Физика занимает особое место среди школьных предметов. Физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение.
Главной задачей внеклассной работы по физике считаю развитие познавательного интереса к предмету. Ежегодно провожу в школе Неделю физики – одну из групповых форм внеклассной работы. Объявляю конкурсы:
- на лучшее стихотворение, рассказ, песню о физических явлениях; ученых-физиках;
- конкурс кроссвордистов;
- конкурс ребусов.
Провожу физические игры. В процессе игры учащиеся лучше разбираются в учебном материале, совершенствуют мышление, развивают внимание и творческое воображение.
Предлагаю Вашему вниманию 2 внеклассных мероприятия.
- Игра “Физическое ассорти ФИЗИКА +”
- Игра “Путешествие в мир физики”
Игра “Физическое ассорти ФИЗИКА +”
Цель: показать гуманитарное содержание и общекультурное значение физики как учебного предмета.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность учащихся посредством внеклассной игровой деятельности;
- развивать творческое мышление, умения сравнивать и наблюдать, правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления и процессы.
Содержание игры.
- Подготовка: класс оформлен изображением ромашки, на лепестках которой, с изнаночной стороны написаны названия предметов, которые ребята изучают в школе.
- Вступительное слово учителя.
- Представление команд (команды сформированы заранее).
- Правила игры: представители команд по очереди выбирают лепесток ромашки. На лепестках ромашки записаны предметы, вопрос к которым зачитывает учитель. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Вопросы к предметам:
Математика
По графику колебательного движения определите следующие физические величины: период, амплитуду, частоту.
Технология
Какие физические явления происходят в ткани при проглаживании утюгом? Почему ручка утюга сделана из пластмассы? (Деформации, в результате которых происходит смещение нитей и волокон, а также их растяжение. Ткань становится более мягкой, эластичной и гладкой. Ткань иногда увлажняют для того, чтобы нити не подгорали, а из воды образовывался пар. Под воздействием пара и высокой температуры утюга деформация нитей происходит быстрее. Дерево и пластмасса – плохие проводники тепла, поэтому даже когда металлическая часть утюга (подошва) сильно нагреется, пластмасса и дерево остаются холодными).
Изобразительное искусство
Учащимся показывают 2 рисунка на которых изображен воробей – зимой и летом. Какой из рисунков сделан зимой? Почему? (Воздух имеет низкую теплопроводность, поэтому воробей зимой распушает перья для сохранения тепла).
Химия
Назовите химический элемент, содержащий в ядре 19 протонов. (По таблице Менделеева определяем, что это калий К, №19 число протонов равно числу электронов и равно порядковому номеру элемента).
История
Этот английский ученый получил за свою научную деятельность рыцарский титул. В 1695 году он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директора. Ему была поручена чеканка всех монет страны. В детстве он увлекался стихами, рисовал, много мастерил. Им были сконструированы солнечные и водяные часы, ветряная мельница, бумажный змей. (Исаак Ньютон).
Основы безопасности жизнедеятельности
Отправляясь в зимний поход, лесники, егеря между носками наматывают “портянки” из газет. С какой целью они это делают? (Бумага и воздух – плохие проводники тепла, они служат теплоизолирующим материалом, помогающим сохранить тепло ног).
География
Назовите ученого, именем которого названы:
- хребет в Северном Ледовитом океане;
- течение в Атлантическом океане;
- город в Ленинградской области.
(М.В. Ломоносов).
Литература
Отрывок из сказки “Репка”/
“…Посадил дед репку в глинистую почву. Выросла репка большая-пребольшая. Пришел дождь, и решил дед выдернуть репку. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут – вытянуть не могут. Пришлось звать на помощь внучку, а потом собачку Жучку. Дедка – за репку, бабка – за дедку, внучка – за бабку, Жучка – за внучку ухватились и вытянули репку.”
Почему репку вытягивалась с трудом из почвы? Как влияло то, что почва была глинистая? (Чтобы выдернуть корнеплод, нужно преодолеть силу трения между корнеплодом и почвой. Кроме того, при вытаскивании корнеплода из глинистой почвы под ним создается разреженное пространство, а атмосферное давление давит на репку с большей силой, так как давление снизу меньше атмосферного давления.)
Биология
Обитатель морей – кальмар время от времени набирает воду в специальную полость, а затем её выбрасывает в виде тонкой струи. Зачем он это делает? (Для передвижения. Он движется за счет реакции струи – в противоположную сторону от выброса струи. Кальмар – это живая ракета.)
Русский язык
Кто впервые ввел в русский язык термины: барометр, формула, термометр, поршень, полюс магнита? (М.В. Ломоносов).
Иностранный язык
Этимология – это наука о происхождении слов. Нужно указать из какого языка это слово пришло к нам.
Инерция – это слово:
- итальянское;
- греческое;
- латинское.
Орбита – это слово:
- английское;
- латинское;
- немецкое.
Ракета – это слово:
- немецкое;
- греческое;
- латинское.
Физика – это слово:
- греческое;
- латинское;
- английское.
Физическая культура
Почему, если быстро скользить по канату или шесту можно обжечь руки? (При движении под действием силы трения происходит увеличение внутренней энергии трущихся поверхностей).
Музыка
Поставить пластинку и менять скорость вращения пластинки. Проигрыватель издает то нормальные, то визгливые звуки. Как объяснить это явление? (При изменении частоты вращения пластинки увеличивается или уменьшается частота колебаний иглы и создаваемых иглой звуковых колебаний. Высота звука зависит от частоты колебаний. Чем больше частота колебаний в звуковой волне, тем выше звук. Например, писк комара, частота 500-600 колебаний и жужжание шмеля, частота колебаний крыльев которого 220 Гц).
