Современные требования к уроку нуждаются в новых подходов к методике преподавания предмета. С развитием компьютерной техники в школах внедряются компьютерные технологии преподавания. Технологии мультимедиа сегодня по-прежнему представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения компьютеров в обучении. Преимущества же компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки и достаточно очевидны - наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации и ее поиска. В настоящее время создано уже достаточно много обучающих мультимедийных программ, но их использование на уроках в большинстве случаев проблематично, практически все они рассчитаны на индивидуальную работу с учащимися. Один из способов решения данной проблемы - дать возможность учителям, в том числе предметникам, самостоятельно разрабатывать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь навыками пользователя ПК. На сегодняшний день наиболее доступным для учителя является входящее в комплект общераспространенного сегодня пакета Microsoft Office стандартное приложение PowerPoint. С его помощью создаётся мультимедиа технология, которая позволяет объединить различные формы представления информации. (Слайд 1)
В русле этой методической темы я работаю третий год. Результат этого – уроки –презентации, которые провожу в своих классах.
Презентации на уроках математики позволяют: (слайд 2)
- За ограниченное рамками урока время дать больший по объёму материал.
- Показать геометрические преобразования фигур.
- Показать построение и преобразование графиков.
- Давать материал в обобщённом виде.
- Использовать богатый наглядный материал, готовые графики, различные диаграммы, таблицы, содержащие интересную информацию.
- Включать в урок исторический материал и т.д.
Всё это я постараюсь продемонстрировать, используя некоторые слайды к различным урокам.
В настоящее время в моей методической копилке около 250 презентаций. Наибольшее количество презентаций по математике.
Активно работаю с электронными носителями: учебниками, дисками. Записываю собственные диски. В закреплённом за мною кабинете математики имеется вся необходимая для работы техника: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, документ-камера.
А теперь несколько слайдов из самых интересных уроков.
5-6-е классы. В этом возрасте Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Поэтому многие уроки я разрабатываю в форме игры. Так, в начале учебного года в 5 классе я обещаю детям, что в течение года мы совершим путешествия в их любимые сказки. Это и Старик-Хоттабыч (слайд 3) и Буратино (слайд 4), царевна-лягушка (слайд 5), даже использую героев современных сказок. (слайд 6) И уже вскоре ребята сами предлагают, в какую сказку мы отправимся следующий раз.(слайд 7)
В 6-м классе мы совершаем путешествия с использованием различных видов техники. (слайд 8) Это и космические путешествия, поездки на поезде, полёты на самолёте, плавание на кораблях. При изучении темы “Координатная плоскость” мы отправляемся за сокровищами капитана Флинта. (слайд 9 ) По пути мы изучаем новую тему и закрепляем её при отыскании места зарытого клада. (слайд 10, 11)
Я привела всего лишь несколько примеров, но нужно сказать, что 5-6 классы - это огромное поле деятельности для фантазии и воображения.
В старших классах, конечно, нужно использовать другие подходы к созданию презентаций. Здесь чаще используется межпредметная связь, связь с различными явлениями природы и предметами окружающего мира. Тема “Симметрия” (слайд 12, 13). Работа в группах. При изучении некоторых тем больше времени уделяется возможности давать материал большими блоками, использованию всех средств программы Power Point. Хочу на примере презентации к уроку геометрии “Теорема Пифагора” показать технические возможности этой программы. Я думаю, лучше всех меня сейчас поймут учителя математики, которые почти весь урок проводят у доски с мелом и тряпкой. При доказательстве теоремы Пифагора по учебнику Атанасяна мы прямоугольный треугольник должны достроить до квадрата. Не всегда у учащихся это получается. Смотрите, как в этом случае поступаю я. (слайд 14)
Также на любую презентацию можно наложить звук. Это как музыка с диска (слайд 15), так и живой звук (слайд 16, 17, 18). Вот на этих слайдах наложен рассказ ученицы 11-го класса о биографии Пифагора. В презентации иногда интересно вставить исторический материал, интересные факты из жизни математиков. (слайд 19). Можно выполнять самостоятельные работы. (слайд 20)
В старших классах часто возникает проблема, как наглядно показать некоторые процессы. Так, в математике одна из сложных тем “Преобразование графиков различных функций”. С помощью компьютера и эта проблема решается. (слайд 21, 22, 23)
Можно сделать выводы:
- во-первых, немаловажное значение играет эстетика оформления и то, что весь собранный из различных источников материал оформлен в едином стиле, то есть можно говорить о технологии педагогического дизайна;
- во вторых, используемый материал практически невозможно отобразить на доске за один урок;
- в-третьих, данный материал может быть использован многократно, не только для изложения нового материала, но и для повторения пройденного в последующих классах.
В настоящее время мною уже начата совместная работа с учащимися по составлению электронных учебников. Имея такой электронный учебник (диск с опорными сигналами по всем темам математики), ученик в любой момент может открыть нужную тему и повторить. Я планирую создать диски для учителя, в которых будут презентации к каждому уроку в любом классе.
