Использование информационных технологий в преподавании математики

Разделы: Математика


Приложение 1

Современные требования к уроку нуждаются в новых подходов к методике преподавания предмета. С развитием компьютерной техники в школах внедряются компьютерные технологии преподавания. Технологии мультимедиа  сегодня по-прежнему представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения компьютеров в обучении. Преимущества же компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки и достаточно очевидны - наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации и ее поиска. В настоящее время создано уже достаточно много обучающих мультимедийных программ, но их использование на уроках в большинстве случаев проблематично, практически все они рассчитаны на индивидуальную работу с учащимися.  Один из способов решения данной проблемы - дать возможность учителям, в том числе предметникам, самостоятельно разрабатывать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь навыками пользователя ПК. На сегодняшний день наиболее доступным для учителя является входящее в комплект общераспространенного сегодня пакета Microsoft Office стандартное приложение PowerPoint. С его помощью создаётся мультимедиа технология, которая позволяет объединить различные формы представления информации. (Слайд 1)

В русле этой методической темы я работаю третий год. Результат этого – уроки –презентации, которые провожу в своих классах.

Презентации на уроках математики позволяют: (слайд 2)

  • За ограниченное рамками урока время дать больший по объёму материал.
  • Показать геометрические преобразования фигур.
  • Показать построение и преобразование графиков.
  • Давать материал в обобщённом виде.
  • Использовать богатый наглядный материал, готовые графики, различные диаграммы, таблицы, содержащие интересную информацию.
  • Включать в урок исторический материал и т.д.

Всё это я постараюсь продемонстрировать, используя некоторые слайды к различным урокам.

В настоящее время в моей методической копилке около 250 презентаций. Наибольшее количество презентаций по математике.

Активно работаю с электронными носителями: учебниками, дисками. Записываю собственные диски. В закреплённом за мною кабинете математики имеется вся необходимая для работы техника: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, документ-камера.

А теперь несколько слайдов из самых интересных уроков.

5-6-е классы. В этом возрасте Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Поэтому многие уроки я разрабатываю в форме игры. Так, в начале учебного года в 5 классе я обещаю детям, что в течение года мы совершим путешествия в их любимые сказки. Это и Старик-Хоттабыч (слайд 3) и Буратино (слайд 4), царевна-лягушка (слайд 5), даже использую героев современных сказок. (слайд 6) И уже вскоре ребята сами предлагают, в какую сказку мы отправимся следующий раз.(слайд 7)

В 6-м классе мы совершаем путешествия с использованием различных видов техники. (слайд 8) Это и космические путешествия, поездки на поезде, полёты на самолёте, плавание на кораблях. При изучении темы “Координатная плоскость” мы отправляемся за сокровищами капитана Флинта. (слайд 9 ) По пути мы изучаем новую тему и закрепляем её при отыскании места зарытого клада. (слайд 10, 11)

Я привела всего лишь несколько примеров, но нужно сказать, что 5-6 классы - это огромное поле деятельности для фантазии и воображения.

В старших классах, конечно, нужно использовать другие подходы к созданию презентаций. Здесь чаще используется межпредметная связь, связь с различными явлениями природы и предметами окружающего мира. Тема “Симметрия” (слайд 12, 13). Работа в группах. При изучении некоторых тем больше времени уделяется возможности давать материал большими блоками, использованию всех средств программы Power Point. Хочу на примере презентации к уроку геометрии “Теорема Пифагора” показать технические возможности этой программы. Я думаю, лучше всех меня сейчас поймут учителя математики, которые почти весь урок проводят у доски с мелом и тряпкой. При доказательстве теоремы Пифагора по учебнику Атанасяна мы прямоугольный треугольник должны достроить до квадрата. Не всегда у учащихся это получается. Смотрите, как в этом случае поступаю я. (слайд 14)

Также на любую презентацию можно наложить звук. Это как музыка с диска (слайд 15), так и живой звук (слайд 16, 17, 18). Вот на этих слайдах наложен рассказ ученицы 11-го класса о биографии Пифагора. В презентации иногда интересно вставить исторический материал, интересные факты из жизни математиков. (слайд 19). Можно выполнять самостоятельные работы. (слайд 20)

В старших классах часто возникает проблема, как наглядно показать некоторые процессы. Так, в математике одна из сложных тем “Преобразование графиков различных функций”. С помощью компьютера и эта проблема решается. (слайд 21, 22, 23)

Можно сделать выводы:

  • во-первых, немаловажное значение играет эстетика оформления и то, что весь собранный из различных источников материал оформлен в едином стиле, то есть можно говорить о технологии педагогического дизайна;
  • во вторых, используемый материал практически невозможно отобразить на доске за один урок;
  • в-третьих, данный материал может быть использован многократно, не только для изложения нового материала, но и для повторения пройденного в последующих классах.

В настоящее время мною уже начата совместная работа с учащимися по составлению электронных учебников. Имея такой электронный учебник (диск с опорными сигналами по всем темам математики), ученик в любой момент может открыть нужную тему и повторить. Я планирую создать диски для учителя, в которых будут презентации к каждому уроку в любом классе.

В заключение следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения.

