Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Концепция работы с одарёнными детьми
Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень креативных возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одарёнными.
У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока “ не по зубам”; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в толковании событий и явлений и это нередко вызывает проблемы в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой деятельности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других “стандартных” решений. Общая одаренность выражается в более “быстром” обнаружении решения.
Одарённые дети:
- как правило, более активны и всегда чем – либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку;
- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную и информацию;
- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
- они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;
- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
- некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Условно можно выделить три категории одарённых детей:
1 категория | 2 категория | 3 категория |
Дети, с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте) | Дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте) | Учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся раскрываются в старшем школьном возрасте) |
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.
В работе с этой категорией учащихся образовательное учреждение руководствуется:
- Принципом индивидуализации обучения;
- Принципом свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;
- Принципом максимального разнообразия представляемых возможностей;
- Принципом особого внимания к проблеме межличностных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- Принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.
Стратегические задачи:
- Координация и активизация работы школы с одаренными и способными детьми на основе обеспечения единой системы исследования природы и развития одаренности.
- Повсеместное проведение диагностических обследований детей на выявление одаренных и способных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех ступенях обучения).
- Составление банка данных об одаренных детях, прогнозирование их развития.
- Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе дифференцированного обучения их в различных образовательных областях, художественного творчества; совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, методик.
- Создание необходимых условий для дифференцированного обучения всех одаренных детей.
- Определение комплекса мер, обеспечивающих поддержку и стимулирование активной деятельности одаренных и способных детей, а также специалистов, работающих с ними.
Основные цели и задачи Приложение
Требования к учителю
Учитель должен быть:
- творческим;
- профессионально грамотным;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- владеть современными образовательными технологиями;
- умелым организатором учебно–воспитательного процесса;
- владеть компетентностным подходом к обучению;
- умеющим развивать компенсаторные способности учащихся
Учителю характерны:
- желание работать нестандартно;
- поисковая активность;
- знание психологии одаренных детей;
- готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми;
- признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе;
- стремление к интеллектуальному совершенствованию
- создание на уроке и во внеурочной деятельности доверительных межличностных отношений;
- признание прав учащегося на ошибку,
- обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.
Модель профессионализма учителя
Основные показатели профессиональной компетентности учителя: |
|
|
|
Модель одаренного ребенка
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми:
1 | Знакомство учителей с научными данными
о психологических особенностях и методических
приёмах, эффективных при работе с одарёнными
детьми через:
|
2 | Подбор материалов и инструментария для выявления возможности работы педагогов с одарёнными детьми |
3 | Коррекционно–развивающая работа в форме лекционных занятий, деловых игр, социально – психологических консультаций, тренинги |
4 | Выявление достоверно значимых изменений в личностной, коммуникативной, эмоциональной, профессиональной сфере педагогов, непосредственно связанных с процессом межличностного взаимодействия с одарёнными и способными детьми |
5 |
|
Этапы выявления “Одаренных детей”
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы, элективные курсы, индивидуально-групповые занятия;
- организация учебно-исследовательской деятельности;
- функционирование НОУ “Поиск”;
- участие в интеллектуальных конкурсах, марафонах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня;
- организация летних профильных отрядов;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Этапы реализации программы.
1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2005-2006 гг)
Мониторинг одаренности.
Создание:
- банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными.
Организация:
- внеклассной работы по предмету;
- деятельности научного общества.
2 этап: деятельностный (2006-2009 гг)
- Апробация учебных программ для детей повышенного образовательного уровня.
- Продолжение работы по выявлению одаренных и способных детей на ранних этапах обучения.
- Организация системы учебно-исследовательской деятельности учащихся.
- Внедрение метода проектов.
- Переход на систему портфолио.
- Проведение выставок детского творчества.
- Представление опыта работы по технологиям интеллектуального развития.
3 этап: завершающий (2010 г)
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
- Выпуск методического бюллетеня “Опыт работы с одаренными детьми”.
- Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
План мероприятий по реализации программы “Одаренные дети” на 2005 – 2010 гг
№ | Направления деятельности (мероприятия) | Сроки | Ответственные |
1 | Создание проблемной группы по реализации программы | 2005 |
|
2 |
|
постоянно |
|
3 | Разработка подпрограммы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей | 2005-2006 |
|
4 | Знакомство с имеющимся практическим опытом работы по проблеме | 2005-2006 |
|
5 | Открытие гимназических классов | С 2005 |
|
6 | Открытие профильных классов | С 2006 |
|
7 | Продолжение функционирования классов повышенного образовательного уровня | 2006-2010 | Заместители директора по УВР |
8 | Создание постоянно – действующей
системы переподготовки
психолого-педагогических кадров для работы с
одаренными детьми:
|
ежегодно |
|
9 | Организация и проведение предметных олимпиад, конференций, конкурсов разного уровня и т.д. | постоянно | Заместители директора по УВР |
10 | Диагностика уровня одарённости школьников. | ежегодно |
|
11 | Создание и пополнение накопительной папки достижений учащихся “Портфолио” | постоянно |
|
12 | Создание и пополнение банка данных одаренных детей школы. | ежегодно | Заместители директора по УВР |
13 | Организация научно – исследовательской деятельности учащихся в рамках научного общества учащихся “Поиск” | ежемесячно | Заместители директора по УВР |
14 | Проведение семинаров-практикумов с педагогами по вопросам выявления одаренных детей | 2005-2006 | Заместители директора по УВР |
15 | Организация и проведение декады наук, Ломоносовских чтений. | ежегодно | Заместители директора по УВР |
16 | Совершенствовать работу научного общества учащихся | Заместители директора по УВР | |
17 | Организация летних профильных отрядов | июнь | |
18 | Разработка нормативно – правовых документов | 2005-2006 | Директор, методический совет школы |
19 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей способных и одарённых школьников |
|
|
20 | Издание сборников учебно – исследовательских работ учащихся | ежегодно | Заместители директора по УВР |
21 | Психолого-педагогическое сопровождения одарённых детей | постоянно |
|
22 | Организация взаимодействия с ВУЗами | 2006-2010 | Заместители директора по УВР |
23 | Мониторинг реализации программы | ежегодно | Заместители директора по УВР |
24 | Анализ работы в рамках реализации программы | 2010 | директор |
Ожидаемые результаты:
- Обеспечение общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
- Увеличение числа одаренных детей.
- Совершенствование системы работы с одаренными и способными детьми, создание условий для ее устойчивого существования.
- Повышение качественных показателей обученности школьников в образовательном учреждении в целом.
- Поэтапное формирование исследовательской культуры обучающихся.
- Стимуляция познавательного интереса учащихся.
- Формирование общеучебных умений самостоятельной работы.