Использование театрализации на уроках чтения в системе развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


Передовые учителя не только высоко оценивали возможности театра как средства наглядного обучения и закрепления полученных на школьных уроках знаний, но и активно использовали разнообразные средства театрального искусства в повседневной практике учебно-воспитательной работы. “Драматический инстинкт, который обнаруживается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в необыкновенной любви детей к театру и кинематографу и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, - писал известный американский ученый Стенли Холл, - является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы”.[3] Разделяя это мнение, Н.Н. Бахтин рекомендовал учителям и родителям целенаправленно развивать в детях “драматический инстинкт”. Он считал, что для детей дошкольного возраста воспитывающихся в семье, наиболее пригодной формой театра является кукольный театр” комический театр Петрушки, ' теневой театр, театр марионеток. На сцене такого театра возможна постановка различных пьес сказочного, исторического, этнографического и бытового содержания. Игра в таком театре способна с пользой наполнить свободное время ребенка до 12-летнего возраста. В этой игре можно проявить себя одновременно и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, повести и сюжеты, и режиссером, и актером, играя за всех действующих лиц своей пьесы и мастером рукодельником. [4]. Театральное искусство является эффективным и уникальным средством воспитания творческой личности учащихся, благодаря своей синтетической природе. Речь идет о взаимодействии и взаимопроникновении различных видов искусств в театр: изобразительного искусства, танца, музыки, литературы, декоративно-прикладного искусства. Использование театрализации в широком смысле этого слова на уроках чтения должно стать актом коллективного творчества не только юных актеров, но и осветителей, организаторов, декоратора и учителя. Такое отношение к проникновению театра в учебный процесс содействует не только расширению общего и художественного кругозора учащихся, но и становлению их коммуникативных компетенций, развитию творческого мышления и воображения, обогащению эстетических чувств и художественного вкуса. Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в движении, в чувственном переживании произведений искусства, ведущей роли наглядно-образного мышления, считаю возможным пересмотреть отношение к театрализации на уроке чтения. По-моему мнению, на уроках чтения следует задействовать весь потенциал искусств, синтез которых мы наблюдаем в театре. Если есть фрагмент театрализации на уроке, то пусть он будет с музыкой, со светом, с элементами костюмов (масок), элементарными движениями. Данный подход позволяет:

  • осуществить 100% вовлеченность детей в учебный процесс, вне зависимости от ведущего канала восприятия
  • эмоционально прожить литературное произведение
  • активно развить ассоциативное мышление, а значит и творческое воображение
  • сформировать коммуникативную компетенцию учащихся
  • использовать проблемный, частично-поисковый метод на уроке, что позволит пережить новое знание как субъективное открытие, а их понимание воспринимать как личностную ценность. Это позволяет развивать познавательную мотивацию ученика, его интерес к предмету, моделировать условия исследовательской деятельности.
  • овладеть средствами устного общения, голосом, жестами, мимикой
  • приобрести социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми, с приятелями, с пожилыми людьми и инвалидами, опыт правильного телефонного разговора, поведения в общественных местах [1]
  • мотивировать детей на активное прочтение материала, создать ореол “сказочности”, необычности происходящего
  • объединить детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс.

<Рисунок3>

Если учитель во время прочтения пьесы, стихотворения поставит музыкальные фоны к произведению, это позволит ребенку-актеру быть раскованным, читать более выразительно, т.к. язык музыки близок человеческой речи, он побуждает точно интонировать звуки. Если разрешит двигаться большинству (“массовке”), то быстрее добьется повышения мотивации к чтению и явного улучшения дисциплины. Можно использовать и различную бутафорию: элементы костюмов, ленты, карманные фонари, мыльные пузыри, ударные музыкальные инструменты и т.д. Рисование масок, декораций к театрализации станет интересным заданием для детей и их родителей. Помимо этого, ребенок лишний раз обдумает сюжет произведения, личности героев.