Приложение 2

Слайд 1 Современные требования к уроку требуют новых подходов к методике преподавания предмета. С развитием компьютерной техники в школах внедряются компьютерные технологии преподавания. Технологии мультимедиа  сегодня по прежнему представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения компьютеров в обучении. Преимущества же компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки и достаточно очевидны - наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации и её поиска. В настоящее время создано уже достаточно много обучающих мультимедийных программ, но их использование на уроках в большинстве случаев проблематично, практически все они рассчитаны на индивидуальную работу с учащимися.  Один из способов решения данной проблемы - дать возможность учителям, в том числе предметникам, самостоятельно разрабатывать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь навыками пользователя ПК.

На сегодняшний день наиболее доступным для учителя является входящий в комплект общераспространенного сегодня пакета Microsoft Office стандартного приложения PowerPoint. С её помощью создаётся мультимедиа технология, которая позволяет объединить различные формы представления информации. В русле этой методической темы я работаю третий год, результат – уроки-презентации, которые я провожу в своих классах. Записываю собственные диски. В закреплённом за мною кабинете математики имеется вся необходимая для работы техника: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, документ-камера.

В настоящее время в моей методической копилке около 250 презентаций. Это и презентации по математике, и внеклассная работа, презентации по другим школьным предметам, методические презентации, а также презентации учащихся. Конечно, наибольшее количество презентаций именно по математике. (Приложение 1)

Слайд 2 Презентации на уроках математики позволяют:
  • За ограниченное рамками урока время дать больший по объёму материал;
  • Показать геометрические преобразования фигур;
  • Показать построение и преобразование графиков;
  • Давать материал в обобщённом виде;
  • Использовать богатый наглядный материал, готовые графики, различные диаграммы, таблицы, содержащие интересную информацию;

Включать в урок исторический материал и т.д. Всё это я постараюсь сейчас вам продемонстрировать, используя некоторые слайды к различным урокам.

Слайд 3 5–6-й класс. В этом возрасте Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Поэтому многие уроки я разрабатываю в форме игры. Так в начале учебного года в 5 классе я обещаю детям, что в течении года мы совершим путешествия в их любимые сказки. Это и Старик-Хотабыч
Слайд 4 и Буратино
Слайд 5 царевна-лягушка
Слайд 6 даже использую героев современных сказок.
Слайд 7 И уже вскоре ребята сами предлагают в какую сказку мы отправимся следующий раз.
Слайд 8 В 6-м классе мы совершаем уже путешествия с использованием различных видов техники. Это и космические путешествия, поездки на поезде, полёты на самолёте, плавание на кораблях.
Слайд 9 При изучении темы Координатная плоскость мы отправляемся за сокровищами капитана Флинта.
Слайд 10 По пути мы изучаем новую тему
Слайд 11 и закрепляем её при отыскании места зарытого клада.

Я привела всего лишь несколько примеров, но нужно сказать, что 5–6-е классы - это огромное поле деятельности для фантазии и воображения.

Слайд 12 В старших классах, конечно, нужно использовать другие подходы к созданию презентаций. Здесь чаще используется межпредметная связь, связь с различными явлениями природы и предметами окружающего мира. Тема Симметрия. Работа в группах.
Слайд 13 При изучении некоторых тем больше времени уделяется возможности давать материал большими блоками, использованию всех средств программы PowerPoint.
Слайд 14 Хочу на примере презентации к уроку геометрии “Теорема Пифагора” показать технические возможности этой программы. Я думаю лучше всех меня сейчас поймут учителя математики, которые почти весь урок проводят у доски с мелом и тряпкой.

При доказательстве теоремы Пифагора по учебнику Атанасяна мы прямоугольный треугольник должны достроить до квадрата. Не всегда у учащихся это получается. Смотрите как в этом случае поступаю я.

Слайд 15 Так же на любую презентацию можно наложить звук. Это как музыка с диска так и живой звук. На следующих слайдах наложен рассказ ученицы 11-го класса о биографии Пифагора.
Слайд 16 Слайды 17, 18
Слайд 19 В презентации иногда интересно вставить исторический материал, интересные факты из жизни математиков.
Слайд 20 Можно выполнять самостоятельные работы.
Слайд 21 В старших классах часто возникает проблема, как наглядно показать некоторые процессы. Так в математике одна из сложных тем “Преобразование графиков различных функций”. С помощью компьютера и эта проблема решается.
Слайд 22 Как видите, можно сделать некоторые выводы:
  • Во-первых, немаловажное значение играет эстетика оформления и то, что весь собранный из различных источников материал оформлен в едином стиле, то есть можно говорить о технологии педагогического дизайна.
  • Во вторых, используемый материал практически невозможно отобразить на доске за один урок.
  • В-третьих, данный материал может быть использован многократно, не только для изложения нового материала, но и для повторения пройденного в последующих классах.
Слайд 23 В настоящее время мною уже начата совместная работа с учащимися по составлению электронных учебников. Имея такой электронный учебник (диск с опорными сигналами по всем темам математики), ученик в любой момент может открыть нужную тему и повторить. Я планирую создать диски для учителя, в которых будут презентации к каждому уроку в любом классе.
Слайд 24 В заключение следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения.

Приложение 1