В заключение следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения.
Слайд 1 | Современные требования к уроку требуют
новых подходов к методике преподавания предмета.
С развитием компьютерной техники в школах
внедряются компьютерные технологии
преподавания. Технологии мультимедиа сегодня
по прежнему представляют собой одно из передовых
достижений в сфере применения компьютеров в
обучении. Преимущества же компьютера как
средства поддержки учебного процесса достаточно
широки и достаточно очевидны - наглядность,
быстрота доступа к большим объемам информации и
её поиска. В настоящее время создано уже
достаточно много обучающих мультимедийных
программ, но их использование на уроках в
большинстве случаев проблематично, практически
все они рассчитаны на индивидуальную работу с
учащимися. Один из способов решения данной
проблемы - дать возможность учителям, в том числе
предметникам, самостоятельно разрабатывать
необходимые им мультимедийные программные
средства учебного назначения, обладая при этом
лишь навыками пользователя ПК. На сегодняшний день наиболее доступным для учителя является входящий в комплект общераспространенного сегодня пакета Microsoft Office стандартного приложения PowerPoint. С её помощью создаётся мультимедиа технология, которая позволяет объединить различные формы представления информации. В русле этой методической темы я работаю третий год, результат – уроки-презентации, которые я провожу в своих классах. Записываю собственные диски. В закреплённом за мною кабинете математики имеется вся необходимая для работы техника: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, документ-камера. В настоящее время в моей методической копилке около 250 презентаций. Это и презентации по математике, и внеклассная работа, презентации по другим школьным предметам, методические презентации, а также презентации учащихся. Конечно, наибольшее количество презентаций именно по математике. (Приложение 1) |
Слайд 2 | Презентации на уроках математики
позволяют:
Включать в урок исторический материал и т.д. Всё это я постараюсь сейчас вам продемонстрировать, используя некоторые слайды к различным урокам. |
Слайд 3 | 5–6-й класс. В этом возрасте Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Поэтому многие уроки я разрабатываю в форме игры. Так в начале учебного года в 5 классе я обещаю детям, что в течении года мы совершим путешествия в их любимые сказки. Это и Старик-Хотабыч |
Слайд 4 | и Буратино |
Слайд 5 | царевна-лягушка |
Слайд 6 | даже использую героев современных сказок. |
Слайд 7 | И уже вскоре ребята сами предлагают в какую сказку мы отправимся следующий раз. |
Слайд 8 | В 6-м классе мы совершаем уже путешествия с использованием различных видов техники. Это и космические путешествия, поездки на поезде, полёты на самолёте, плавание на кораблях. |
Слайд 9 | При изучении темы Координатная плоскость мы отправляемся за сокровищами капитана Флинта. |
Слайд 10 | По пути мы изучаем новую тему |
Слайд 11 | и закрепляем её при отыскании места
зарытого клада. Я привела всего лишь несколько примеров, но нужно сказать, что 5–6-е классы - это огромное поле деятельности для фантазии и воображения. |
Слайд 12 | В старших классах, конечно, нужно использовать другие подходы к созданию презентаций. Здесь чаще используется межпредметная связь, связь с различными явлениями природы и предметами окружающего мира. Тема Симметрия. Работа в группах. |
Слайд 13 | При изучении некоторых тем больше времени уделяется возможности давать материал большими блоками, использованию всех средств программы PowerPoint. |
Слайд 14 | Хочу на примере презентации к уроку
геометрии “Теорема Пифагора” показать
технические возможности этой программы. Я думаю
лучше всех меня сейчас поймут учителя
математики, которые почти весь урок проводят у
доски с мелом и тряпкой. При доказательстве теоремы Пифагора по учебнику Атанасяна мы прямоугольный треугольник должны достроить до квадрата. Не всегда у учащихся это получается. Смотрите как в этом случае поступаю я. |
Слайд 15 | Так же на любую презентацию можно наложить звук. Это как музыка с диска так и живой звук. На следующих слайдах наложен рассказ ученицы 11-го класса о биографии Пифагора. |
Слайд 16 | Слайды 17, 18 |
Слайд 19 | В презентации иногда интересно вставить исторический материал, интересные факты из жизни математиков. |
Слайд 20 | Можно выполнять самостоятельные работы. |
Слайд 21 | В старших классах часто возникает проблема, как наглядно показать некоторые процессы. Так в математике одна из сложных тем “Преобразование графиков различных функций”. С помощью компьютера и эта проблема решается. |
Слайд 22 | Как видите, можно сделать некоторые
выводы:
|
Слайд 23 | В настоящее время мною уже начата совместная работа с учащимися по составлению электронных учебников. Имея такой электронный учебник (диск с опорными сигналами по всем темам математики), ученик в любой момент может открыть нужную тему и повторить. Я планирую создать диски для учителя, в которых будут презентации к каждому уроку в любом классе. |
Слайд 24 | В заключение следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения. |