по УВР
14 Проведение семинаров-практикумов с педагогами по вопросам выявления одаренных детей 2005-2006 Заместители директора по УВР
15 Организация и проведение декады наук, Ломоносовских чтений. ежегодно Заместители директора по УВР
16 Совершенствовать работу научного общества учащихся   Заместители директора по УВР
17 Организация летних профильных отрядов июнь  
18 Разработка нормативно – правовых документов 2005-2006 Директор, методический совет школы
19 Организация психолого-педагогического просвещения родителей способных и одарённых школьников  
  • Заместители директора по УВР;
  • Педагог-психолог
20 Издание сборников учебно – исследовательских работ учащихся ежегодно Заместители директора по УВР
21 Психолого-педагогическое сопровождения одарённых детей постоянно
  • Заместители директора по УВР;
  • Педагог-психолог;
  • педагоги
22 Организация взаимодействия с ВУЗами 2006-2010 Заместители директора по УВР
23 Мониторинг реализации программы ежегодно Заместители директора по УВР
24 Анализ работы в рамках реализации программы 2010 директор

Ожидаемые результаты:

  • Обеспечение общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
  • Увеличение числа одаренных детей.
  • Совершенствование системы работы с одаренными и способными детьми, создание условий для ее устойчивого существования.
  • Повышение качественных показателей обученности школьников в образовательном учреждении в целом.
  • Поэтапное формирование исследовательской культуры обучающихся.
  • Стимуляция познавательного интереса учащихся.
  • Формирование общеучебных умений самостоятельной работы.