В мотивации учения младших школьников, а особенно первоклассников, преобладают внешние мотивы, не связанные с познавательной деятельностью, с получением новых знаний и умений. В силу этого они и требуют методов обучения, включающих игровой и занимательный материал.
В.А. Сухомлинский писал: “Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.
Создание игровой атмосферы на уроке – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему, развивают познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. К этим важным выводам я пришла в процессе накопления знаний и опыта работы с младшими школьниками.
Работая в школе, приходится много думать, искать, составлять, творить. В результате рождаются уроки-игры, уроки- путешествия, уроки- состязания, уроки- сказки.
Эти уроки время от времени повторяются, успешно используются при изучении других тем в следующих классах. Детям они не надоедают.
Наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые.
Я хочу поделиться своим опытом и предлагаю порядок работы при подготовке нестандартного урока, а именно урока – сказки и конспект урока – сказки в 1классе “Выбор наследника” по теме “Сложение и вычитание в пределах 10 в случаях вида (+ - ) 1, 2, 3. Решение задач.
Порядок работы при подготовке урока-сказки.
- Учитель тщательно продумывает сюжет урока.
- Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком лёгкими.
- Задания должны усложняться по ходу урока.
- Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.
Цели урока:
- образовательные:
- закреплять изученные приёмы сложения и вычитания;
- формировать умение решать задачи; повторить состав чисел.
- учебные:
- учить сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;
- словесно оценивать качество своей и чужой работы;
- развивать “математическую” речь;
- воспитывать культуру общения
Оборудование: Карандаши, обёрнутые фольгой, царский трон, корона царя, разрезные карточки с цифрами, картинка с изображением кареты, рисунки с овощами и фруктами.
Ход урока- Организация начала урока.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, сказки всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
- Какое у вас настроение, покажите. (Дети показывают с помощью сигнальной карточки.)
- Мотивация.
- Дети, сегодня мы с вами побываем в сказке. Главный герой её – царь, который очень любил математику: задачи, ребусы математические на досуге решать, хитроумные книги читать по математике. Но вот прошли годы, состарился царь – математик. Настала пора о наследнике ему подумать. И решил царь – наследником царства будет тот из его родственников, кто покажет себя лучшим знатоком математики.
Приказал царь в главном зале дворца столы поставить, доски развесить. “Управлять государством нелегко, - думал царь, - много приходится размышлять. Знания нужны. Вот и выберу того, кто лучше других умеет соображать, мыслить, математику любить”.
- Ребята , а вы не желаете побывать во дворце у царя и стать претендентом на престол?
- Тогда возьмите волшебные палочки (это карандаши, заранее обёрнутые фольгой в тайне от детей), скажем волшебные слова: “Крибле – крабле - бумс!” (Звучит музыка, открывается занавес, на троне сидит царь, в роли царя – учитель).
- Я рад видеть вас первоклассники в моем царстве. И повелеваю вам, претендентам на царский престол, начать работу с “гимнастики” мозга.
- Актуализация опорных знаний. Устный счёт.
- Отработка знания последовательности чисел от 1 до 10, индивидуальная работа по ликвидации пробела в знаниях отдельных детей.
- Для этого сосчитаем до 10 и обратно.
- Что происходит при счёте до 10?
- А при обратном счёте?
- Какое число идёт при счёте за числом 8? Перед числом 5? Перед числом 10? Какое число встречается раньше: 0 или10? 3 или 5? Назовите соседей числа 7, 4, 6.
- Какое число больше, чем 5, на 1?
- Какое число меньше, чем 5 на 1?
- Вижу я, дети вы смышлёные, а теперь хочу проверить, как вы считать умеете.
- Игра “Отвечай – не зевай”.
Дети показывают ответы на разрезных карточках с цифрами.
- 7 плюс 2. (9)
- 8 уменьшить на 1. (7)
- 5 увеличить на 3. (8)
- 6 минус 3. (3)
- 4 плюс 2, полученный результат уменьшить на 3. (3)
- Первое слагаемое 6, второе слагаемое 3. Найти сумму. (9)
Дети показывают ответы на карточках. Если в ответе ошибка, задача разбирается.
У Коли и Марины
Четыре мандарина.
Из них у брата- три.
А сколько у сестры? (1)
Пять лодок было у причала,
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
И сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала. (2)
У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Ещё дала две Алла.
Сколько всего стало? (6)
- Молодцы, претенденты! Уважили старика. А теперь ответьте из каких геометрических фигур сделана моя карета. (На доске картинка с изображением кареты)/
Физкультминутка.
А сейчас хочу, я, дети
Прокатить вас на карете.
Ну-ка, братцы, не зевайте-
Все к карете подбегайте. (Бег на месте)
- Мы с вами много трудились и нам пора подкрепиться. Чтобы быть сильным и здоровым, необходимо правильно питаться. А именно нам необходимы витамины. А витаминов содержится много в свежих овощах и фруктах. Перед вами картинки с овощами и фруктами.
- Составление детьми задач по рисункам и заданным действиям.
- А сейчас отгадайте загадку:
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
- Что это? (Книга)
- Работа по учебнику. (стр. 104)
Решение задачи № 2.
- Рассмотрите рисунки во втором задании. Что здесь нарисовано? (Сливы.)
- Чем отличаются рисунки?
- Где слив меньше?
- На сколько меньше?
- Решите задачу.
- Назовите ответ.
- И так мои дорогие претенденты, витаминами вы с вами подкрепились, а теперь я хочу с вами потанцевать.
Физкультминутка. (Танец “Буги-вуги”.)
Руку правую вперёд, а потом её назад,
А потом её вперёд и немного потрясём.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге
И в ладоши хлопаем вот так. (Хлопки в ладоши).
- Чтобы быть наследником надо много знать. Работаем по уровням.
- Выполнение разноуровневой работы.
У. - 1. 6 + 2 = … |
У. - 2. …+ 3 = 10 |
У. - 3. … + … = 10 |
- Выберите себе задание, с которым вы считаете, что можете справиться сами.
- Работа в тетради (стр.29). Самостоятельная работа.
- Решение примеров.
- Решение задачи.
- Какие карточки перевёрнуты?
- Итог урока.
- Наш конкурс подходит к кону. Но прежде чем объявить наследника престола, я хочу услышать:
- Понравилось ли вам, уважаемые претенденты, в моём математическом царстве?
- Какое задание вам понравилось?
- Какое задание было самым интересным?
- А какое - самым трудным?
- Ребята, вы меня поразили
Сердце моё вы покорили
Желаю и впредь так держать -
Пятёрки одни получать!
- Утешили вы меня, старика. Есть кому царство оставить, кому управление доверить. Назначаю наследником престола …(ученика), который лучше и быстрее всех считает, решает сложные задачи. Не боится трудностей. Поздравляю наследника. А вам, уважаемые претенденты, вручаю ордена моего государства.
Присутствовавшие на этом уроке коллеги отмечали огромный эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Литература:
- Учебник математики Моро М. И., Волковой С. И., Степановой С. В., часть 1. Волина В. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994г.
- Нестандартные уроки в начальной школе 2002 г., С. В. Савинова, Е. Е. Гугучкина Издательство “Учитель”.
- Научно- методический журнал “Начальная школа”- 1995г., №5.