Урок по теме "Буквы е–и в корнях с чередованием"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Познакомить с правописанием букв е-и в корнях с чередованием.
  • Работать над формированием умения выбора букв е-и в корнях с чередованием.

Оборудование: таблица, раздаточный материал, тесты.

Ход урока

  1. Разгадывание кроссворда.

- Сегодня к нам пришёл гость из страны “Лингвиния”, но он спрятался в кроссворде, который лежит на ваших столах. Как зовут нашего гостя, мы прочитаем в выделенной строке, если правильно восстановим пропущенные слова в строках из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.

1) И девице пришло на ум,
В волненье своенравных дум,
Примерить … Черномора.

2)…Смотрит храбрый князь –
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая … .

3) Другой - … , крикун надменный,
В пирах никем не побеждённый,
Но воин скромный средь мечей.

4) Но вдруг пред витязем … .
В … свет. Он прямо к ней
Идёт под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошёл с уныньем: что же зрит?
В … старец.

5) Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный …
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.

6) Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними … их морской

- Как же зовут нашего гостя? Что вы о нём знаете?

- Какие корни с чередованием гласных мы знаем? Приведите примеры.

  1. Проверка домашнего задания.

-Прочитать написанный дома рассказ, в котором вы употребили слова с чередующимися гласными в корнях.

  1. Тема и задачи урока.

- Сегодня мы познакомимся с новыми корнями, в которых чередуются гласные е-и. На уроке мы научимся находить эти корни. Наша задача – научиться правильно писать гласную в корнях с чередованием.

  1. Работа по теме урока.
  1. Игра “Собери пословицу”.

- На ваших столах лежат карточки, на которых написаны пословицы. Но беда в том, что слова в них “забыли”, где они должны стоять. Помогите им собраться в предложения.

  • зима, собирает, а, поедает, лето.
  • что, соберёшь, на, столе, зимой, то, летом, найдёшь.

- Запишите пословицы, объясните их смысл.

- Выделите видовые пары глаголов, разберите их по составу.

- Какие гласные чередуются в корне?

  1. Запишите ещё пары глаголов:
  • Удерёт – удирает
  • Замереть – замирает
  • Запереть – запирает
  • Стереть – стирает

- Выделите в этих словах корни.

- Внимательно посмотрите и скажите, что стоит после корней, в которых пишется гласная и. Попробуйте сформулировать правило. Давайте проверим, как объясняется правило в учебнике.

  1. Чтение правила на странице 201.
  1. Тренировочные упражнения.
  1. Выполнение упражнения 598.
  2. Игра “Составь предложение”.
  • Возьмите обстоятельство из предложения “За селом далеко тянется сосновый лес”.
  • Сказуемое из предложения “Перед нами расстилается безбрежное море”.
  • Определение из предложения “Гладкое лицо мальчика сморщилось от боли”.
  • Подлежащее из предложения “Справа на стене висело маленькое зеркало”.
  • Дополнение из предложения “Мы расположились на берегу прозрачного озера”.

- Прочитайте составленное предложение.

- Разберите по составу глагол.

- Какая гласная пишется в корне? Почему?

  1. “Подбери синоним”.

- Замените в словосочетаниях глаголы синонимичными глаголами того же вида с чередующимися гласными в корне. Обозначьте изученную орфограмм. (Слова для справок записаны на доске с пропусками гласных в корне.)

  • сверкать на солнце
  • подниматься в гору
  • закрывать класс
  • загораться ярко
  • оцепенеть от страха
  • выдёргивать сорную траву
  • убегать от ребят
  1. Домашнее задание.

- Выполнить упражнение 599. Подготовиться к самостоятельной работе по теме.

  1. Закрепление изученного материала.

- Найдите четвёртое “лишнее”, объясните, почему они “лишние”.

  • ум..реть, отп..реть, пол..теть, сж..гать
  • выб..рать, раст..реть, пост..лить, отд..рать.