Цели урока:
- Познакомить с правописанием букв е-и в корнях с чередованием.
- Работать над формированием умения выбора букв е-и в корнях с чередованием.
Оборудование: таблица, раздаточный материал, тесты.
Ход урока
- Разгадывание кроссворда.
- Сегодня к нам пришёл гость из страны “Лингвиния”, но он спрятался в кроссворде, который лежит на ваших столах. Как зовут нашего гостя, мы прочитаем в выделенной строке, если правильно восстановим пропущенные слова в строках из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.
1) И девице пришло на ум,
В волненье своенравных дум,
Примерить … Черномора.
2)…Смотрит храбрый князь –
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая … .
3) Другой - … , крикун надменный,
В пирах никем не побеждённый,
Но воин скромный средь мечей.
4) Но вдруг пред витязем … .
В … свет. Он прямо к ней
Идёт под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошёл с уныньем: что же зрит?
В … старец.
5) Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный …
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
6) Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними … их морской
- Как же зовут нашего гостя? Что вы о нём знаете?
- Какие корни с чередованием гласных мы знаем? Приведите примеры.
- Проверка домашнего задания.
-Прочитать написанный дома рассказ, в котором вы употребили слова с чередующимися гласными в корнях.
- Тема и задачи урока.
- Сегодня мы познакомимся с новыми корнями, в которых чередуются гласные е-и. На уроке мы научимся находить эти корни. Наша задача – научиться правильно писать гласную в корнях с чередованием.
- Работа по теме урока.
- Игра “Собери пословицу”.
- На ваших столах лежат карточки, на которых написаны пословицы. Но беда в том, что слова в них “забыли”, где они должны стоять. Помогите им собраться в предложения.
- зима, собирает, а, поедает, лето.
- что, соберёшь, на, столе, зимой, то, летом, найдёшь.
- Запишите пословицы, объясните их смысл.
- Выделите видовые пары глаголов, разберите их по составу.
- Какие гласные чередуются в корне?
- Запишите ещё пары глаголов:
- Удерёт – удирает
- Замереть – замирает
- Запереть – запирает
- Стереть – стирает
- Выделите в этих словах корни.
- Внимательно посмотрите и скажите, что стоит после корней, в которых пишется гласная и. Попробуйте сформулировать правило. Давайте проверим, как объясняется правило в учебнике.
- Чтение правила на странице 201.
- Тренировочные упражнения.
- Выполнение упражнения 598.
- Игра “Составь предложение”.
- Возьмите обстоятельство из предложения “За селом далеко тянется сосновый лес”.
- Сказуемое из предложения “Перед нами расстилается безбрежное море”.
- Определение из предложения “Гладкое лицо мальчика сморщилось от боли”.
- Подлежащее из предложения “Справа на стене висело маленькое зеркало”.
- Дополнение из предложения “Мы расположились на берегу прозрачного озера”.
- Прочитайте составленное предложение.
- Разберите по составу глагол.
- Какая гласная пишется в корне? Почему?
- “Подбери синоним”.
- Замените в словосочетаниях глаголы синонимичными глаголами того же вида с чередующимися гласными в корне. Обозначьте изученную орфограмм. (Слова для справок записаны на доске с пропусками гласных в корне.)
- сверкать на солнце
- подниматься в гору
- закрывать класс
- загораться ярко
- оцепенеть от страха
- выдёргивать сорную траву
- убегать от ребят
- Домашнее задание.
- Выполнить упражнение 599. Подготовиться к самостоятельной работе по теме.
- Закрепление изученного материала.
- Найдите четвёртое “лишнее”, объясните, почему они “лишние”.
- ум..реть, отп..реть, пол..теть, сж..гать
- выб..рать, раст..реть, пост..лить, отд..рать.