Цель: сформировать знания о разнообразии видов питания животных и выявить приспособления, характерные для каждого вида питания.
Задачи:
- Образовательные – научить классифицировать животных по видам питания и характеризовать приспособления к питанию.
- Развивающие – совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательные – формировать бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
- карточки с заданиями по темам «Питание растений» (Приложение 1);
- «Особенности питания животных» (Приложение 2) на каждую парту;
- иллюстрации животных и их ротовых аппаратов формата А4 для демонстрации на магнитной доске (отсканировать с учебника, энциклопедий и распечатать на цветном принтере).
Ход урока
I. Организационный момент. (2 минуты)
Целеполагание: На прошлом уроке мы начали знакомиться с темой «Питание и пищеварение» и рассмотрели: как происходит питание растений. Сегодня основные задачи нашего урока: познакомиться со способами питания животных, научиться распределять их по группам в зависимости от способа питания и описывать приспособления, характерные для каждой группы.
II. Актуализация знаний. (10 – 12 минут)
У вас на партах есть карточка с 4 заданиями по теме «Питание растений», вы выполняете одно задание по выбору письменно в тетрадях (время выполнения 5 минут).
Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях, после этого проводится устная фронтальная работа по этим же заданиям.
III. Изучение нового материала. (15 минут)
Запись числа и темы урока в тетрадь.
Учитель по середине на доске (учащиеся в тетрадях) делают запись «Группы животных по способу питания». Вся схема заполняется по ходу объяснения.
Учитель размещает на магнитной доске иллюстрации бурундука, оленя и бабочки.
Вопрос детям: как вы думаете, что объединяет этих абсолютно разных животных?
(Если дети затрудняются ответить, то следует помочь им наводящими вопросами: чем питаются эти животные? Как их пищу можно назвать одним словом?).
Вывод: Бурундук, олень и бабочка питаются растениями - это растительноядные животные (запись в схему).
Учитель размещает на магнитной доске иллюстрации ястреба – тетеревятника, тигра, аллигатора.
Вопрос детям: а что общего у этих животных?
Вывод: Ястреб, тигр, аллигатор питаются другими животными - это хищники (запись в схему).
Вопрос детям: при входе в зоопарк города Бронкса есть такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…» Кто этот хищник? (Дети предлагают свои варианты ответа). Если дети затрудняются ответить, то сказать им о том, что эти слова написаны над огромным зеркалом, следовательно, самый опасный зверь на земле - … (человек).
Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?
Вывод: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания.
Учитель размещает на магнитной доске иллюстрации ротовых аппаратов хищников (зверя и птицы), грызуна, бабочки (если в кабинете биологии есть черепа, например, кошки и крысы, то лучше использовать их).
Вопрос детям: Можно ли по строению ротового аппарата определить вид питания животного? Предположите, чем питаются животные с данными ротовыми аппаратами? Или: представьте – вы археологи, делаете раскопки и находите вот такие черепа, предположите, как питались обладатели этих черепов?
Вывод: у животных ротовой аппарат приспособлен к способу питания. Например, у хищных зверей хорошо развиты клыки, у птиц – крепкий крючковатый клюв, у растительноядных зверей развиты резцы, у бабочек – сосущий хоботок.
Учитель размещает на магнитной доске иллюстрацию медведя.
Вопрос детям: в какую группу вы бы поместили данное животное?
Вывод: Медведь питается как растениями, так и животными, т.е. он – всеядный (запись в схему).
Физминутка:
Учитель называет животных, если это растительноядное, то дети должны хлопнуть в ладоши, если хищник – топнуть ногами, если всеядное – поднять руки вверх.
Список животных: лось, бабочка, филин, медведь, барс, зебра, ёж, колорадский жук, паук, крот, заяц, соболь, белка, пчела, волк, лиса, бурундук, крокодил.
Волка называют «санитаром» леса, какие ещё животные по праву могут считаться «санитарами»? Привести примеры. От чего они очищают лес? Иллюстрации дождевого червя, гиен, грифов.
Вывод: Дождевые черви, гиены, грифы - питаются мёртвыми (гниющими) остатками растений и животных, т. е. они мертвоеды (запись в схему).
Вопрос: что помогает этим животным находить пищу?
Учитель размещает на магнитной доске иллюстрации блохи, клопа.
Вопрос детям: как вы думаете, что объединяет этих животных?
Вывод: Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему).
Краткий рассказ о вреде паразитов и о приспособлениях к паразитизму.
Не так страшны сами паразиты, как те заболевания, которые они переносят: тиф, чума. В XVIII веке во время русско-турецкой войны Россия потеряла погибшими от болезней больше людей, чем убитыми. У кровососущих насекомых колюще-сосущий ротовой аппарат (иллюстрация ротового аппарата на магнитной доске).
Краткий рассказ как животные избавляются от блох (птицы купаются в муравейниках, а лиса, взяв в зубы клочок травы, медленно заходит в воду, блохи спасаясь от воды перебираются на траву, и тогда лиса отпускает её).
Итог (подводят учащиеся): животные делятся на 5 групп в зависимости от видов питания – растительноядные, хищники, всеядные, мертвоеды, паразиты. У животных есть определённые приспособления к виду питания.
Домашнее задание: стр. 60 – 62 (1 абзац), стр. 64 (под 2 *)
IV. Закрепление. (7 – 10 минут)
Самостоятельная письменная работа в тетрадях.
У вас на партах есть карточка с 4 заданиями по теме «Особенности питания животных», вы выполняете одно задание по выбору письменно в тетрадях (время выполнения 5 минут).
После этого проводится устная фронтальная работа по этим же заданиям (если позволяет время).
V. Подведение итогов урока. (1 – 2 минуты)
Оценить устные ответы детей при актуализации знаний и изучении нового материала.
Сдать тетради на проверку (каждый ученик получит 2 отметки: за ответы на вопросы по домашнему заданию и за самостоятельную работу по новому материалу).