<Рисунок1>

Немаловажным фактом является и то, что идея и замысел постановки обсуждается совместно со всеми, всем классным коллективом. Такой подход является основным в системе развивающего обучения. Дискуссия и обсуждение режиссерских замыслов – это находка детей, новая ступенька в развитии творческого мышления и воображения. Ведь каждый ученик, как суверенная личность, в необходимый отрезок времени, ответственно и сознательно находит свое место в общем процессе делания - вероятно так можно определить новый уровень обучения, к которому стремится и развивающее обучение и театральная педагогика.

Какие требования выдвигает к учителю реализация данного подхода?

На уроке с использованием театрализации должно быть интересно и взрослому, и ребенку. Интерес приходит, если педагог подтянут, собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу представляемой пьесы. Развивать и укреплять этот союз педагогов и детей в ходе театрализации помогут эти советы:

Какое бы предложение – “сыграть”, “показать”, “выполнить, “суметь” - ни высказал педагог, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Все препятствия, возникающие в ходе театрализации, следует рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.

В театрализации доля самостоятельности исполнителей должна расти от раза к разу. Тогда дети могут почувствовать: “не понял” - это, наверное, просто поосторожничал, “поленился” подумать и попробовать. Дополнительные пояснения педагог делает только тогда, когда предыдущее оказалось непонятным по существу, а не из-за невнимания или пассивности детей.

Если задание педагога выполняется неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем “верный” вариант, запланированный педагогом.

Самая “страшная” трудность – отказ некоторых детей от участия в предложенной постановке – снимается предварительной готовностью педагога преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, чтобы отказывающийся ребенок нашел в себе уверенность для участия в общей постановке. Отказ надо воспринимать не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную самим ребенком.

Часто у педагога возникает недовольство лишним, посторонним шумом, естественным при повышении активности учеников. Каждый раз необходимо со всем вниманием давать себе отчет: так ли вреден шум, возникающий на местах? Если это “вредный” шум – надо конкретизировать задание, увеличить группу учащихся. Если это не так – радуйтесь – Вы вызвали у детей желание работать. [2]

Важно развить диапазон управления своим поведением в общении. Овладеть актерско-педагогическим мастерством, освоить разнообразную технику воздействий. Необходимо владеть своей телесной мобилизацией и быть примером деловой целеустремленности. Источать радостное, не смотря на ошибки и неудачи, самочувствие. Любые позиционные конфликты, возникающие в учебной работе, стремиться нейтрализовать своим деловым подходом, не входя в препирательства. Уметь распоряжаться инициативой, регулируя напряжение сил и распределение рабочих функций участников процесса.

К сожалению, в методике обучения грамоте Н.В. Нечаевой по системе Л.В. Занкова указывается, что “ко времени изучения литературного чтения (учебник В.Ю. Свиридовой) доля произведений для театрализации на уроке сильно сокращается. Однако остается возможность использовать этот прием в стадии вызова на уроке, для повышения мотивации, снятия эмоциональной напряженности, повышения познавательного интереса”. Комплексно тренируя воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной деятельности, активизируя эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого участника, занятия театрализацией становятся одними из самых желанных у младших школьников. Проигрывание ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Дети становятся готовы к травмирующим событиям, могут выработать механизмы психологической защиты, преодолеть страхи и решать самостоятельно свои проблемы.

<Рисунок2>

При таком подходе занятии театрализацией комплексно развивают сенсорные способности детей, расширяется сфера самостоятельной и коллективной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и, что важно, естественные условия для процесса учения-общения.

  1. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, тетрадям по чтению и письму. – Самара: Корпорация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”,2005
  2. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. – Красноярск: АКМЭ, 1999.
  3. Цит. по кн. В помощь семье и школе. Педагогическая академия в очерках и монографиях. - М., 1911 С 185.
  4. Резолюции 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного образования (По секциям и комиссиям) //Вестник воспитания 1914 №5 Приложение с. 12.