Подведение итогов игры.
Игра “Путешествие в мир физики”
Цель: формирование устойчивой мотивации в познавательной деятельности учащихся.
Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся посредством внеклассной игровой деятельности.
Содержание игры:
- 3 команды по 3 человека от класса представляют команды желтых, зеленых, красных.
- На доске размещены названия команд, баллы участники получают “верстами”, 1 правильно выполненное задание – 100 вёрст. Побеждает команда которая наберет как можно больше вёрст.
- Вступительное слово учителя.
- Представление команд.
Ход игры
- Конкурс загадок (каждой команде по 2 загадки)
Сначала – блеск
За блеском – треск
За треском – плеск
(Молния, гром, дождь)
И в огне не горит,
И в воде не тонет.
(Лед)
Две сестры качались,
Правды добивались
А когда добились
То остановились.
(Весы)
Чудо – птица
Алый хвост
Полетела в стаю звезд
(Ракета)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Тянусь я тонким столбиком
По трубке из стекла
Сжимаюсь я от холода, расту я от тепла.
(Термометр)
- Конкурс “Физические величины”
Вспомним: верста – единица длины в России, 1 верста = 1,07 км.
Существуют другие физические величины и их единицы измерения. Вам предложены единицы измерения физических величин. Вам нужно указать к какой физической величине они относятся.
- Золотник (масса 4,27 г древнерусская единица)
- Узел (скорость 0,51 м/с старорусское, Англия, США)
- Дюйм (длина 25,4 мм Англия, США)
- Баррель (объём 159 л, США)
- Конкурс “О каком физическом приборе идёт речь? Из чего состоит и для чего предназначен?”
Смотрю – и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы
И изумруды, и алмазы
И аметисты, и жемчуг
И перламутр все вижу вдруг
Лишь сделаю рукой движенье
И новое в глазах явленье!
(Калейдоскоп: состоит из трубки с зеркальными пластинами и осколками цветных стёкол. Предназначен для наблюдения быстро сменяющихся объектов. Изобретен в 1817 году шотландским физиком Д.Брюстером)
Учащимся предлагается выбрать из следующих приборов, которые выставлены: телескоп, микроскоп, линза, калейдоскоп.
- Конкурс “Что за чудо этот камень!”
Благодаря какому камню так названы эти частицы? Что это за частицы?
Учащиеся должны выбрать из набора бус: жемчуг, гранат, яшма, янтарь.
(Электроны – (греч. Слово) – означает янтарь. Фалес (VII – VI в. до н.э.) заметил, что натертый шерстью янтарь притягивает к себе легкие кусочки других материалов (соломинки, шерстинки). Через 2000 лет английский ученый Гильберт обнаружил, что таким свойством обладают и другие вещества (алмаз, стекло …). Все эти вещества он назвал электрическими т.е. подобными янтарю. Янтарь – затвердевшая смола хвойных деревьев, которые росли на Земле 50 млн лет назад. В 1897 году Томпсон открыл частицу, являющуюся носителем элементарного заряда)
- Конкурс “Переводчики”
Назовите приборы, которые соответствуют данным названиям:
- Тяжесть измеряю;
- тепло измеряю;
- холод измеряю.
Даны следующие приборы, из которых учащиеся должны выбрать соответствующие данным названиям: барометр, весы, динамометр, термометр, психрометр, плитка.
- Конкурс Наша история”
Учитель рассказывает об истории возникновения утюга. Ближайшим родственником утюга является сковорода с углями. По принципу её действия сделан жаровой утюг: в чугунную полую форму насыпали тлеющие угли, которые нагревали подошву утюга. Чтобы угли горели, размахивали утюгом и приговаривали “Ух, ух, разгорелся мой утюг!”
Вопрос: Что служило источником нагревания утюга? Зачем ручку утюга делали раньше деревянной? (Источником тепла служил древесный уголь).
Учащимся выдавали таблицу удельной теплоты сгорания веществ.
- Конкурс “Объясни опыт”
- Демонстрация атмосферного давления. (стакан с водой, лист бумаги).
- Демонстрация инерции. (стакан, открытка, монета на открытке)
- Конкурс литературный.
Учитель зачитывает отрывок из “Евгения Онегина”
Татьяна пред окном стояла
На стекла хладные дыша
Задумавшись, моя душа
Прелестным пальчиком писало
На отуманенном стекле
Заветные вензель О да Е.
Вопрос: почему стекло отуманенное? (Стекло было холодное – у Пушкина “стекла хладные”. И когда попал теплый воздух дыхания, то содержащийся в воздухе водяной пар начал охлаждаться, а затем конденсироваться в виде мельчайших капелек воды. Стекло стало покрываться туманом – капельками влаги, став непрозрачным, пригодным для письма.)
- Конкурс “Следствие ведут знатоки”
Учитель: известна легенда об Архимеде. Царь Гиерон (250 лет до н.э.) поручил проверить честность мастера изготовившего золотую корону. Архимед определил, что плотность короны меньше плотности золота и следовательно в ней есть примеси. Вам, ребята нужно проверить подлинность серебряных ложек другим способом, используя горячий чай. Какие ваши предположения? (Опустить ложечки в чай. А так как у разных металлов разная теплопроводность и следовательно ложечки будут нагреваться неодинаково.)
- Конкурс. Учащимся самим предлагается продемонстрировать опыт по теме “Инерция”, “Атмосферное давление”.
Подведение итогов. Команда набравшая большее количество “верст” - победитель.